Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Система образования: сущность, структура и функции

Добавленная стоимость- это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т.е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.. Всё, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводственные (финансовые) сделки.

Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП:

 

- так как в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, не производится ничего нового (ни товара, ни услуги) и совокупный доход лишь перераспределяется;

- чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий).

К финансовым сделкам относится купля – продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и являются результатом перерастания средств между экономическими агентами. (Но следует иметь ввиду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).

· Утверждение, что ВВП - это рыночная стоимость, прои зведенная на территории страны с помощью как национальных, так и иностранных факторов производства важно для того, чтобы понять отличие показателя ВВП от ВНП. ВВП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно с помощью национальных или иностранных факторов производства. В данном случае важен территориальный фактор. ВНП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью национальных факторов как на территории данной страны или в других странах. Здесь важно условие национальной принадлежности. В большинстве развитых странах отличие ВНП от ВВП не превышает 1%. Различие между ними существенно для стран, получающих существенные доходы от туризма (Кипр, Греция) или предоставляющих услуги, в первую очередь банковские, гражданам других стран (Люксембург, Швейцария).

Величина ВВП отличается от величины ВНП на величину чистого дохода (стоимости продукции), созданного иностранными факторами производства на территории данной страны (ЧДИФ), который равен разнице между доходом, заработанным иностранными факторами (экономическими ресурсами) на территории данной страны, и доходом, заработанным национальными факторами в других странах:

Чистый доход иностранных факторов = доход иностранных факторов на территории данной страны – доход национальных факторов в других странах.

ВВП = ВНП – ЧДИФ

Величина чистого дохода иностранных факторов может быть:

- и положительной величиной – если принадлежащие иностранцам ресурсы произвели на территории данной страны продукции и доходы больше, чем национальные ресурсы создали за рубежом.

- и отрицательной величиной - если принадлежащие гражданам данной страны ресурсы в других странах произвели продукции и дохода чем иностранные ресурсы в данной стране.

· В течение одного года. В соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объёма производства данного года.

 

Способы измерения ВВП. Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

1. по расходам (метод конечного использования)

2. по доходам (распределительный метод)

3. по добавленной стоимости (производственный метод)

 

1. ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае мы учитываем, израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются: 1) расходы домохозяйства (потребительские расходы), которые обозначаются буквой С; 2) расходы фирм (инвестиционные расходы), обозначаемые буквой I; 3) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг), которые обозначаются буквой G; 4) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемый Хn.

 

· Потребительские расходы – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. В развитых странах от 2/3 до ¾ совокупных расходов и включают:

1. расходы на текущее потребление, т.е. на покупку товаров краткосрочного пользования (к таковым относятся товары, служащие менее одного года, но следует однако заметить, что вся одежда, независимо от срока её действительного использования – 1 день или 5 лет – относятся к текущему потреблению);

2. расходы на товары длительного пользования, т.е. товары, служащие более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключения составляют расходы на покупку жилья, которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств)

3. расходы на услуги (современную жизнь невозможно представить без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает). Таким образом,

· Потребительские расходы = расходам домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги

 

· Инвестиционные расходы - это расходы фирмы и на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают:

1. Инвестиции в основной капитал, которые включают в себя расходы фирм:

- на покупку оборудования.

- на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения)

2. Инвестиции в жилищное строительство, равное расходам домохозяйств на покупку жилья.

3. Инвестиции в запасы (товарно – материальные запасы включают в себя:

- запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства;

- незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса;

- запасы готовой (произведенной фирмой), но ещё не проданной продукции

В системе национальных счетов (и соответственно в макроэкономике) под инвестициями понимаются только расходы на покупку инвестиционных товаров (оборудования и сооружений), т.е. товаров, с помощью которых осуществляется процесс производства и которые увеличивают запас капитала (капитальных активов), а не любое вложение средств с целью получения дохода в будущем.

При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции.

Валовые инвестиции (gross investment) представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как вспомогательные инвестиции (амортизацию) (depreciation), так и чистые инвестиции (net investment):

I gross = A + I net

Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала носит название восстановительных инвестиций или амортизации. Деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции.

Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объёма выпуска.

Чистые инвестиции = чистые инвестиции в основной капитал + чистые инвестиции в жилищное строительство + инвестиции в запасы.

Валовые инвестиции = чистые инвестиции + амортизация (стоимость потребленного капитала)

В инвестиционные расходы в системе национальных счетов включаются только частные инвестиции, т.е. инвестиции частных фирм (частного сектора) и не включаются государственные инвестиции, которые являются частью государственных закупок товаров и услуг.

· Третий элемент совокупных расходов – государственные закупки товаров и услуг, которые включают:

- государственное потребление (расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру, а так же оплату услуг (жалование) работников государственного сектора);

- государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных

Следует отличать понятие «государственных закупок товаров и услуг» и понятие «государственных расходов». Последнее понятие включает в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой и предоставляются не в обмен на товары и услуги.

· Последним элементом совокупных расходов является чистый экспорт. Он представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами по импорту страны и соответствует сальдо торгового баланса: X n = E x – I m.

 

ВВП по расходам = потребительские расходы (С) + валовые инвестиционные расходы (I gross) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (X n)

 

2. Вторым способом расчета ВВП является распределительный метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственника экономических ресурсов, т.е. домохозяйств (сумма доходов национальных факторов и доходов иностранных факторов). Национальными факторными доходами являются:

ü Заработная плата и жалование, представляющая собой доход от фактора «труд», т.е. оплату услуг труда и включающая все формы вознаграждения за труд (в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т.п.) и выплачиваемая частными фирмами. Заработную плату получают рабочие, а жалование – служащие.(Следует иметь в виду, что жалование государственных служащих не включается в этот показатель, поскольку оно выплачивается из средств государственного бюджета (прежде всего налогов) и являются результатом перераспределения национального дохода).

ü Арендная плата или рента – доход от фактора «земля» и включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений). При этом, если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот землевладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду. Подобные вмененные доходы носят название «условно начисленной арендной платы» и включаются в общую сумму рентных платежей.

ü Процентные платежи или процент, являющиеся доходами от фактора «капитал» и включающие все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом. Поэтому в сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям, поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета.

ü Прибыль, т.е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с различиями в организационно – правовых формах фирм:

- прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерства. Это вид прибыли носит название «доходы собственников»

- прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале). Этот вид прибыли называется «прибыль корпораций». Прибыль корпораций делится на три части:

1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству);

2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам;

3) нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является дл корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом – экономического роста.

Сумма национальных факторных доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли) представляет собой национальный доход.

Кроме национальных факторных доходов в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, являющиеся подоходными платежами, но не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.

ü Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес. Налог – это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же агентом. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Особенностью косвенных налогов является то, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае – разные экономические агенты. Поскольку ВВП – стоимостной показатель, то как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВНП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов.

ü Ещё одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВНП по доходам является амортизация (стоимость потребленного капитала), поскольку она также включается в цену любого товара.

 

Добавив к национальному доходу косвенные налоги и стоимость потребленного капитала, мы получим валовой национальный продукт. Чтобы от ВНП перейти к ВВП, необходимо добавить чистый доход (объём продукции), созданный (заработанный) иностранными факторами производства на территории данной страны (ЧДИФ).

 

ВВП = ВНП + ЧДИФ <=>

ВВП по доходам = (заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация) + чистый доход иностранных факторов (ЧДИФ).

3. Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод подобавленной стоимости)

Соотношение показателей в системе национальных счетов. Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД)

Содержательное отличие ВНП от ВВП уже было рассмотрено ранее. Величина ВНП отличается от величины ВВП на величину чистого дохода иностранных факторов (ЧДИФ):

ВНП = ВВП – ЧДИФ

Так как величина чистого дохода иностранных факторов представляет собой разницу между доходами, заработанными иностранцами (нерезиденты) с помощью принадлежащих им (иностранных) факторов производства в данной стране и доходами, заработанными гражданами (резидентами) данной страны с помощью принадлежащих им (национальных) факторов производства в других странах, то эта разница может быть как положительной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП), так и отрицательной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП).

Чистый внутренний продукт в отличие от ВВП, который характеризует совокупный объем производства, отражает производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию):

ЧВП = ВВП – А

ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

 

ЧВП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (X n)

ЧВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций +косвенные налоги + чистый доход иностранных факторов (ЧДИФ).

Национальный доход – это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить

1)либо, если из ЧВП вычесть косвенные налоги и чистый доход иностранных факторов:

НД = ЧВП – косвенные налоги – ЧДИФ

 

2) либо, если просуммировать все национальные факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход – это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов. Чтобы подсчитать ЛД, необходимо из НД вычесть всё, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то. Что увеличивает их доходы, но не включается в НД.

 

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям.

 

Или

 

ЛД = НД - взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям.

 

Располагаемый личный доход – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше ЛД на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых(в первую очередь, подоходных) налогов (а так же личных процентных платежей домохозяйств по кредиту):

 

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

 

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (С) и сбережение (S):

 

РЛД = С + S

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – Лауреат Нобелевской Премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние». Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего того, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП. Например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования и т.п. В то же время при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния. Например: уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и т.п.

 

3. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

 

Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:

1) изменение реального объёма производства;

2) изменение уровня цен.

Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.

 

Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1990 года в ценах 2000 года. В этом случае 2000 год будет базовым, 1990 – текущим).

 

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен

Общий уровень цен – это агрегированный показатель. Он рассчитывается как индекс цен.

 

Номинальный ВВП любого года, поскольку он рассчитывается в текущих ценах, равен:

НВНП1 = ∑p1q1

 

Реальный ВВП, подсчитанный в ценах базового года, равен:

 

РВНП1 = ∑p0q1

Номинальный ВВП базового года равен реальному ВВП базового года:

НВНП0 = РВНП0 =∑p0q0

 

Очевидно, что в базовом году общий уровень цен равен 1 (соответственно индекс цен равен 100%)

 

Существует много видов индексов цен. В макроэкономике обычно используются:

1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВВП

 

· Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. (в развитых странах потребительская корзина включает 300 – 400 видов потребительских товаров и услуг).

· Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований.

И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются как индексы с весами (объёмами) базового года, как индекс Ласпейреса, поскольку подсчет этих весов процедура длительная и дорогостоящая, поэтому проводимая не ежегодно, а как правило раз в пять лет:

 

ИПЦ = I L = (∑p1q0 / ∑p0q0)* 100%

 

· Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, статистически выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объёмами) текущего года, поскольку ВНП рассчитывается каждый год:

Дефлятор ВНП = (∑p1q1 / ∑p0q1) * 100%

Таким образом

 

Дефлятор ВНП = Номинальный ВВП / Реальный ВВП

 

Дефлятор ВВП базового года равен 1.

 

Задания для выполнения контрольной работы.

 

Задание №1

 

Какой из видов доходов не учитывается при подсчёте ВВП?

а) зарплата чиновника госаппарата;

б) проценты по облигациям автомобильной компании;

в) условно начисленная рента владельца особняка, не сдаваемого в наём;

г) зарплата менеджера частной фирмы;

д) пособие по безработице.

 

Задание №2

Личные потребительские расходы 255

Подоходные налоги с фирм 19

Заработная плата наемных рабочих 230

Амортизация 22

Дивиденды 26

Чистый экспорт 5

Прибыли фирм 56

Государственные закупки товаров и услуг 70

Подоходные налоги с населения 26

Чистые внутренние инвестиции 38-

Частные сбережения 16

Проценты 13

Трансферты 15

Рассчитайте ВВП по данным компонентов национальной экономики в текущем году.

 

Задание №3

Фирма продала 20 единиц продукции по цене 1500 долл., а её затраты составили: на заработную плату 6500 долл., на амортизацию 3000 долл., на покупку сырья и материалов 8000 долл., на покупку оборудования 5000 долл. При этом фирма получила прибыль 400 долл. Рассчитайте величину добавленной стоимости.

 

Задание №4

Трансфертные платежи включают:

а) жалованье государственных служащих;

б) субсидии, предоставляемые государством отдельным фирмам;

в) оплату государственных товаров и услуг;

г) всё перечисленное неверно;

д) всё перечисленное верно.

 

Задание №5

13. Предположим, в экономике производится и потребляется 2 продукта: А и Б. Используя следующие данные, подсчитайте индекс потребительских цен в 2010 году, принимая за базовый 2000 год.

 

Год Товар А товар Б
  объем продаж цена объем продаж цена
      1000; б
  1500.      

 

 

Дополнительные задания (2-я оценка)

 

Задание №1

 

ВВП 5233

Амортизационные отчисления 552

Косвенные налоги на бизнес 416

Прибыли корпораций 298

Взносы на социальное страхование 479

Дивиденды 112

Государственные трансферты частным лицам 600

Подоходные налоги с граждан 649

Задание №2

 

В 2009 году ВВП Республики Дельта был равен 3600 луидоров, а в 2010 году - 4600 луидоров. Как и на сколько изменится реальный ВВП за этот год, если дефлятор ВВП равен 1,25

 

 

Формальное образование – стандартизованная и регулируемая правилами социальная акция, нацеленная на эффективное включение подрастающего поколения в значимую для сообщества деятельность. Возникшее в первобытно-родовых культурах в доисторические времена оно существует с тех пор, не меняя своих смысла и цели. Высшее профессиональное образование представляет собой институт вторичной социализации. Первичная социализация индивида совпадает с его детством, которое в обществах с разной культурой имеет разную длительность. Первичная социализация делает ребенка членом общества, а вторичная социализация позволяет индивиду найти свое место и идентифицировать себя как личность в данном обществе. "Вторичная социализация есть приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда"[1].

Под образовательным процессом здесь понимается процесс обучения в вузе как система, включающая в себя: 1) непосредственно обучение, то есть передачу знаний, умений, навыков; 2) формальную организацию этого процесса; 3) коммуникации различного содержания и разного уровня в этом процессе; 4) роли, интересы и идеалы основных субъектов. Образовательный процесс (образование) – процесс передачи социально-значимой информации, структурированный в пространстве и во времени, специально организованный и сопровождающийся постоянным воспроизведением коммуникаций разного уровня.

Субъекты образовательного процесса объективно находятся в не равноправном отношении, которое никогда не становится иным.

В понятие "менталитет субъектов образовательного процесса" входят: ценностно – ориентационные комплексы типичных студентов, преподавателей, администраторов, их отношение к друг другу, образовательному учреждению и образованию.

Проблема заключается в том, что ряд особенностей менталитета и коммуникаций субъектов образовательного процесса может быть познан, но не изменен. Например, при отсутствии конкурса в технические вузы определение психологических типов студентов и их профессиональных ориентаций не ведет к изменению контингента, речь может идти лишь о попытке приспособления к нему.

Коммуникации 1-го уровня: преподаватели и студенты в аудиториях и в лабораториях (процесс передачи знаний); коммуникации 2-го уровня: деканаты и студенты, студенты и диспетчерская, преподаватели – диспетчерская – деканаты (процесс организации передачи знаний); коммуникации 3-го уровня: преподаватели – руководство кафедрами и факультетами, руководство кафедрами и факультетами – ректорат (определение содержания и технологии образования); коммуникации 4-го уровня: ректорат – министерство (определение стратегии развития образования и регулятивных принципов).

Таким образом, в образовательной реальности действуют четыре субъекта со своими статусами, интересами и идеалами – государственная бюрократия, вузовская бюрократия, преподаватели и студенты. При этом преподаватели образуют нижний уровень бюрократической системы (властной вертикали), определяющей стратегию, содержание, технологию и регулятивные принципы образования, в то время как студенты оказываются вне процесса принятия решений о стратегическом развитии института, в котором проходит 5-6 самых важных лет их жизни.

Государство в лице Министерства образования определяет политику в области образования. Кроме того государство задает образовательные стандарты, то есть формирует некоторые идеальные модели: молодого человека-профессионала, образовательного учреждения, культурного общества Государственная бюрократия имеет две противоположные объективные потребности: 1) как любая система стремится сохранять существующее положение вещей; 2) создает концепции реформ, предлагает и регулирует изменения, адекватные историческому времени, необходимые для сохранения института образования.

Вузовская бюрократия определяет порядок образовательного процесса на локальном уровне. Имеет потребность в унификации образовательного процесса, в минимизации свободы субъектов образовательного процесса и сокращении круга лиц, принимающих решения. Формирует во внешней и внутренней среде идеальный образ своего вуза.

Преподаватели определяют реальные уровень, содержание и форму повседневного образовательного процесса, правила и нормы поведения его участников. Имеют потребности: 1) в свободе индивидуальной деятельности; 2) в комфортной организации учебного процесса. 3) в студенте – исполнителе. Формируют в вузовской среде образ идеального студента и идеальных условий преподавательской деятельности.

Студенты определяют характер и эффективность реального образовательного процесса. Имеют потребности: 1) получить хорошее образование; 2) легко и весело провести время. Формируют в своей среде идеальный образ преподавателя и идеальную модель студенческой жизни.

Таким образом, сферы деятельности, потребности, идеалы реальных субъектов образовательного процесса никогда полностью не совпадают.

Менталитет государственной бюрократии можно определить как политико-экономический.

Менталитет вузовской бюрократии можно определить как технократический, групповой и корпоративный.

Менталитет преподавателей – профессиональный, педагогический, групповой.

Менталитет студентов – потребительский, маргинальный, групповой.

Проблема взаимоотношения поколений в современном стареющем обществе стоит достаточно остро. Взаимоотношения между поколениями можно проследить по следующим аспектам:

1\ экономический, который характеризует общее и особенное в отношении к труду, профессиональной деятельности, уровне занятости в различной сфере трудовой деятельности;

2\ политический аспект показывает взаимосвязь поколений по уровню мировоззрения, политической культуры;

3\культурный аспект определяет общность и преемственность духовной культуры, отношение к духовному наследию. Новое поколение в сфере культуры имеет более высокий уровень образования, различается в отношении к искусству, в предпочтении популярных жанров музыки, в формах проведения досуга;

4\ бытовой аспект отражает различие жизненных условий поколений (повышение комфорта, наличие отдельных квартир);

5\ социально-психологический аспект демонстрирует отношение между поколениями в процессе общения, в семейных отношениях.[2] Образовательный аспект взаимоотношения поколений может рассматриваться как особый элемент культурного дискурса, а сфера высшего профессионального образования – общественный институт, специально созданный для данного процесса, поскольку здесь присутствует формальное, определенным образом организованное общение поколений и духовный диалог знаний, мировоззрений, ценностей, причем и то и другое существует непосредственно (деловые и межличностные коммуникации преподавателей и администраторов и студентов) и опосредованно (взаимодействие и интеграция в пространстве – времени образования созданных и создаваемых ценностей культуры).

 

Каждое поколение студентов имеет свои отличительные черты. Рассказывают, что студенты набора конца 40-х годов отличались особой потребностью в знании. 60-е годы на Западе знамениты студенческими революциями, тогда как в нашей культуре и массовой психологии те же 60-е характеризовались культурными студенческими движениями, студенческими строительными отрядами, появлением "Клуба Веселых и Находчивых", то есть расцветом студенчества как формы жизни. Студенты приема конца 80-х отличались повышенным интересом к историческому прошлому и к политике, начала 90-х – к религии. Студенты же, поступившие в вузы в конце 90-х, демонстрируют устойчивую тенденцию перехода от прозападной ориентации к патриотическому сознанию. Однако одновременно с возрастанием общей информированности налицо падение уровня культуры, определяемого классическими параметрами, – количеством прочитанной литературы; знанием музыки, живописи, театра; принятием и усвоением норм, традиций и ритуалов предыдущих поколений, желанием и потребностью продолжать и преумножать их. К изменяющимся базовым типическим характеристикам поколений студентов можно отнести: уровень культуры и содержание знаний, наличие патриотического сознания, степень агрессивности, индивидуализма, коллективизма.

Исследователи ценностных ориентаций студенчества выделяют общее и особенное в жизненных установках универсантов всех поколений. В частности, на протяжении десятилетий отмечается "…привлекательность и значимость вуза в момент поступления"[3].

Но внутреннее содержание "привлекательности" различается для студентов 70-х и 90-х годов. Для студентов 90-х привлекательность тождественна престижности специальности, а для студентов 70-х она означала качество образования, традиции студенческой жизни и т. д.

Студенты разных поколений различаются в своей оценке эмиграции интеллектуалов. Если 20 лет назад отъезд из СССР оценивался с политических позиций субъекта как антинародный или протестный акт, то сегодня это воспринимается как норма поиска человеком лучшей профессиональной и бытовой форм жизни.

В принципе, можно зафиксировать различие в иерархии ценностных ориентаций: старшее поколение универсантов ставит на первые места научно-исследовательскую деятельность, интересную работу, социальную активность; молодое поколение – личную самореализацию, материальное благополучие, комфорт[4].

Если преподаватели встречаются именно с поколением студентов, то студенты встречаются с таким коллективом преподавателей, каким он сложился в данном вузе к данному времени. Его базовыми характеристиками являются: средний возраст, характерный для него менталитет, мотивация профессиональной, в частности преподавательской, деятельности; отношение к студентам; общий уровень требовательности; качество корпоративного сознания. За последние 10 лет активно работающие преподаватели встретились, по крайней мере, с тремя сменами направленности субкультуры поколения. (Если принять менталитет работающего преподавателя за некую постоянную величину, по крайней мере, он более консервативен, чем менталитет студента). Один и тот же коллектив преподавателей должен каждый раз узнавать новое поколение студентов и адаптироваться к нему психологически, идеологически, профессионально и технологически. Вот несколько достаточно выразительных примеров. В течение десятилетий одной из форм отчетности при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин был реферат. Преподаватели выработали сложный алгоритм защиты от плагиата. Но в век компьютеров создание реферата по индивидуальному заказу, учитывающему даже психологические особенности конкретного преподавателя, оказалось простым предприятием. Или – обычный преподаватель вуза, которому, в среднем, за 50, привык опираться в своих примерах на классику литературы, театра и кино, но студенты ее просто не знают, так же, как преподаватель не успевает или не может (либо не хочет) смотреть "по видику" то, что смотрят его ученики. А как отнестись к электронным зверькам, которые плачут, просят еды, но ведь они же не настоящие, не живые! Но для молодых людей они существуют.… Для людей старшего и среднего поколений в России работа – это, прежде всего, средство самореализации, кроме того, работа – это место, где проходит большая часть их жизни (все более или менее важное происходит на работе или решается через нее), поэтому люди старших поколений меняют место своей работы неохотно (средний американец к 50 годам меняет до 8 мест работы). Для молодых людей сегодня работа – средство реализовываться и обеспечить себя, а общаться, отдыхать, находить друзей, можно в других местах. В соответствии с концепцией М. Мид предыдущие культуры основывались на подчинении младших поколений старшим вследствие наличия у последних знаний и опыта повседневности (постфигуратиный тип культуры). Суть настоящего момента – в существовании общего опыта молодежи, предельно отличающегося от опыта старших поколений (профигуративный тип культуры). Разрыв культур молодого и старшего поколений в современной России – не перманентно существующее противоречие "отцов и детей", но действительное столкновение в интеллектуальном едином пространстве несоединимых мировосприятий[5].

«В реальной социальной действительности обнаруживаются очень большие трудности в процессах совмещения различных менталитетов. Условием их сближения и согласования является расширение и обогащение их общечеловеческими компонентами; тогда в самом менталитете будут находиться основания для компромиссов с другими менталитетами, и только при этих условиях он может выступать в качестве средства объединения»[6].

Коммуникация поколений в образовательном процессе содержательно состоит не в навязывании стандартов образованности путем представления существующего знания и мировоззрения как абсолютных истин, а в согласовании предлагаемых знаний с собственным опытом ученика (обучаемого), то есть актуальным состоянием педагогического процесса становится субъектно-субъектное взаимодействие.

Коммуникационный процесс между преподавателем и студентом представляет собой взаимопроникновение двух культурно-информационных и психологических реальностей. При рассмотрении образования как коммуникации между поколениями воспроизводство знаний, культуры и опыта через личное общение преподавателя и студента является способом преодоления социокультурных барьеров между ними. Психологическая реальность преподавателя, условно называемая "настоящая жизнь", включает в себя деловую, семейную и личную жизнь. Настоящая жизнь студента как студента, вообще тайна, поскольку и отличник и "халявщик" живут настоящей студенческой жизнью.

Реальности преподавателя и студента в ритуальном общении лишь соприкасаются, образуя узкий канал единого коммуникационного пространства. В деловом общении преподаватель и студент имеют общую реальность: информационное и коммуникативное пространство, которое обладает временным существованием, и оба субъекта стремятся максимально сократить как хронотоп, так и пространство общения. При переходе на личностный уровень образуется постоянная единая психологическая реальность, которую определяют: деловая цель общения, общие интересы внеучебного характера, интерес к друг другу, а временные рамки общения задаются хронотопом учебного процесса, степенью личной близости, желанием субъектов. Один из постулатов педагогической этики гласит, что учителю необходимо любить всех своих учеников. Но это равносильно библейской заповеди любви к ближнему. Поэтому, автор выдвигает положение о возможности создания в образовательном процессе условий для сознательного поиска преподавателей и студентов, адекватных друг другу, имеющих общее коммуникативное пространство. Мы не можем любить всех, мы ищем в жизни тех, кого мы можем полюбить, и тех, кто способен полюбить нас. Поэтому и в образовательном процессе для преподавателя и студента необходимо повсеместно расширять практику выбора. В конкретном образовательном процессе это выглядит как бесконечное расширение свободы выбора студента. Можно сказать, что автор ломится в открытую дверь, поскольку принцип выборности модулей обучения давно разработан и реализован в мировой практике образования. Однако в нашей стране повсеместной стандартизации и унификации существует компетентное мнение, что наш студент ничего выбирать не может в силу низкого интеллектуального уровня. В настоящий момент выбор осуществляется только по отношению к вузу (однократный выбор) и относительно небольшого количества дисциплин внутри унифицированного учебного плана по специальности. На самом деле формирование системы образования по модульному принципу, позволяющему студенту выбирать направление обучения, не просто повышает уровень его свободы, оно позволяет ввести в образование тот элемент неопределенности, который на настоящий момент является непременным атрибутом нашей реальности. Неопределенность в смысле существовании выбора возможностей психологически делает молодого человека взрослым, поскольку означает для него ответственность не только за сам выбор, но и за его последствия. Расширение выбора со стороны преподавателя – как и чему учить, а со стороны студента – чему и у кого учиться вырабатывало бы у обоих субъектов образовательного процесса способность к быстрому реагированию на изменение спроса и предложения на рынке образовательных услуг. А.С. Запесоцкий в качестве одного из элементов культуроцентристского подхода к организации деятельности образовательного учреждения называет референтацию образовательного пространства. "Суть приципа референтации – обеспечить идентификацию с образом выдающегося человека и тем самым стимулировать духовный рост личности студента, его образование"[7]. При этом предполагается, что старшее поколение может предоставить для молодого поколения соответствующие образцы для подражания. Но ведь оба субъекта образовательного процесса могут идентифицировать себя и партнера с некими идеальными образами и формировать коммуникативное пространство и время в соответствии с уровнем и степенью этой идентификации. Студент должен стать для преподавателя Значимым Другим так же, как преподаватель для студента. Иначе повседневность образовательного процесса не изменить.

 


[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: "Медиум", 1995. С. 225.

[2] См.: Иконникова С.Н. Молодежь и культура. М.: Знание, 1989 с.18.

[3] Козлов А.А., Поспелова Т.Г. Студенты и преподаватели российских университетов: Динамика поколений. М.: НИИВО 1995. (Система воспитания в высш.шк.: Обзор. информ. / НИИВО;. Вып. 2.) С. 6.

[4] См.: Козлов А. А., Поспелова Т. Г. Указ. соч. С. 11.

[5] См.: Козлов А. А., Поспелова Т. Г. Указ. соч., с.

[6] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб.: Языковой центр филологического факультета Санкт–Петербургского университета. 1995. С.73.

[7] А. Запесоцкий. А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб.: ИГУП, 1996. С. 219.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Система методов и методика педагогического исследования | Строение периферического отдела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.