КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Структура рынка информационных продуктов и услуг
Информационный рынок — это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Структура современного информационного рынка в большей степени отражает рынок информационных услуг. Поэтому перечень приведенных ниже областей и секторов современного информационного рынка не является исчерпывающим. На практике данный рынок включает или частично охватывает и другие области, секторы и сегменты. Структура и наполнение рынка постоянно совершенствуются, развиваются и пополняются. Область информационной деятельности охватывает секторы деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации. Сектор деловой информации включает биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.), экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели), коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.) и деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента. Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др. Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений. Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др. Область электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи и системы заказа и резервирования продукции и услуг - например, системы заказа и бронирования авиа- и железнодорожных билетов. Область вычислительной техники и электронных коммуникаций охватывает всевозможные технические средства (начиная от информационно-вычислительных комплексов, рабочих станций и профессионально ориентированных автоматизированных рабочих мест и до различного рода сетевого оборудования - модемов, адаптеров, карт и т.п.), программные и информационные (информационно-поисковые) системы, системы управления базами и банками данных, средства поддержки сетевых режимов работы, а также собственно сети передачи данных и технологии решения в этих сетях различных задач (например, реализация систем телеконференций, электронной почты, и т.п.). Интернет следует рассматривать как дополнительный источник информации со всеми присущими ему недостатками: отсутствие полноты, невалидность информации и т.п. Невозможно сравнивать качество информации “бесплатного” Интернет, где каждый может быть издателем и давать любую информацию, с коммерческими БД, где информация тщательно проверена и ей можно доверять. Не надо забывать и другие источники информации: профессиональные БД, печатные источники и т.д. Профессиональные БД – это по-настоящему эффективный рабочий инструмент, крайне полезный специалистам различных отраслей бизнеса. Доступ к этим БД позволяет во много раз повысить эффективность маркетинговых, аналитических, научных исследований, дает возможность практически мгновенно решать такие задачи, как изучение рынков товаров и услуг, поиск новых рынков, партнеров и многие другие. На сегодняшний момент наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации – интерактивный диалоговый режим (on-line). В настоящее время существует много определений понятий «информационный рынок» и «структура информационного рынка». Многие понимают рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории. Однако, на наш взгляд, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. С учетом этого можно предложить следующую структуру информационного рынка:
Рисунок 1 – Структура информационного рынка Тенденции развития информационного рынка. В последнее время информационный рынок развивается очень быстрыми темпами, стремясь за научно-техническим прогрессом, и на сегодняшний день главное – национальным экономикам успеть за этим процессом. Возникновение и функционирование полнофункционального и широкомасштабного информационного рынка имеет полностью объективный характер. Предпосылок этого процесса немало, к ним относится: - слияние в последнее время телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель; - замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов;
- расширение телевизионной службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами, что позволило осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей (хотя этот процесс не получил пока массовой поддержки); - реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы; постепенное расширение системы образования на базе компьютерного обучения и т.д. Одной из важнейших составных частей или даже некого авангарда информационного рынка выступает на сегодняшний день Интернет (Сеть, Всемирная Паутина и т.д.). Феномен Интернета проявился именно в 90-е гг., когда он получает практически мировое признание, численность его участников-субъектов растет с каждым днем, а в его эффективности в любой сфере общественной жизни, нынешней или перспективной, уже практически никто не сомневается. Этот феномен проявляется в том, что Интернет одновременно выступает и как так называемое “гражданское общество”, и как достаточно полноценный рынок информационных товаров и услуг. На Интернет уже ссылаются как на полноценный источник информации; почти все средства массовой информации имеют свои электронные варианты; расширяется использование Интернет в банковской сфере и т.д. Рынок периодической печати. В течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 %. Во многих странах тиражи платных ежедневных газет также сохранили свою стабильность, а где-то даже и выросли. В пятерку крупнейших рынков прессы входят Китай (98,7 млн экз. газет), Индия (88,9 млн), Япония (69,1 млн), США (52,3 млн) и Германия (21,1 млн). Эти страны являются лидерами в своих регионах, однако развитие рынка прессы не везде равномерно.
