КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Церковно-государственная помощь в XIV – XVII вв
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ 1. Какие первые работы в исследовании германских языков Вам известны? 5. Что представляет собой язык – основа? 6. Что называется архетипом? 7. Какие группы языков объединяются в общую индоевропейскую семью? 8. Какие недостатки имеет метод сравнительно – исторического описания языков?
Парадигма помощи и поддержки в XIV — первой половине XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нище-любия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности. Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. 1 этап – объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.) 2 этап – колонизация Севера (XVI-XVII вв.). Объединение земель вокруг монастырей происходит со второй половины XIV в., когда меняется характер монастырского управления, начинается переориентация жизнедеятельности монастырей, которые ставят перед собой прежде всего решение хозяйственных задач, превращая эти обители в самостоятельную феодальную вотчину. Во главе нового монастырского реформирования стояли Сергий Радонежский и митрополит Алексий. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины. Характерным является тот факт, что средства от имения ушедших в монахи идут не только церкви, но и в казну, и в монастырскую обитель путь открыт для женщин всех сословий. Ктиторские монастыри еще существуют в этот период, но они находятся обычно в средневековом городе, а монастыри-вотчины развиваются за его пределами. Их более интенсивное развитие связано с тем, что на первых порах они являются более открытыми помогающими системами для всех желающих и у них более выгодная система инвестиций для мирских людей. Постепенно церковь берёт на себя почти все функции поддержки, которые раньше принадлежали княжеской власти: Монастыри-вотчины постепенно становились крупными земельными собственниками. Тем самым как субъекты помощи и поддержки монастыри приобретали те функции защиты, которыми раньше обладали только князья. Появление новой мифологии поддержки проявляется и в сфере религиозных культов, когда идеологическая власть церкви становится более сильной, чем власть князя. Помимо активной роли церкви в сакрализации жизненных процессов, важны и функции защиты и поддержки вдов и сирот, т.е. те функции, которые были привилегией княжеской власти. Княжескую власть во многом подорвало монголо-татарское нашествие, и поэтому она стремилась в лице церкви найти себе союзника, отсюда благосклонный патернализм в виде всевозможных вкладов, даров и освобождений от пошлин, что в конечном итоге приводило к дополнительному обогащению митрополичьих кафедр. Это обуславливало также и привлекательность монастырской защиты и поддержки для работного люда. Там они имели более выгодные условия жизнедеятельности, а монастыри с их приходом становились только богаче Богатство приумножали и частные вклады. Они различны – от церковной утвари и предметов культа до земельных. Постепенно монастырско-вотчинская идеология привносит новые элементы призрения в стены монастыря: пожертвование некоторого дара в виде натуральных продуктов, собственности, денежных взносов. В этот период появляется некоторый вид «складчины», коллективной финансовой помощи нуждающемуся – на монастырь. Аналогичные тенденции в деле помощи и поддержки мы наблюдаем в XVI в., когда происходит колонизация Севера монастырями-вотчинами. Особенность формирования монастырей-вотчин на Севере связана с укрупнением разрозненных на погостах монастырей. Погост на Севере представлял «из себя пространство земли, где находился храм с прилегающим к нему кладбищем». На погостах стояли кельи, где поселялись монахи и монахини. Каждый из них имел свое хозяйство, а общими были храм и игумен, начальствовавший над ними. После постановления Собора 1503 г. об отделении мужских и женских монастырей, монастыри переходят на общинное общежительство: монахи уже не имеют личной собственности, все принадлежит только монастырю. Здесь также наблюдается постепенный отход от ктиторства и обогащение монастырей. Князья предоставляли право монастырю отрезать земли кроме своих для крестьян из других вотчин. Селившимся на монастырские земли давалась свобода от податей на 10 или 20 лет, а также свобода от суда княжеской волостей, с подчинением игуменскому суду во всех делах, «опричь душегубства». Также имелись четкие гарантии защиты от произвола посадника и тысяцкого, которые довольно часто нарушали установленные объемы пошлин и налогов. Монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище, играя роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы «иметь страховой полис». Со временем монастыри становятся своеобразной системой «закрытого призрения». С изменением структуры государственного управления происходит изменение и реципрокных связей в общественных отношениях. Начинается изменение характера княжеской благотворительности в отношениях с внешним миром и собственным населением. С возвышением Москвы меняется и статус Великого князя. После падения в 1454 г. Византии Москва становится правопреемницей православия. Изменяется ее статус, изменяется и объем милостыни, которую посылают на Восток русские цари. В этом акте просматривались как бы два уровня милостыни – личная царская и государственная. Царская личная милостыня была фиксированной и составляла 2000 руб., государственная зависела от величины статус просителя. При Анне Ивановне процесс милостыни стал более упорядочен. Личная милостыня со временем также претерпевает трансформацию и переходит в государственную систему «гуманитарной помощи». В XIV в. появляются новые отношения между князем и общностью. Наблюдается одна из первых форм общественных работ в виде массового захоронения убитых после нападений. Массовые бедствия заставляют искать новые организационные формы поддержки, новые формы общественной самопомощи. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтобы не произошло их распространение, организовываются специальные заставы. С развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и наряда», т. е. появляется передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Намечаются тенденции к образованию государственных реципрокных институтов, задача которых поддерживать определенный вид связи. В качестве этих институтов выступают приказы, которые как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, ведущей формой контроля за церковной жизнью (например, Приказ Большого Дворца). Приказы и чиновник, первоначально в виде дьяка, приходят на смену княжескому, личностному, «ручному», «нищепитательству». Изменение парадигмы помощи шло параллельно с укреплением законодательства. Оно становилось мерилом поступков, норм и требований к призрению. Законодательство сменяло собой княжеские нравственные императивы – «мнихолюбив», «страннолюбив», «нищелюбив» и другие, заменяя их категориями государственного долженствования, обязанностей, нормативности. Прямая священная обязанность русских царей как преемников православного царства позволяла законодательно вмешиваться в дела церкви. В Судебнике 1550 г. были сделаны попытки устранить неразбериху в церковной благотворительности. Было запрещено уходить жить в монастырь торговому люду (городским и черноволостным). Стоглавый собор 1551 г. поставил задачу улучшить нравы духовенства. На Соборе царь Иван IV обвинил чёрное духовенство в неблагочестии и корыстных мотивах пострига («покоя ради телесного, чтобы бражничать»). Собор признал, что пьянство наносит наибольший ущерб монастырскому благочестию. Приняты меры по борьбе с пьянством священников. Внимание собора было уделено и проблеме борьбы с ересями и суевериями, ради сохранения нравственного здоровья подданных. Формирующееся законодательство государственного призрения не только реагировало на проблемы церкви, но и было тесно связано с проблемами бедности, социальной патологии, государственной защиты вдов и сирот и т.д. Так на том же Стоглавом соборе был поднят вопрос благотворительности. Собор констатировал широкое распространение нищенства при практически полном отсутствии надлежащих мер призрения как со стороны церкви, так и со стороны государства. На Соборе царю было рекомендовано поставить на учёт всех нищих, создать мужские и женские богадельни, куда селить всех нуждающихся прокажённых и стариков. Таким образом, 1. признавалось необходимым регулирование попечения о нищих со стороны государства, путём особых царских повелений; 2. впервые различаются категории нищих с установлением для каждой особых мер попечительства: 1) прокаженные и престарелые (нетрудоспособные нищие) должны получать от церкви кров, пищу и одежду, то есть помещаться в особые «богадельни»; 2) здоровые («здравые»), которые не могут работать по слабости сил (например, дети-сироты) либо по роду постигшего их несчастья, должны питаться, ходя по дворам «нищелюбцев», то есть просить милостыню; 3) здоровые и трудоспособные «должны подлежать страды», то есть определяться на общественные работы. В итоге, отрицается первичная форма благотворительности, характерная для предшествующего периода, то есть раздача милостыни без разбору, и намечаются некоторые меры по борьбе с профессиональным нищенством. В обязанности благотворителя-нищелюбца теперь входит не только стремление спасти свою душу богоугодным делом, но и принести общественную пользу. Общей тенденцией развития благотворительности России и Запада стало самоустранение церкви от дел призрения при передаче надзора и заботы за нищими в ведение специальных государственных органов при соответствующем законодательном оформлении (Приказы). Специфика же российской благотворительности в этот период заключалась в следующем: 1. призрение оставалось в ведении церкви при надлежащем пособии от государственной казны, формируется особый церковно-государственный тип социального призрения с чётким разделением функций (церковь организует опеку нуждающихся, государство контролирует и финансирует систему призрения); 2. сосуществование открытой (для здоровых, призрение в виде подаяния за посильный труд) и закрытой (для больных, нищих и старых призрение, осуществляли священники в богадельнях) систем призрения. Также в этот период появляются разные охранные грамоты (грамота потерпевшим от пожара в 1560 г.) и указы. Поскольку в данный период проблемы, связанные с нищенством, монастыри не решали, так как стала преобладать общинно-вотчинская форма организации, государственная власть официально легализовала институт нищенства (впоследствии он превратился в определенный образ жизнедеятельности). Под защиту закона попадают калики, городские нищие, а причинившие им насилие должны платить штраф. Эта легализация связана и с тем, что в общности сложились такие христианские стереотипы поведения, согласно которым подаяние есть один из способов в обыденной жизни приобщаться к таинству церкви, к таинству православия. Тем не менее, в этот период государство намечает ряд шагов в области превентивных мер, позволяющих локализировать разные социальные болезни. Превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «блядни», «зерни». В данный период начинают складываться такие направления общественного призрения, как: в период массового голода регулирование цен на хлеб и продажа из монастырских и государственных запасов при нехватке (Указ 1662 г.), кормление холопов в период голода (Указ 1663 г.), отпуск работных семей на прокорм без оформления «отпуска на волю» (Указ 1603 г.); вводится своего рода кредитная система, социальное кредитование и установлен повсеместный в государстве сбор денег на выкуп пленных («полоняничный» налог) (Соборное уложение 1649 г.); забота о нравственном здоровье подданных («Наказ о городском благочинии» 1649 г.). Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия также подкрепляется законами и указами. При этом происходит «организация» института контроля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение в оповещении населения о бедствиях во всех административных единицах. Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Государство как субъект помощи в первую очередь осуществляет поддержку тем лицам, которые стоят на защите интересов существующей власти. Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся. В литературе XIX в. этот вид помощи определяется как частная благотворительность. Она выражалась в помощи голодающим, а также в устройстве больниц для неимущих, их лечении. Подобной деятельностью занимались совершенно различные люди. Среди первых благотворителей можно отметить: А. Ордын-Нащокина, патриарха Никона, Ф. Ртищева. Оказывая медицинскую помощь, частные благотворители открывают как бы новое направление в деле помощи и поддержки нуждающихся. Основной профиль благотворительности данного периода связан с поддержкой нищих и лечением. Не менее важным направлением являлся и выкуп пленных, где наблюдаются не одиночные акции отдельных благотворителей, а массовое явление. В частности инициативе Ф.М. Ртищева, дворецкого царя, в 1650-е гг. создан Полоняничный приказ, который занимался вызволением военнопленных. Тенденции благотворительности проявляются и в организации благотворительных обществ и благотворительных заведений (смена субъектов поддержки), а монастыри постепенно отходят от благотворительности. Предпосылки изменений в «теории милосердия» в XIV в. — первой половине XVII в.: 1. изменяется исторический контекст, 2. влияние различных теоретических школ — Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Филиппа Пустынника и других, 3. христианство как целостное мировоззрение претерпевает различные изменения, появляются новые течения, 4. развитие законодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианские догматы о милосердии и людях церкви. Выделяются две новые тенденции – социально-христианские и законодательные подходы к «теории милосердия». Социально-христианские подходы к «теории милосердия» вносят иную систему аналогий, происходит переоценка категорий нуждающихся, института вдов, института нищих, всех тех общественных институтов, которые являются показателями «справедливой» или «несправедливой» государственной социальной политики в отношении нуждающихся слоев населения. М. Грек: милосердие рассматривается как источник спасения (каноны Иоанна Крестителя). Милосердие выступает как путь спасения в виде слова. Милосердие выступает не только как фактор внешнего спасения, но и как средство защиты и помощи от личностных страданий и духовных смятений. Слово как спасение, милосердие выступает в качестве акта обыденной литургии жизни отдельного человека, утешительного канона «на любой час по желанию». То есть происходит «сращивание» слова и поступка, наблюдаются первые шаги объединения «теории» и практики милосердия. Также М. Грек оправдывает институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Он мечтал о своеобразной культуре нищенства как культуре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства. В дальнейшем осмыслении милосердие принимает все более социальный характер, конкретизируется социальной проблематикой. Основополагающими вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского милосердия. На этой основе появляются два типа религиозной мысли «стяжатели» и «нестяжатели». Иосиф Волоцкий: защищал идею сильной и богатой церкви, связывал ее не с самодостаточностью церкви как таковой, а с ее «социальными задачами», монастырское землевладение рассматривал как основу существования самого монашества, а эксплуатацию чужого предполагал утвердить законом «грацким». Ермолай-Еразм: обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почитания «богатства», поскольку это противоречит сущности человека, сотворенного по образу и подобию Божию, затем переходит к критике вельмож. Критикуя богатых, социальное неравенство, он обращается к достаточно распространенной идее возмездия или «праведного суда», в результате которого Бог «отыимет власть его». В этом видятся «милости» Бога. Спасение он видит во всеобщем равенстве на основе истинного покаяния богатого и принятия последним нищеты «как честнейшее богатство». Среди иных путей спасения отмечена милостыня (даваемая с покаянием) как средство достижения гражданского равенства. Ермолай-Еразм обосновывает ее в канонах христианского социального гуманизма. Он также критикует современную ему церковь за стяжательство. В свете социально-христианских подходовмилостыня с течением времени начинает рассматриваться не только как путь спасения, но и деяние (направленное на гармонизацию общественных отношений), за которое следует помилование. Милостыня есть и «добровольное земное соглашение» с церковью, плата священникам за работу. С тех пор, как Москва становится правопреемницей византийского православия и появляется теория монаха Филофея о Москве как о «третьем Риме», где «освященная» персона царя обязана заботиться о своих поданных, причем не только в пределах своего государства, вносятся определенные коррективы в теорию милосердия. Происходят перемены в ориентирах идеологии помощи.Так необходимость государю милосердия обосновывается тем, что оно способствует сохранению его доброй славы и поддержки со стороны подданных в трудную минуту. «Слово о милости и кии просящих достойни суть милости, кии же ни» Епифания Славинецкого — одно из первых светских представлений о сущности милосердия. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь институциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традиционную, «нищепиталище общее». Впервые Епифаний Славинецкий рассматривает «людей церкви», нищих не только как заступников перед всевышним, но и как тунеядцев, обманом промышляющих и спекулирующих на добрых чувствах христиан. Для того чтобы профессиональное нищенство не распространялось, автор предлагает молодым и здоровым предоставлять работу и «иные рукоделия».
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |