Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития русской философии




1. Славянофильство (40-50-е г. 19 в.). Основатели течения А.С. Хомяков, И.В. Киреевский открыто противопоставляли свой способ философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства западному, рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. В основе славянофильства лежала идея истинной веры и истинной церкви. Для славянофилов характерна вера в нравственную чистоту русского крестьянства. Центральная идея философии И.В. Киреевского: цельность духовной жизни. Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает свободное единение людей во Христе.

2. Западничество (40-60-е г. 19 в). Основоположник П.Я. Чаадаев. Отстаивали противоположную славянофилам позицию: Россия должна пройти тот же этап развития, что и Запад, и развиваться по европейскому пути. Среди западников либералы-реформаторы (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и радикалы-революционеры (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

Вопрос о роли и месте России в истории человечества поставлен в «Философических письмах» П.Я. Чаадаевым. Первое письмо опубликовано в журнале Телескоп. Основные идеи «Философических писем»: скептицизм по отношению к прошлому и будущему России; подчиненность исторического процесса воле Бога; отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством, церковью. За философские воззрения Чаадаев объявлен императором Николаем I сумасшедшим.

П.Я. Чаадаеву писал: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

3. Народничество (60 – 80-е г. 19 в.). Это направление в России выросло из учения А.И. Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался, как реакционное, регрессивное движение. К народничеству был близок русский анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).

4. Философия всеединства (70-е г. 19 в. – 30-е г. 20 в.). Корни учения уходят к Античности и Возрождению. В русской духовности идею всеединства возродил Вл. Соловьев, он впервые создал всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма (работы «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве»). Всеединство (универсальная связь мира) раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему теологию, философию и опытную науку, преодолевая односторонность рационализма и иррационализма. Одна из идей всеединства: недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни. Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению Соловьева, является любовь между мужчиной и женщиной. Идеи Соловьева продолжили С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин. Флоренский в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь.

5. Русская религиозная философия (кон. 19 – нач. 20 в.). Серебряный век русской культуры - творческий подъем религии, философии, искусстве. Интерес к рели-гии был пробуждением интереса к высшим, вечным истинам и ценностям, тайне человека (В.В. Розанов - идеолог религиозного обновления; Л.И. Шестов - критик европейского рационализма; А.И. Ильин - философ, правовед, литературный критик)

По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря вере в Бога, главные враги человека в «борьбе за невозможное» - разум и мораль.

Одно из главных произведений С.Н. Булгакова «Свет невечерний».

6. Русский космизм - синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной. Основоположник русского космизма Николай Фёдоров. Представители «русского космизма» К. Циолковский, В. Вернадский, А.Л. Чижевский. Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в уничтожении страданий на земле. В.И. Вернадский - концепция ноосферы – сфера разума. Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского - эмпирическое обобщение. А.Л. Чижевский - основоположник космической экологии и гелиобиологии.

Русский философ Н.А. Бердяев представитель экзистенциализма, положил в основание философии не бытие, а свободу (работа «Самопознание»). Для философии Н.А. Бердяева характерен дуализм духа и материи, Бога и природы. Причина, первоисточник зла в мире по-Бердяеву - государственная власть.

7. Русский марксизм (1883 г. - начало марксистского революционного движения в России). Основатели Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Плеханов – теоретик марксизма основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, связав с ним научный характер марксистской социологии. Для Ленина важна была не теория, а практика – социально-политическая революция. В.И. Ленин разработал учение о России как о слабом звене в цепи империализма.

8. Философия в советской и постсоветской России. С 1917 по 1991 г. официальной идеологией в СССР был марксизм-ленинизм. Но в это время работали и философы, не придерживавшиеся идеологии (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин, К. Мамардашвили и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.