Рост тиражей наблюдался в 2009 г. в 10 странах ЕС:
Рекламные доходы газет в мире растут уже четвертый год подряд. В 2009 г. рост составил 3,77 %. Доля газет на рекламном рынке остается относительно стабильной — 29,6 % против 29,8 % в 2008 г. Газеты по-прежнему являются вторым крупнейшим рекламным медиа мира, уступая только телевидению. Рынок аудиовизуальных СМИ Современными тенденциями рынка аудиовизуальных СМИ являются: - активное проникновение американского стиля телеиндустрии на другие мировые рынки; - программные стратегии коммерческих каналов: снижение аналитичности новостных программ, усиление сенсационности в выборе новостей, их изложении в видеоряде; - сложное положение общественного телевидения в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Азии, которое, тем не менее, продолжает сохранять политическую актуальность и культурное значение и для обществ, и для политиков, и для индивидуальных зрителей; - наличие общей экономической природы телеиндустрии, несмотря на сохранение очевидной национальной специфики телевизионного рынка в информационно богатых странах; - лидирующее положение телевидения по отношению к радио. Для рынка аудиовизуальных СМИ также характерны новые явления, а именно: - к наиболее важным способам традиционным финансирования — рекламе и абонентской плате — сегодня добавляются и новые формы, вызванные прогрессом технологий ТВ и появлением новых форм доставки телесигнала: спонсорство (в США оно составляет около 10 % от всех рекламных доходов ТВ), подписка (многие телеканалы, опираясь на этот источник дохода, уже предлагают свой контент бесплатно, с одним только условием — представления зрителями информации о своем потребительском «профиле»), оплата за просмотр (хотя массового характера эта форма еще не приобрела, в технологически наиболее развитых странах Западной Европы и США многие вещатели уже предлагают аудитории художественные фильмы, спортивные соревнования, музыкальные концерты в режиме «поштучной» оплаты); - фрагментация аудитории, которая неизбежно приводит к развитию платного ТВ; - развитие сетевого принципа в организации телеиндустрии (так, каждая из трех общенациональных компаний США — NBC, CBS, ABC — формирует сеть, состоящую в среднем из 200 местных станций; сеть Fox формируют около 150 станций); - одно из актуальных направлений в аудиорекламе — использование средств передачи информации, оказывающих влияние на подсознание. Это новые так называемые high-hume-технологии, направленные на изменение самого человека и человечества; - эксперты радиорынка приходят к выводу о том, что в ближайшие годы музыкальные форматы будут еще более «сужаться»; - радио до настоящего времени остается самым дешевым и доступным средством массовой информации на планете. В настоящее время на мировом рекламном рынке видна тенденция к уменьшению доли телевидения с заменой на интернет-ресурсы. В связи с этим в Евросоюзе принята официальная программа полного перехода на цифровое вещание до 2010 г. Страны, входящие в Международный союз электросвязи, подписали договор о переходе на цифровое вещание к 2015 г., в том числе и радиовещание (например, 12 крупнейших радиокорпораций США в конце февраля 2009 г. запустили первую фазу массированной рекламной кампании с бюджетом 200 млн дол. для ускорения внедрения цифрового HD-радио) Рынок электронной информации Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Internet, служившая когда-то исключительно исследовательским и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все более популярной в деловом мире. Электронная информация традиционно представлена на мировом информационном рынке онлайн-периодикой, новостными сайтами и т. д. При сравнении тиражей газет с аудиториями порталов становится очевидным, что Интернет-издания уже начали затмевать печатные СМИ не только по роли в информационной системе и влиянию на умы, но также и по реальному объему аудитории. Рынок онлайн-периодики становится все более конкурентным, и в ближайшее время конкуренция в этом секторе будет такой же жесткой и сильной, как и на рынке бумажной прессы. Ранее между собой конкурировали однотипные медиа — газеты с газетами, радио с радио и т. д. Теперь же, благодаря конвергенции на цифровой платформе в сети, все медиа в той или иной степени конкурируют или сотрудничают. (Конвергенция — это сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития. Поначалу речь шла о конвергенции технологий, слиянии в одну систему трех технологических составляющих — Интернета, компьютера и телевидения. Однако затем данный термин стал трактоваться как сращивание базового издательского дела или традиционных СМИ (контента) с индустрией развлечений). Намечается появление нового вида читателя — «легкий» читатель, который настолько занят, что у него просто нет много времени на медиа. Он с первого же контакта должен удовлетворить свою потребность в информации и сделать это быстро. «Легкий» читатель ищет в газете простоту и быстроту прочтения, удобство и лаконичность формы. Существует проблема разработки правовых вопросов существования СМИ в сети Интернет, так как основные понятия, по которым определяется, является ли данный (печатный) продукт СМИ: периодичность, постоянное название, текущий номер, тираж, распространение (тиражирование), не всегда применяются в мировой сети. Информационный рынок России Что же касается рынка России, то информация представлена на различных носителях. Несмотря на широкое развитие автоматизации, потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Что касается развития рынка на основе потребительского спроса, то оно серьезно сдерживается реальной платежеспособностью населения. Информационные продукты и услуги становятся все более технологичными, что требует дополнительной технической базы и специальных знаний. Сумма в 1000 долларов - это стоимость недорогого компьютера, - является тем барьером, который отсекает от современных видов услуг подавляющее большинство населения, а также многих представителей малого бизнеса. Информационно-коммуникационная инфраструктура Интернета распределена по территории России крайне неравномерно. Основные средства коммутации (линии связи, сети и каналы передачи данных), управление информационными потоками, а также организационные структуры, правовые и нормативные механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование информационных систем, расположены в Европейской части России и только в крупных городах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Главными центрами обмена интернет-трафиком[1] являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Екатеринбург и Новосибирск. Москва и Санкт-Петербург являются основными центрами развития Интернета на территории России и выполняют функцию инновационных и телекоммуникационных центров, откуда инновации расходятся по другим городам и регионам страны. Все остальные города отстают от них на 2 – 5 лет Таким образом, развитие информационного бизнеса в России тесно связано с экономической политикой правительства. Если будут реализованы планы по развитию малого и среднего бизнеса, промышленного и научного потенциала страны, информационный рынок сможет получить новый импульс для саморазвития. В противном случае он будет, по-прежнему, настраиваться лишь на те ниши (например, сфера обеспечения безопасности бизнеса), которые способны оплачивать информационные услуги. Конкуренция в информационной сфере Среди важных тенденций в глобальном информационном пространстве отмечается стремление ряда стран к доминированию, предусматривающее создание условий для воздействия на информационную сферу других государств, а также растущая конкуренция в информационной сфере. Так, правительство Великобритании во главе с премьером Т.Блэром намерено сделать Соединенное Королевство лучшим местом на планете для Интернета. Главным компонентом такой стратегии является создание "информационной супермагистрали" в рамках глобальной компьютерной сети. Об этом Т.Блэр заявил в речи на ежегодной конференции Лейбористской партии еще в 1995 году. Великобритания ставит цель - добиться "интернетизации" страны к 2005 году. Ряд стран ограничивает возможности для присутствия зарубежных субъектов на своем информационном пространстве. В частности, в США разделом 310 закона о средствах связи от 1934 года установлены строгие ограничения на выдачу лицензий на иностранное радиовещание на территории страны. Не разрешается выдавать и владеть лицензией на вещание любой корпорации, где более одной пятой капитала принадлежит или находится в распоряжении иностранных компаний. Следует отметить, что США уделяют достаточно пристальное внимание информационной поддержке госполитики, одним из инструментов которого являются различные глобальные информационные агентства (CNN, ЮСИА и др., имеющие представительства практически во всем мире). Недостаточная развитость современных информационных технологий в развивающихся странах приводит к доминированию на информационном пространстве отдельных государств и регионов информационных потоков и продуктов других более развитых в этом отношении стран. В целом дальнейшая интенсификация развития мировой информационной сферы обусловливает обострение конкуренции за лидерство в этом процессе, делает информационную сферу все более привлекательным объектом противоборства для оказания экономического, политического, культурного давления. Прогнозы развития информационных технологий Консалтинговая компания «Гартнер» составила список основных тенденций развития информационных технологий в ближайшем будущем: - Аналитики предвидят, что вскоре всеобщее увлечение онлайн-дневниками достигнет своего апогея и медленно пойдет на убыль. Этот прогноз компания объясняет тем, что все больше блогеров оставляют свои дневники, устав от них; таким образом, в сети накапливаются миллионы заброшенных «живых журналов»; - Специалисты прогнозируют, что к 2010 году 60% населения земного шара будет оснащено мобильными телефонами с доступом к Интернету. Однако мобильный Интернет будет иметь и негативные стороны, ведь все перемещения владельца телефона легко отследить. Вполне вероятно, что глобальная «интернетизация» подтолкнет правительства развитых стран к усиленному инвестированию спецслужб и поднимет волну недовольства среди борцов за личную свободу человека; - Аналитики предполагают, что цены на компьютеры уменьшатся вдвое к 2010 году; - Так же футурологи предрекают конец эпохи Microsoft. По их мнению, операционная система Windows 7 Vienna станет последним крупным проектом компании. Они предполагают, что на смену программам с закрытой архитектурой придут модифицируемые продукты. Каждый пользователь сможет преобразовать и при необходимости дополнить ПО своим программным кодом. Возможно, что компания Microsoft найдет свою нишу в новой отрасли информационной индустрии; - Предполагают, что основной азиатский поставщик информационных услуг войдет в двадцатку лидеров к 2010 году; что до 2009 года общественные обязательства для руководителей предприятий будут приоритетнее финансовых вопросов. И, наконец, по прогнозам футурологов, к 2009 году 75% фирм подвергнутся атакам вирусов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |