Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Система методов и методика педагогического исследования

Крупные» деревья (объем ствола выше среднего) диагностируются в 7-10 лет по диаметру стволика 110% и более с надежностью прогноза 70-75% и улучшением прогноза до 85% при отборе по диаметру 125% от среднего и более.

Толерантность к давлению соседей может не сочетаться с продуктивностью. По этой причине некоторые особи снижают рост, уступая место не самым продуктивным, но конкурентновыносливым экземплярам. Данное явление показывает, насколько важны для будущей производительности древостоя опережающие изреживания.

Такое явление тем более необычно, что несмотря на повышение корреляций с возрастом, соответствующие вероятности не растут. Объяснить это явление можно, если полагать, что в этот период растения никак не могут определиться с лидерами. При этом от лидеров требуется не только быстрый рост, мощная крона, но и толерантность к конкуренции. Отсюда следует, что «продуктивность» и «конкурентная выносливость» совсем не одно и то же и второе не всегда следует из первого.

Метод анализа долей можно использовать и для прогнозирования. Так, если размеры взрослого дерева соответствуют его размерам в молодости, то это будет оправдавшийся прогноз с надежностью (вероятностью) 100%.

Крупные» деревья (объем ствола выше среднего) диагностируются в 7-10 лет по диаметру стволика 110% и более с надежностью прогноза 70-75% и улучшением прогноза до 85% при отборе по диаметру 125% от среднего и более.

Толерантность к давлению соседей может не сочетаться с продуктивностью. По этой причине некоторые особи снижают рост, уступая место не самым продуктивным, но конкурентновыносливым экземплярам. Данное явление показывает, насколько важны для будущей производительности древостоя опережающие изреживания.

Такое явление тем более необычно, что несмотря на повышение корреляций с возрастом, соответствующие вероятности не растут. Объяснить это явление можно, если полагать, что в этот период растения никак не могут определиться с лидерами. При этом от лидеров требуется не только быстрый рост, мощная крона, но и толерантность к конкуренции. Отсюда следует, что «продуктивность» и «конкурентная выносливость» совсем не одно и то же и второе не всегда следует из первого.

Метод анализа долей можно использовать и для прогнозирования. Так, если размеры взрослого дерева соответствуют его размерам в молодости, то это будет оправдавшийся прогноз с надежностью (вероятностью) 100%.

Решение задач.

Статически определимые и статически неопределимые задачи.

Для любой плоской системы сил, действующих на твердое тело, имеется три независимых условия равновесия. Следовательно, для любой плоской системы сил из условий равновесия можно найти не более трех неизвестных.

В случае пространственной системы сил, действующих на твердое тело, имеется шесть независимых условия равновесия. Следовательно, для любой пространственной системы сил из условий равновесия можно найти не более шести неизвестных.

Задачи, в которых число неизвестных не больше числа независимых условий равновесия для данной системы сил, приложенных к твердому телу, называются статически определимыми.

В противном случае задачи статически неопределимы.

При решения задач этого раздела сле­дует иметь в виду все те общие указания, которые были сделаны ранее.

Приступая к решению, надо, прежде всего, установить, равновесие какого именно тела следует в данной задаче рассмотреть. Затем, выделив это тело и рассматривая его как свободное, следует изобразить все действующие на тело заданные силы и реакции отброшенных связей.

Далее следует составить условия равновесия, применяя ту из форм этих условий, которая приводит к более простой системе урав­нений (наиболее простой будет система уравнений, в каждое из ко­торых входит по одному неизвестному).

Для получения более простых уравнений следует (если это только не усложняет ход расчета): а) составляя уравнения проекций, проводить координатную ось, перпендикулярно какой-нибудь неиз­вестной силе; б) составляя уравнения моментов, брать центр моментов в точке, где пересекается больше неизвестных сил.

При вычислении моментов иногда бывает удобно разла­гать данную силу на две составляющие и, пользуясь теоремой Вариньона, находить момент силы как сумму моментов этих соста­вляющих.

Решение многих задач статики сводится к определению реакций опор, с помощью которых закрепляются балки, мостовые фермы и т. п.

 

Из данных рисунка 4.3 следует, что надежность прогноза размеров для тонких растений составит 90% – из 10 таких растений 9 сформировали такие же тонкие стволы (стволы менее среднего объема). Для толстых в 5 лет растений надежность прогноза составит 64% - из 11 растений получилось 7 крупных деревьев. Для средних стволиков прогноз не ясен, так как 56% из них формируют крупные, а 44% – тонкомерные деревья.

При массовом отборе всегда возникает желание повысить его интенсивность и получить более впечатляющие результаты. Это может быть удаление соседей у дерева, выбранного как «самое крупное», с целью еще большего увеличения его прироста. В нашем случае это можно представить как отбор 1/6 части толстых стволиков у моделей и разделение для этого поля корреляции на шесть вертикальных секторов.

Результаты такого увеличения интенсивности отбора в 7 лет показаны на рисунке (рис. 4.4), анализ которого показывает следующее:

- надежность отбора тонких растений при делении на 3 градации составила 75%, а 25% растений сформировали крупные стволы; при делении на 6 градаций надежность отбора увеличилась до 90%, а 10% (1 растение) сформировало крупный ствол;

- надежность отбора толстых растений при делении на 3 градации составила 71% (15 растений из 21 сформировали крупные стволы); при делении на 6 градаций надежность увеличилась до 83% (10 растений из 12 сформировали крупные стволы ).

 

 

Рис. 4.4 – Диаметр стволика у ели в 7-летнем возрасте и вероятности формирования крупных модельных деревьев в 70-78 лет при разделении на три и шесть градаций по толщине.

 

 

Анализ всех полей корреляции становится более наглядным, если поместить полученные диаграммы для всех возрастов рядом попарно

 

 

Вероятность формирования крупного дерева в 70-78 лет, %

 

 

             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

в 40 лет
в 30 лет  
в 20 лет  
в 12 лет  
в 10 лет  
в 7 лет  
в 5 лет
Диаметр ствола в раннем возрасте, % от среднего значения

 

Рис. 4.5 – Диаметр ели в раннем возрасте и вероятности формирования крупных модельных деревьев в 70-78-летних культурах в условиях густого стояния деревьев, при разделении на три (слева) и шесть (справа) градаций по толщине.

В левой стороне рисунка 4.5 представлено разделение совокупности на 6 градаций, а в правой – на 3 градации. Из рисунка следует, что только в возрасте 30 лет и старше прогноз роста для тонких и толстых деревьев составляет 100%. Однако необходима ли нам такая точность, если в биометрии уровень безошибочного прогноза обычно принимают 95, а иногда 90, 75 и даже 50%? По-видимому, это зависит от целей работы и задача состоит в выяснении достаточной для нас вероятности такого прогноза.

У наших моделей прогноз роста для 1/3 части толстых стволиков в 5-10 лет составил в среднем 71%, в 12-20 лет – 75% и в 30-40 лет – 90%; для 1/6 части толстых растений эти цифры возрастают до 79, 85 и 100% соответственно.

Здесь в рассуждениях необходимо учесть, что в культурах сохранилось в 1,56-2,73 (в среднем в 2,14) раза меньше живых растений по отношению ко всем учтенным – живым и мертвым (см. табл. 4.2). Можно полагать, что отпад за 70 лет происходил примерно на 80% из тонких и на 20% - из средних по диаметру стволиков, и тонких растений по этим расчетным данным было тогда в 3,74 раза больше. Это можно представить в виде поля корреляции, где левый нижний угол был «заселен» точками гораздо плотнее, чем на наших графиках и положение среднего диаметра стволиков было сдвинуто влево. Поэтому критерии отбора по нынешним размерам для тех ранних лет будут завышены; более правильными будут критерии по интенсивности отбора, учитывающие отпад.

Для корректных расчетов можно принять, что в прошлом количество тонких растений с нынешними диаметрами (40-84% от среднего) было в 3,74 раза больше и поэтому для тонких моделей прогноз формирования крупных деревьев соответственно понизится в 3,74 раза и составит, например, в 5-7 лет не 10-25 %, а не более 6,7%, а для самых тонких - не более 2,7%.

Для толстых растений прогноз их роста сохранится, но доля их в первоначальном числе растений в культурах снизится, как и число живых растений, в 2,14 раза. В таком случае при отнесении растения в ранние годы к «толстым» их количество будет не 1/3, а только 33,3%: 2,14 = 15,6% и, соответственно, при отнесении к «самым толстым» не 1/6, а только 7,8%. Примечательна близость этих цифр к доле деревьев 1 класса Крафта в древостое, известная из классического лесоводства (8-15%).

Рассмотренные участки культур в период измерений имели относительную полноту 1,0 и 1,2 и значительное количества валежа и сухостоя говорило о том, что такая полнота сохранялась долгое время, возможно, с 30-летнего возраста, когда густота достигала 2-5 тыс. шт./га. Поэтому почти все тонкие растения в условиях высокой конкуренции уже тогда следовало бы отнести к потенциальному отпаду (примерно 50%) и вырубить их. К возрасту спелости мы мало что потеряли бы – подавляющее их большинство сформировало бы тонкомерные стволы.

Общее представление о надежности отбора растений по их диаметру в раннем возрасте дает рисунок 4.6. У дивительно то, что надежности прогноза от 7 до 20 лет практически не повышаются. Они как бы «сидят» на уровне в 70-80% до 20 лет, что хорошо видно на рисунке.

Рис. 4.6 – Вероятности формирования крупных в 70-78 лет деревьев из тонких, самых тонких, толстых и самых толстых стволиков в 5-40 лет.

 

 

В культурах сосны получились близкие выводы. Отбор лидеров у нее происходит в течение всей жизни, но решающим оказывается период после смыкания крон. Именно в это время в иерархии древостоя происходят наибольшие подвижки. В частности, при повышении густоты в рядах культур корреляции между высотами в 4-7 лет и размерами стволов в 29-40 лет оказались ниже, вплоть до их отсутствия (r =0,03-0,19) на одной из пробных площадей (см. табл. 4.1).

Комфортные условия для развития каждого дерева стабилизируют ранговую структуру древостоя, что повышает производительность как отдельных растений, так и древостоя в целом.

 

Выводы

Таким образом, изучение роста модельных деревьев в крупном массиве культур ели, созданного посадкой и посевом семян в 1913 и 1919 г. по схемам Ф. А. Теплоухова, позволила установить следующее. В 70-78-летних культурах ели с высокой относительной полнотой (1,0-1,2) и густотой, достигавшей 2-5 тыс. шт./га в 20-30 лет, при разделении моделей в раннем возрасте по диаметру стволика на 3 и 6 градаций, можно дать следующие ретроспективные вероятности формирования из них деревьев с объемом ствола выше среднего (крупных деревьев).

1. Для растений с толстыми стволиками (15,6% количества растений в раннем возрасте) ретроспективные вероятности формирования из них крупных деревьев составят: в 5 лет 64%, в 7-12 лет 70-80%, в 20лет 70%, в 30 лет 80% и в 40 лет и далее 100%.

2. Для растений с самыми толстыми стволиками (7,8% количества растений в раннем возрасте) указанные вероятности возрастают: в 5 лет 67%, в 7-12 лет 80-83%, в 20 лет 90%, в 30 лет и далее 100%.

3. Тонкие растения (до 60% количества растений в раннем возрасте) в любом возрасте, начиная с 5-7 лет, имеют мало шансов (менее 7%) сформировать крупные деревья, а самые тонкие (30% всех растений) их почти не имеют (ретроспективная вероятность формирования из них крупного дерева 2,7%).

4. Ранняя диагностика размеров деревьев у ели сибирской по отношению к их размерам в 70-78 лет в культурах возможна при следующих надежностях прогноза:

- «мелкие» деревья (объем ствола ниже среднего) диагностируются в 5-7 лет по диаметру стволика менее 80% от среднего с надежностью прогноза 93-97%;

Таким образом, ранговый закон роста Е.Л.Маслакова для крупных в 7-10 лет растений ели имеет надежность в 70-75%; для мелких растений надежность закона возрастает до 93-95%, причем отнесение к рангу «мелких» возможно уже в 5-7 лет. В этих ранних возрастах уже возможен прогноз будущих размеров стволов к возрасту спелости.

 

Из данных рисунка 4.3 следует, что надежность прогноза размеров для тонких растений составит 90% – из 10 таких растений 9 сформировали такие же тонкие стволы (стволы менее среднего объема). Для толстых в 5 лет растений надежность прогноза составит 64% - из 11 растений получилось 7 крупных деревьев. Для средних стволиков прогноз не ясен, так как 56% из них формируют крупные, а 44% – тонкомерные деревья.

При массовом отборе всегда возникает желание повысить его интенсивность и получить более впечатляющие результаты. Это может быть удаление соседей у дерева, выбранного как «самое крупное», с целью еще большего увеличения его прироста. В нашем случае это можно представить как отбор 1/6 части толстых стволиков у моделей и разделение для этого поля корреляции на шесть вертикальных секторов.

Результаты такого увеличения интенсивности отбора в 7 лет показаны на рисунке (рис. 4.4), анализ которого показывает следующее:

- надежность отбора тонких растений при делении на 3 градации составила 75%, а 25% растений сформировали крупные стволы; при делении на 6 градаций надежность отбора увеличилась до 90%, а 10% (1 растение) сформировало крупный ствол;

- надежность отбора толстых растений при делении на 3 градации составила 71% (15 растений из 21 сформировали крупные стволы); при делении на 6 градаций надежность увеличилась до 83% (10 растений из 12 сформировали крупные стволы ).

 

 

Рис. 4.4 – Диаметр стволика у ели в 7-летнем возрасте и вероятности формирования крупных модельных деревьев в 70-78 лет при разделении на три и шесть градаций по толщине.

 

 

Анализ всех полей корреляции становится более наглядным, если поместить полученные диаграммы для всех возрастов рядом попарно

 

 

Вероятность формирования крупного дерева в 70-78 лет, %

 

 

             
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

в 40 лет
в 30 лет  
в 20 лет  
в 12 лет  
в 10 лет  
в 7 лет  
в 5 лет
Диаметр ствола в раннем возрасте, % от среднего значения

 

Рис. 4.5 – Диаметр ели в раннем возрасте и вероятности формирования крупных модельных деревьев в 70-78-летних культурах в условиях густого стояния деревьев, при разделении на три (слева) и шесть (справа) градаций по толщине.

В левой стороне рисунка 4.5 представлено разделение совокупности на 6 градаций, а в правой – на 3 градации. Из рисунка следует, что только в возрасте 30 лет и старше прогноз роста для тонких и толстых деревьев составляет 100%. Однако необходима ли нам такая точность, если в биометрии уровень безошибочного прогноза обычно принимают 95, а иногда 90, 75 и даже 50%? По-видимому, это зависит от целей работы и задача состоит в выяснении достаточной для нас вероятности такого прогноза.

У наших моделей прогноз роста для 1/3 части толстых стволиков в 5-10 лет составил в среднем 71%, в 12-20 лет – 75% и в 30-40 лет – 90%; для 1/6 части толстых растений эти цифры возрастают до 79, 85 и 100% соответственно.

Здесь в рассуждениях необходимо учесть, что в культурах сохранилось в 1,56-2,73 (в среднем в 2,14) раза меньше живых растений по отношению ко всем учтенным – живым и мертвым (см. табл. 4.2). Можно полагать, что отпад за 70 лет происходил примерно на 80% из тонких и на 20% - из средних по диаметру стволиков, и тонких растений по этим расчетным данным было тогда в 3,74 раза больше. Это можно представить в виде поля корреляции, где левый нижний угол был «заселен» точками гораздо плотнее, чем на наших графиках и положение среднего диаметра стволиков было сдвинуто влево. Поэтому критерии отбора по нынешним размерам для тех ранних лет будут завышены; более правильными будут критерии по интенсивности отбора, учитывающие отпад.

Для корректных расчетов можно принять, что в прошлом количество тонких растений с нынешними диаметрами (40-84% от среднего) было в 3,74 раза больше и поэтому для тонких моделей прогноз формирования крупных деревьев соответственно понизится в 3,74 раза и составит, например, в 5-7 лет не 10-25 %, а не более 6,7%, а для самых тонких - не более 2,7%.

Для толстых растений прогноз их роста сохранится, но доля их в первоначальном числе растений в культурах снизится, как и число живых растений, в 2,14 раза. В таком случае при отнесении растения в ранние годы к «толстым» их количество будет не 1/3, а только 33,3%: 2,14 = 15,6% и, соответственно, при отнесении к «самым толстым» не 1/6, а только 7,8%. Примечательна близость этих цифр к доле деревьев 1 класса Крафта в древостое, известная из классического лесоводства (8-15%).

Рассмотренные участки культур в период измерений имели относительную полноту 1,0 и 1,2 и значительное количества валежа и сухостоя говорило о том, что такая полнота сохранялась долгое время, возможно, с 30-летнего возраста, когда густота достигала 2-5 тыс. шт./га. Поэтому почти все тонкие растения в условиях высокой конкуренции уже тогда следовало бы отнести к потенциальному отпаду (примерно 50%) и вырубить их. К возрасту спелости мы мало что потеряли бы – подавляющее их большинство сформировало бы тонкомерные стволы.

Общее представление о надежности отбора растений по их диаметру в раннем возрасте дает рисунок 4.6. У дивительно то, что надежности прогноза от 7 до 20 лет практически не повышаются. Они как бы «сидят» на уровне в 70-80% до 20 лет, что хорошо видно на рисунке.

Рис. 4.6 – Вероятности формирования крупных в 70-78 лет деревьев из тонких, самых тонких, толстых и самых толстых стволиков в 5-40 лет.

 

 

В культурах сосны получились близкие выводы. Отбор лидеров у нее происходит в течение всей жизни, но решающим оказывается период после смыкания крон. Именно в это время в иерархии древостоя происходят наибольшие подвижки. В частности, при повышении густоты в рядах культур корреляции между высотами в 4-7 лет и размерами стволов в 29-40 лет оказались ниже, вплоть до их отсутствия (r =0,03-0,19) на одной из пробных площадей (см. табл. 4.1).

Комфортные условия для развития каждого дерева стабилизируют ранговую структуру древостоя, что повышает производительность как отдельных растений, так и древостоя в целом.

 

Выводы

Таким образом, изучение роста модельных деревьев в крупном массиве культур ели, созданного посадкой и посевом семян в 1913 и 1919 г. по схемам Ф. А. Теплоухова, позволила установить следующее. В 70-78-летних культурах ели с высокой относительной полнотой (1,0-1,2) и густотой, достигавшей 2-5 тыс. шт./га в 20-30 лет, при разделении моделей в раннем возрасте по диаметру стволика на 3 и 6 градаций, можно дать следующие ретроспективные вероятности формирования из них деревьев с объемом ствола выше среднего (крупных деревьев).

1. Для растений с толстыми стволиками (15,6% количества растений в раннем возрасте) ретроспективные вероятности формирования из них крупных деревьев составят: в 5 лет 64%, в 7-12 лет 70-80%, в 20лет 70%, в 30 лет 80% и в 40 лет и далее 100%.

2. Для растений с самыми толстыми стволиками (7,8% количества растений в раннем возрасте) указанные вероятности возрастают: в 5 лет 67%, в 7-12 лет 80-83%, в 20 лет 90%, в 30 лет и далее 100%.

3. Тонкие растения (до 60% количества растений в раннем возрасте) в любом возрасте, начиная с 5-7 лет, имеют мало шансов (менее 7%) сформировать крупные деревья, а самые тонкие (30% всех растений) их почти не имеют (ретроспективная вероятность формирования из них крупного дерева 2,7%).

4. Ранняя диагностика размеров деревьев у ели сибирской по отношению к их размерам в 70-78 лет в культурах возможна при следующих надежностях прогноза:

- «мелкие» деревья (объем ствола ниже среднего) диагностируются в 5-7 лет по диаметру стволика менее 80% от среднего с надежностью прогноза 93-97%;

Таким образом, ранговый закон роста Е.Л.Маслакова для крупных в 7-10 лет растений ели имеет надежность в 70-75%; для мелких растений надежность закона возрастает до 93-95%, причем отнесение к рангу «мелких» возможно уже в 5-7 лет. В этих ранних возрастах уже возможен прогноз будущих размеров стволов к возрасту спелости.

 

План.

1. Понятие методов педагогического исследования

2. Методы эмпирического познания педагогических явлений.

3. Группа методов теоретического исследования.

4. Математические методы исследования

5. Статистические методы

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.

Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

1. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

· определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

· выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение – «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

2. Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

А) определение характера информации, которую необходимо получить;

Б) составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

В) составление первого плана вопросника;

Г) предварительная его проверка путем пробного исследования;

Д) исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.

Педагогический эксперимент исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

А) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

Б) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

В) собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

Г) аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Сравнение полученных результатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определение отклонения от нее и соотнесение результатов с допустимыми интервалами. Например, нормальной самооценкой личности являются значения коэффициента от 0,3 до 0,5. Если он меньше 0,3, то самооценка занижена, если больше 0,5 – завышена).

Статистические методы применяются при обработке массового материала определении средних величин полученных показателей:

А) среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп);

Б) медианы – показателя середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок);

В) подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Как уже отмечалось, нужно различать теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое не только может, но и должен уметь проводить творчески работающий педагог-практик. Такое исследование предполагает ряд стадий: подготовительная, практическое решение проблемы, количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений.

На подготовительном этапе анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся. Далее осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов и другие методы). Это завершается разработкой гипотезы, т.е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. И наконец, составляется методика исследования, отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования в виде серий наблюдений, опросов, экспериментов.

Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования. Интерпретация полученных данных проводится на основе педагогической теории с целью определения достоверности или ошибочности гипотезы. Это позволяет сформулировать выводы и предложения. Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равновесие плоской системы параллельных сил | Лекция 2. Система образования: сущность, структура и функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.