КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Продукция информационных технологий и систем
Информационные системы
На пользовательском уровне достижения информатики проявляются в создании и развитии информационных систем, обеспечивающих хранение и преобразование необходимых пользователю данных. Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Область определения любой информационной системы (предметная область) представляет собой некоторое информационное пространство, содержащее совокупность информационных объектов. Каждый из объектов может быть описан с точки зрения систем организации и хранения, ввода, обработки и поиска информации, систем потребления информации и взаимосвязей данного объекта с другими объектами рассматриваемой предметной области. В общем случае информационное пространство неоднородно, так как содержит информационные объекты, различающиеся по методам формирования, организации и пополнения информации. Все преобразования информации, осуществляемые системой организации, хранения и представления информации, можно свести к пяти основным процедурам: хранение, поиск, обработка, ввод, вывод. Первые три процедуры являются внутренними, а четвертая и пятая обеспечивают связь данной системы с объектами предметной области, т. е. источниками информации и внешней средой (потребителями информации). Таким образом, любая информационная система и обрабатываемая ею информация образуют сложную неоднородную систему, которая в свою очередь, является элементом еще более сложной глобальной системы "природа - человек - человеческая деятельность-общество". Эффективность управления любой динамической системой (технологическим процессом, производством, процессом создания нового изделия и т. д.) во многом определяется тем, как организованы хранение, поиск, обработка и пополнение информации. Очевидно, что управление возможно только в той системе, в которой четко определены информационные связи как между отдельными элементами, так и с внешней средой. В этом случае обеспечиваются возможность координации деятельности различных подсистем, сопряжения данной системы управления с системами более высокого и более низкого уровней.
Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности. Важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и информационной системы является по возможности наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов таким образом позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, вычислительных) при информационном обеспечении потребителей. Таким образом, информационные ресурсы представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.
Информационные системы, содержащие информационные ресурсы, разделяют по масштабу на одиночные, групповые, корпоративные.
Одиночные информационные системы реализуются на автономном компьютере. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы (одного подразделения), чаще всего строятся на основе локальной вычислительной сети. Однотипные или специализированные рабочие места обеспечивают вызов одного или нескольких конкретных приложений. Общий информационный фонд представляет собой базу данных или совокупность файлов документов. Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп и ориентированы на масштаб предприятия, могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. Главная особенность - обеспечение доступа из подразделения к центральной или распределенной базе данных предприятия (организации) помимо доступа к информационному фонду рабочей группы. Информационные системы, как основа автоматизации деятельности предприятий, направлены на поддержку принятия управленческих решений менеджерами предприятия. А это предполагает, что в зависимости от ранга менеджмента решаются задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих производственных функций, автоматизации оперативного управления производственными процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров, если речь идет о разработке системы корпоративного уровня. При создании информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные. Целями создания информационной системы предприятия являются: - минимизация времени между совершением производственно-хозяйственных операций и их информационным отображением для принятия управленческих решений; Развитие подходов к технической и программной реализации элементов информационных систем Можно выделить три наиболее существенных новшества, оказавших влияние на развитие информационных систем: • Новый подход к программированию: с начала 90- х годов объектно - ориентированное программирование вытеснило модульное. Благодаря внедрению объектно- ориентированных технологий программированию существенно сокращаются сроки разработки сложных информационных систем. • Благодаря развитию сетевых технологий локальные информационные системы повсеместно вытесняются клиент- серверными и многоуровневыми реализациями. • Развитие сети Интернет принесло большие возможности работы с удаленными подразделениями, открыло широкие возможности электронной коммерции. Более того, определенные преимущества дает использование Интернет-технологий в интрасетях предприятий (интранет- технологии). Экономические информационные системы Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов: • эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы; • гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели; • адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы; • обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы. С позиций кибернетики процесс управления системой, как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы. Структура экономической системы (промышленного предприятия, торговой организации, коммерческого банка, государственного учреждения и т.д.) с позиции кибернетики выглядит как основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС). В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.) Принципы построения и функционирования ЭИС: 1) соответствие — ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью; 2) экономичность — экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации; 3) регламентность — обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью; 4) самоконтроль — обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки; 5) интегральность — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование; 6) адаптивность — способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях. Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления: • планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование); • учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов; • контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов; • оперативное управление - функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных; • анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период ЭИС представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта. ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта. Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экон. объектом. Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи. Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации. Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений Ресурсы ЭИС В течении всей предшествующей XX в. Истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило относилось к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее известными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы. Термин информационные ресурсы стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова Национальные информации ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества. Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов: 1. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями. 2. Экономическая информация это часть информационного ресурса общества. 3. Эффективность использования информационных ресурсов важнейший показатель информационной культуры общества. 4. национальные информационные ресурсы общества часть экономической мощи государства. Проектирование ЭИС
