КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура личности по Юнгу
Лекция 4: Аналитическая психология Юнга
Фигура Карла Густава Юнга не меньше по своей значимости в психоаналитических концепциях, чем фигура Зигмунда Фрейда. В ряде вопросов он пошел дальше (и глубже). Юнга привело к Фрейду его «Толкование сновидений», и с 1907 года Юнг вошел в Международную психоаналитическую ассоциацию Фрейда, президентом которой был избран в 1910 году. Однако в 1913 году Фрейд и Юнг разрывают отношения и по причинам личного характера, и из-за теоретических расхождений, и в 1914 году Юнг выходит из ассоциации и впоследствии организует свое психоаналитическое направление, названное им аналитической психологией. Поведение человека, по Юнгу, определяется, с одной стороны, индивидуальной и расовой историей, с другой — целями и устремлениями в будущее. Кроме того, в структуре индивидуальной личности Юнг уделяет внимание расовым и общечеловеческим филогенетическим корням.
Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго — это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное — это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять ее поведением. Коллективное бессознательное — это хранилище древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от родовых предков и даже от дочеловеческих антропоморфных предков. Поэтому коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного бессознательного, которое строго индивидуально. Концепция коллективного бессознательного была одной из серьезных причин расхождения между Юнгом и Фрейдом. По Юнгу, коллективное бессознательное представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Это архетип Матери, архетип Энергии, архетип Бога, архетип Демона, архетипы Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. А некоторые архетипы можно рассматривать как отдельные системы внутри личности. Это Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость. Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он надевает в связи с господствующими в обществе установками. Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек уходит в эту роль, отчуждаясь в значительной степени от своих истинных реальных особенностей. Тень — это противоположная Персоне часть личности, она иррациональна, аморальна, содержит социально отвергаемые (в том числе сексуальные и агрессивные) импульсы и поэтому подавляется. В то же время Тень является источником энергии, которая может быть использована в творчестве. И роль Эго состоит в том, чтобы эту энергию направить в нужное русло (= фрейдовской сублимации энергии Ид). И Персона, и Тень, имея архетипическое ядро в коллективном бессознательном, пронизывают частично и личное бессознательное, и Эго, проявляясь в сознании как неприятные, отвергаемые мысли (Тень) либо как ощущение своего соответствия социуму (Персона). Анима и Анимус — это архетип, связанный с бисексуальной природой человека и отражающий психологическое женское начало в мужчине (Анима) и психологическое мужское начало в женщине (Анимус). Этот психологический архетип Анима/Анимус консолидировался, как полагал Юнг, благодаря совместному существованию мужчины и женщины. Отсюда — феминные проявления у мужчины и маскулинные — у женщины. Самость — это самый главный архетип, центр личности (центр Эго), это идеал, к которому люди стремятся, но которого очень редко достигают. Архетип Самости стремится к целостности и единству (это особенно ярко представлено в религиях Востока) и развивается путем индивидуации, смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессознательным. Это происходит во время кризиса середины жизни, когда индивидуация Самости приводит к ощущению целостности и единства с миром. Архетип Самости редко достигает настоящего совершенства. Наиболее близко этот архетип приблизился к совершенству в образах Христа и Будды.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |