Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские понятия Античности




Архе (начало, принцип) – онтологический и гносеологический принцип первоначала; субстанция, первоматерия, находящаяся за границами чувственного восприятия, и являющаяся основой всего сущего (Фалес, Гераклит). Архе у Платона – это «нечто невозникшее», у Аристотеля – «недоказуемое», «начало сущности».

Космос (порядок) – мир как структурно организованное упорядоченное целое.

Логос (слово, смысл) – разумная необходимость, управляющая миром; универсальный закон, придающий смысл, стабильность и гармонию всему сущему.

Телос (завершение, цель) – предназначение сущего, частей, человека и мира: термин формируется в классический период у Платона, Аристотеля, означает свой-ство природы вещей («природа ничего не делает напрасно») – это не просто причинно-следственные связи явлений, а внутренняя логика целенаправленного явления.

Эрос – любовь как половое влечение; у Платона побудительная сила духовного восхождения - влечение к созерцанию идей истинно сущего, добра, красоты.

Агапэ – нежное, мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку, в христианской любви к ближнему.

Людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства (в древнегреческой культуре).

Средневековая философия (5 – 15 вв. н.э.)

Религиозная (христианская) философия носит морализаторский воспитательный характер. Сближение философии и религии - сакрализация. Тип философствования – теоцентризм (теос - бог). В центре мироздания и философских построений – Бог. Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога – от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом. Средневековая философия - служанка богословия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Ученые - представители духовенства; монастыри, церкви - центры культуры, науки. Проблемы: существует ли мир сам по себе, или сотворен богом? Сочетание свободы воли человека и божественной необходимости.

Этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика - теоретическое знание, совокупность теологических, философских и социально-политических доктрин христианских мыслителей. Особенности средневековой философии: эсхатологизм (учение о конечных судьбах мира и человека), авторитаризм, экзегетичность (экзегетика - искусство толкования священных текстов в средневековье). Креационизм -мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего. Сотериология – учение о спасении души. Провиденциализм - принцип, согласно которому Бог определяет ход истории и судьбу каждого человека.

Апологетика (апология - сочинение, направленное на защиту) - направление раннего христианства (2-3 в.), защищающее теоретические основы христианского вероучения. Задача апологетов - обоснование преимуществ христианства перед язычеством.

Патристика (патер - отец церкви) - учения отцов Церкви, систематизирующие церковную доктрину (III-VIII в.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики. Августин Блаженный (Аврелий), Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген. Влияние Платона. Августин Блаженный (354-430 г. Работы «Исповедь», «О Граде Божьем»):Бог - творец мира, двигатель истории. Смысл истории – всемирный переход от язычества к христианству. Человек ответственен за свои дела, Бог дал ему способность выбирать между добром и злом.

Схоластика (школьный, ученый) - тип религиозной философии - рационалистическая методика обоснования догматов, формально-логическая проблематика, умозрительность, подчинение теологии (11-15 в. - Эриугена, Альберт Великий, Фома Аквинский). Пик схоластики - Фома Аквинский (13 в.) - систематическая разработка хрис-тианской философии, опирающейся на философию Аристотеля. Попытка соединить античную мудрость с вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если это вера «правильная» - христианская. Проблема доказательства бытия Божия - одна из центральных у Фомы Аквинского.

Томизм – система философских и теологических взглядов Фомы Аквинского.

Схоластика поднимает диалектическую проблему связи общего и единичного. Существует ли общее реально, или реально существует только единичное, а общее – лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признававшие реальность общих понятий составили направление реализма. Считавшие общее толь-ко «именем», а реально существующим только единичное - номиналисты. Номиналисты и реалисты – предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

«Шестоднев» - книга, где излагались христианская онтология и космогония.

Апокрифы - произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Эпоха Возрождения (Ренессанс) (13 в. – 16 в.)

Возрождение культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом. Гуманизм - светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви. Петрарка - итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики. Гениальные художники, мыслители (Данте, Э.Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Монтень, Сервантес, Шекспир) выдвигали гуманистическую систему ценностей. Гуманисты (Мор, Кампанелла, Макиавелли) создавали новые политические, социальные концепции, проекты идеального государства и социалистические утопии. Философия свободна от религиозных предпосылок, её интересует место человека в мире, его свобода, судьба.

Мировоззренческие принципы Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, прометеизм. Прометеизм - культ творческой деятельности (Прометей – мифический герой, символ зарождения культуры), наделяющий не только созерцательно-духовную, но и чувственно-предметную деятельность человека сакральным (священным) смыслом, что определяет эстетическую, а не нравственно-этическую (в отличие от Средневековья) направленность культуры Ренессанса. Антропоцентризм (антропос - человек) – тип философствования. В новой системе ценностей на первом месте человек и природа. Секуляризация - отделение философии от религии.

Индивидуализм - тип мировоззрения эпохи Возрождения, противопоставление ин-дивида обществу (Пико делла Мирандола «Речь о свободе и достоинстве человека»).

Развитие капитализма в 16 в. и великие географические открытия потребовали развития естествознания, становления опытных наук дающих истинное знание о природе. Создан компас, барометр. Коперник открыл, что Земля - планета солнечной системы. В 1609г. И.Кеплер сформулировал законы астрономии, Г.Галилей сконструировал первый телескоп. Дж. Бруно обосновал положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы. Ок. 1600 г. У. Гилберт открыл магнитные силы, обнаружил присутствие электричества во всех материальных субстанциях. В 1621 г. Дрэббел изобрел микроскоп. К 1670 г. И.Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Связь науки с философией. В 15 в. во Флоренции возрождена Платоновская академия. Реформация в Европе в 16 в. Цель – преобразование католической церкви. Н. Кузанский в соч. «Об ученом незнании»:

1) концепция «ученого незнания» - сложность процесса познания мира и Бога; апофатическое отрицательное богословие; Бог – «неиное», сверхсубстанциональное «бытие-возможность», стоящее выше всех определений;

2) учение о совпадении противоположностей - отказ от дискурсивно-рационального пути познания в пользу интеллектуального созерцания, умеющего видеть единство во многом; совпадение противоположностей в бесконечном божественном бытии – абсолютный минимум и абсолютный максимум;

3) структурно-математический метод - модель для любой точности позволяет описать всеобщую математическую структуру мира и объяснить принцип совпадения противоположностей в бесконечности (точки и линии, центра и окружности).

Философия Нового времени (17 – 18 вв.)

Наука Нового времени опиралась на эксперимент, математику, механику. Философия рационалистическая, опиралась на данные естественных наук, и сама была их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования. Выработка общенаучных методов познания, обобщение, систематизация данных естественных наук, поиск единого метода познания, который привел бы к истине. Формируется философия науки, в ее центре теория познания. Философское обоснование экспериментального знания - эмпирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (индукция – метод познания от частного к общему) – сенсуализм, эмпиризм в основе познания – чувства, знание основывается на опыте (Ф.Бэкон, Кондильяк, Т.Гоббс, Д.Локк). Ф.Бэкон - автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», его лозунг «Знание – сила».

Рационализм утверждает: разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека. Особенности рационализма XVII в. обусловила математика. Математика нашла философскую методологию у Р.Декарта французского философа-дуалиста, создателя алгебры и аналитической геометрии. Основы метода лежат в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (дедукция - метод познания от общего к частному) – это рационализм (Р.Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц)- рациональные методы познания, механицизм, метафизичность. Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum – лат.); «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью». Дж.Локк «сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa». «Война всех против всех» есть естественное состояние, считал Т.Гоббс, он придерживался теории «общественного договора». По-Лейбницу, основа бытия - монады - простые неделимые субстанции. Центральная философская проблема Д.Юма – познание.

Эпоха Просвещения 18 в. Просвещение – социально-философское движение, сыгравшее идеологическую роль в подготовке Французской революции (1789-1793). Девиз философов Просвещения (Шефтсбери, Вольтер, Руссо) – прогресс общества есть процесс познания. Распространяя знания можно достичь просвещения правителей, которые внедряли бы идеи в своих странах. Новые знания о природе, обществе противоречили утверждениям христианства - необходимость борьбы с религиозными воззрениями, метафизическими учениями Декарта, Лейбница, которые пытались согласовать разумные утверждения с фундаментом религиозной веры.

Франция - центр европейского Просвещения сер. 18 в. Центральная проблема в философии французского Просвещения – Человек. Основная идея философии - приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем общества, идея равенства всех людей. «Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал Ж.-Ж. Руссо. Причиной неравенства в обществе Руссо считал собственность. Идея правового государства включает положение о разделении властей. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями – Гельвеций.

Возникло религиозно-философское направление – деизм (бог создал мир, а потом не вмешивается в течение процесса,сведение роли Бога к творению материи и первотолчку – Декарт, Вольтер, Руссо, Джеферсон, Франклин и др. Борьбу с религиозными воззрениями вели французские материалисты: Жан де Аламбер, Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро. Они создатели атеистического и антиметафизического мировоззрения.

Классический этап 19 в.

Немецкая классическая философия 2-й пол. XVIII - XIX в (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс). Ее особенности: стремление к полноте, системной стройности мысли; рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»; опора на разум как высший способ познания мира; рассмотрение трансцендентного, божественного бытия. Развитие немецкой классической философии представляет эволюцию, ступенями которой явились учения ее виднейших представителей. Был сформирован тип философии, выступающий как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное, ценностноориентирующее знание. Общезначимыми ценностями для немецких классиков были просветительские идеи прогресса, разума и свободы. В поисках всеобщего основания бытия немецкая философия прошла эволюцию от идеализма (представившего всё сущее в виде идеального первоначала, разворачивающегося в мире и воплощающегося в способах человеческой деятельности) к материализму (понимание человека как культурно-исторического существа, создающего себя в обществе и истории).