Технология проектирования ЭИС - совокупность методологии, инструментальных средств проектирования, а также методов и средств организации проектирования. Современная технология проектирования ЭИС должна обеспечивать: • соответствие стандарту ISO / I ЕС 12207 (поддержка процессов ЖЦ); • гарантированное достижение целей разработки ЭИС в рамках бюджета, с заданным качеством и в установленное время; • возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами в 3 - 7 человек, с последующей интеграцией частей, • минимальное время получения работоспособного ПО подсистем ЭИС; • независимость получаемых проектных решений от средств реализации ЭИС (СУБД, ОС, языков и систем программирования); • поддержку CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию процессов, выполняемых на всех стадиях ЖЦ. Основу технологии проектирования ЭИС составляет методология проектирования. Она предполагает наличие некоторой концепции (принципов проектирования), реализуемой набором методов. Метод проектирования - способ создания проекта системы, поддерживаемый определенными средствами проектирования. Методы проектирования ЭИС можно классифицировать: По степени автоматизации: • ручного проектирования, при котором проектирование компонентов ЭИС осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование - на алгоритмических языках; • компьютерного проектирования, которое производит генерацию или конфигурацию (настройку) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств. По степени использования типовых проектных решений: • оригинального (индивидуального) проектирования, когда проектные решения разрабатываются <с нуля>; • типового проектирования, предполагающего конфигурацию ЭИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей). По степени адаптивности проектных решений: • реконструкции, когда адаптация проектных решений выполняется путем переработки компонентов (перепрограммирования программных модулей); • параметризации, когда проектные решения настраиваются (переконфигурируются) в соответствии с изменяемыми параметрами; • реструктуризации модели, когда изменяется модель проблемой области, на основе которой автоматически перегенерируются проектные решения. Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования. Выделяются два основных класса: • каноническая технология; • индустриальная технология. Индустриальная технология проектирования, в свою очередь, разбивается на два подкласса: • автоматизированное (использование CASE-технологий); • типовое (параметрически- или модельно-ориентированное) проектирование. Средства проектирования ЭИС можно разделить на два класса: • без использования ЭВМ; • с использованием ЭВМ. Средства проектирования без использования ЭВМ - средства организационно-методического обеспечения: стандарты, регламентирующие процесс проектирования, единая система классификации и кодирования информации, унифицированная система документации, модели описания и анализа потоков информации и т.п. Средства проектирования с использованием ЭВМ делят на четыре подкласса. 1) Средства, поддерживающие проектирование операций обработки информации. К данному подклассу относятся алгоритмические языки, библиотеки стандартных подпрограмм, макрогенераторы, генераторы программ, средства тестирования и отладки программ, средства расширения функций операционных систем (утилиты) и т.п. С их помощью повышается производительность труда проектировщиков, но не разрабатывается законченное проектное решение. 2) Средства, поддерживающие проектирование отдельных компонентов проекта ЭИС. К этому подклассу относятся средства общесистемного назначения: СУБД, ППП общего назначения (текстовые, табличные и графические редакторы), методоориентированные ППП (сетевое планирование, математическая статистика, дискретное и нелинейное программирование, имитационное моделирование), оболочки экспертных систем. Используются для разработки технологических подсистем ЭИС: ввода информации, организации хранения и доступа к данным, вычислений, анализа и отображения данных, принятия решений. 3) Средства, поддерживающие проектирование разделов проекта ЭИС. К этому подклассу относятся: типовые проектные решения, функциональные ППП (автоматизация бухгалтерского учета, финансовой деятельности, управления персоналом, управления материальными запасами, управления производством). 4) Средства, поддерживающие разработку проекта на стадиях и этапах процесса проектирования. К этому подклассу относятся средства автоматизации проектирования ЭИС (CASE-средства). Жизненный цикл ЭИС Жизненный цикл ЭИС - это период времени с момента принятия решения о создании ЭИС до момента полного изъятия ЭИС из эксплуатации. Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ЭИС, является международный стандарт ISO / IEC 12207: 1995 "Information Technology - Software Life Cycle Processes". ISO - International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике. Процесс - совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие - на набор задач. В соответствии со стандартом ISO / I ЕС 12207 все процессы ЖЦ ПО разделены на три группы: • пять основных процессов (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); • восемь вспомогательных процессов, обеспечивающих выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем); • четыре организационных процесса (управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение). Процесс приобретения состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ЭИС. Процесс поставки охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, снабжающим заказчика программным продуктом или услугой. Процесс разработки предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком по созданию ЭИС. Процесс эксплуатации охватывает действия и задачи оператора - организации, эксплуатирующей систему. Процесс сопровождения предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой) сопровождения. Процесс документирования предусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ЭИС. Процесс управления конфигурацией предполагает применение административных и технических процедур для определения состояния компонентов ЭИС, управления модификациями, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов, обеспечения полноты, совместимости корректности компонентов. Процесс обеспечения качества гарантирует то, что ЭИС и процессы ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам. Процесс верификации состоит в определении того, что программные продукты полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (формальное доказательство правильности ПО - непротиворечивость требований, корректность описаний данных, последовательности событий, интерфейсов, логики, соответствие кода, тестируемость и корректность кода и т. д.) Процесс аттестации предусматривает определение полноты соответствия требований и системы их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ЭИС. Аттестация должна гарантировать полное соответствие спецификациям, требованиям и документации. Аттестацию выполняют путем тестирования во всех возможных ситуациях и используют при этом независимых специалистов. Процесс совместной оценки предназначен для оценки состояния работ двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, при этом одна сторона проверяет другую. Контроль управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами. Процесс аудита представляет собой определение соответствия реальных работ планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ЭИС. Процесс разрешения проблем предусматривает анализ и решение проблем, обнаруженных в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов. Процесс управления состоит из действий и задач, выполняемых любой стороной, управляющей своими процессами (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.) Процесс создания инфраструктуры охватывает выбор и поддержку технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ЭИС. Процесс усовершенствования предусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ЭИС. Процесс обучения охватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |