Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический и теоретический уровни методов социального познания

Социальное познание общества

Отличие познания социума или общества от познания других объектов:

1. Общество (социум) - сложный объект познания требует деликатного подхода к выявлению сущности социальных явлений, процессов, закономерностей, связей.

2. Исследование не только материально-вещественных отношений (как в естествознании), но и идеально-духовных, усложняющих исследовательскую задачу.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания; люди творят свою собственную историю, и они же познают ее.

Специфика социального познания - необходимость избегать крайностей в использовании методов познания: взаимодополнение, взаимопроникновение методов естественнонаучных дисциплин. Так, биология традиционно использует наряду со специфическими своими химические и физические методы исследования; социология – методы психологии; социальная антропология – биологические методы.

На эмпирическом уровне социального познания первичный и элементарный познавательный процесс – наблюдение: 1) невключенное наблюдение со стороны; его недостаток: наблюдаемый объект или субъект начинают вести себя неестественно корректировать свое поведение, что делает невозможным продолжение исследовательского наблюдения. 2) включенное наблюдение изнутри социальной группы. Исследователь внедряется инкогнито в коллектив – бригаду рабочих, религиозную общину и ведет наблюдения. Это эффективный способ наблюдения, но неудобство для исследователя – вести образ жизни исследуемых, который его не устраивает.

Статистический метод наблюдения: исследование, наблюдение за социальными процессами осуществляется по статистическим отчетам. Метод удобен и результативен, если статистические данные нефальсифицированные (показатели искажаются или преподносятся в невозможных для сопоставления формах).

Социальный эксперимент - метод эмпирического уровня социального познания, позволяющий преодолеть недостатки наблюдения, где не возможно управлять объектом, изменять условия изучаемого процесса, воспроизводить изучаемый процесс. Социальный эксперимент позволяет корректировку естественного хода изучаемого процесса в нужном направлении в соответствии с целями исследования. Социальные эксперименты нацелены на преобразование национально- государственного устройства, экономики, систем воспитания, образования (школы-интернаты в 60-х г. выращивающие коммунистов). Социальный эксперимент представляет повышенные требования к соблюдению этических норм в процессе его проведения.

Теоретический уровень социального познания. Когда накоплено определенное количество фактов из жизни общества, встает задача их классификации и систематизации, необходим теоретический уровень познания, в обществоведении применяются все общенаучные методы познания (системно-структурный, сравнительно-исторический, моделирование, математизация, формализация, экстраполяция), каждый из этих методов в социальных науках модифицируется.

Так, метод моделирования: исследование не на самом объекте, а его модели. Модели двух типов: материальные реально-эмпирические и идеальные-мысленные.

В контрольных социальных исследованиях эмпирическая модель - выборочная совокупность, которая должна отвечать требованиям модели: адекватно воспроизводить структуру генеральной совокупности с точки зрения изучаемых характеристик.

В основе развития социального познания общественных явлений лежат социальные интересы различных социальных групп, слоев и всего общества (дети, престарелые, инвалиды, студенты, социально-профессиональные группы: шахтеры, учителя, ученые). Социальное познание изучает их проблемы, принимает меры по организации оптимальных условий для существования социальных групп в обществе

Так, познание социальных интересов различных социальных групп населения определяет направление и специфику государственной социальной политики.

Этика и нравственность в науке - соблюдение этических норм и ценностей: 1) моральная заповедь «не укради» - недопущение плагиата, т.е. выдачи чужих научных трудов за свои; 2) моральная заповедь «не лги» - не допущение лженаучных построений ради корысти (волюнтаристский произвол в обществоведении); 3) отстаивание истины и социальная ответственность ученого за научную деятельность (использование внутриатомной энергии; молекулярная биология, генная инженерия).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамика научного познания | Организация как явление – физическое объединение реальных элементов для выполнения программы (цели)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.