И.Кант (1724-1804) сделал поворот философии от метафизических абсолютных идей к познающему субъекту, - «вещи вне нас» непознаваемы (трансцендентальный идеализм).

И.Фихте (1762-1814), следуя Канту, подвёрг критическому сомнению субстанциональность бытия и вывел весь мир из сознания субъекта - «Я», который осуществляет движение к «Абсолютному Я» в процессе освоения мира «не-Я» (субъективный идеализм).

Георг Гегель (1770-1831) наделил «Абсолютное Я» самостоятельной сущностью и представил весь мир как результат его диалектического развития, где «Я» человека выступает как средство самопознания духа (объективный идеализм).

Л.Фейербах (1804-1872), продолжив традицию скептицизма, подверг критике идеализм Гегеля, объявив Абсолютный дух человеческой сущностью, которая под действием «нужды и воображения» оказалась отчужденной от человека; человек - единственный предмет философии. Не бог сотворил человека, а человек создал бога по образу и подобию своему; истина теологии скрыта в антропологии (антропологический материализм).

К. Маркс (1818-1883), развив мысль Фейербаха о человеке как субъекте истории, о производности сознания от бытия, создал учение об общественно-экономических формациях и объективных законах общественного развития, проявляющихся в потребностях и дея-тельности людей (исторический материализм). Социоцентризм в центре фил.- общество.

Теоретическая заслуга классической немецкой философии - преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развития – диалектики.

И. Кант прожил всю жизнь в Кенигсберге, преподавал в тамошнем университете. Его труды: «Критики чистого разума», «Критика практического разума».

Кант разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещь в себе» - то, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано.

В философии Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о мире «вещей самих по себе».

Предмет теоретической философии по-Канту - исследование законов разума и его границ. По-Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно быть всеобщим и необходимым. Кант считает, что пространство и время: есть врожденные, доопытные формы чувственности.

Категорический императив Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства». Смысл катего-рического императива Канта: поступай по отношению к другим так, как поступает добродетельный человек. По мнению Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет нравственный долг.

Г.Гегель («Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории», «Философия права»). Философии Гегеля присущ панлогизм. Теория развития Гегеля в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется диалектика. По-Гегелю истинный двигатель мировой истории - Мировой Дух. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю - Абсолютная идея. Гегель утверждал: «философия есть эпоха, схваченная мыслью», т.к. мышление философов определяется социально-экономическими условиями общества, в котором они живут.

Постклассическая западная философия 19 - 20 в.

Иррационализм - субъективно-идеалистические учения: философия жизни (Шо-пенгауэр, Ницше, Бергсон, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон); феноменология (Гуссерль); психоанализ (Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер); экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Камю, Бердяев, Шестов). Структурализм и постструктурализм (Фуко, Леви -Стросс, Деррида, Барт, Лакан, Делез - структурный метод в осмыслении текста). Позитивизм (Конт, Милль, Спенсер), эмпириокритицизм (Мах, Авенариус) неопозитивизм (Б. Рассел, Мур, Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун); прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи); герменевтика (Шлейермахер, Дильтей, Гадамер, Вебер); аналитическая философия (Рассел, Витгенштейн).

Философия жизни - направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, а сущность мира открывается посредством интуиции, переживания, понимания. А. Шопенгауэр рассматривал волю как главный принцип жизни и познания, и считал субстанцией, первоосновой мира волю к власти. Ницше: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое». Центральное понятие учения А.Бергсона – жизненный порыв. Его познание возможно с помощью интуиции. Экзистенциализм - абсолютная свобода человека, заброшенность, одиночество, пограничная ситуация способна открыть истинную сущность человека, как самодетерминирующегося, самосозидающего существа. Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность.

Русская философия 19 - нач. 20 в.

Мировоззренческие принципы: интуитивизм, антропологизм, историософичность. Русская философия оформилась как специфическая традиция мысли, обусловленная национальной ментальностью. Самобытное мировидение в русской философии связано с осмыслением европейской мысли. Интуитивизм - признание в качестве высшей формы познания интуиции как опыта непосредственного, живого чувства реальности. Западноевропейскому рационализму, разделяющему бытие на дискретные, атомарные сущности, русская философия противопоставила интуитивное постижение целостности бытия, осознание онтологического единства Бога, человека и космоса. Антропологизм - принцип, где исходным пунктом осмысления действительности является человек, его творческие и нравственные силы. Русская философия не противопоставляет человека с его сознанием, волей бытию, а утверждает ценность бытия через духовность человека. Историософичность - поиск глубинного духовно-культурного смысла истории, постижение ее софийности (муд-рости). Внимание к мировой истории в русской философии сопряжено с поисками исторического пути и предназначения России. Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников.

По мнению современников, Н.И. Новиков «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению». «Русским Сократом» прозвали Г.С. Сковороду, по мнению которого вся действительность распадается на 3 мира: человек, природа, Библия. АН. Радищев написал работу «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющуюся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.