Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4

 

Тема 4. Основы бухгалтерского учета и налогообложения малого бизнеса

 

Вопрос № 1. Основы бухгалтерского учета

 

В Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» сформулированы основные задачи бухгалтерского учета и отчетности:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

– обеспечение внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости;

– совершенствование методологии и организации бухгалтерского учета на основе международных стандартов.

Для решения поставленных задач к бухгалтерскому учету предъявляются следующие требования:

– достоверность фактической информации о результатах хозяйственной деятельности, которая обеспечивается документальностью и другими принципами бухгалтерского учета;

− сопоставимость показателей учета с показателями плана необходима для контроля за выполнением плановых заданий и для получения в учете данных для планирования. Учетные и плановые показатели должны быть сопоставимы по методам исчисления и по объему.

– своевременность отражения результатов хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности.

Своевременность учета особенно важна для оперативного управления производством, в частности для ежедневного планирования и оперативной работы необходимо на планируемый рабочий день иметь данные о наличии материалов, выпуске продукции и т.д.;

– полнота учета обеспечивается сплошной регистрацией всех операций, происходящих на предприятии. Должен вестись учет затрат на каждом участке производства: поступление материалов, изготовление продукции, производство ремонтов и т.д.

– ясность и доступность учета имеют большое значение для лиц, принимающих управленческие решения. Информация должна быть выражена в единицах измерения, доступных для широкой аудитории.

Руководитель предприятия обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения, а также должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.

Руководитель предприятия вправе в зависимости от объема учетной работы:

– создавать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– вводить в штат должность бухгалтера;

– передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

– вести учет лично в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Главный бухгалтер (или лицо его заменяющее) осуществляет руководство бухгалтерским учетом предприятия в соответствии с действующим законодательством, уставом предприятия, решениями его руководящих органов и несет ответственность за их соблюдение. Он обязан обеспечить:

– правильную и рациональную организацию бухгалтерского учета;

– своевременное составление и предоставление бухгалтерской отчетности;

– достоверный и своевременный учет и постоянный контроль за проведением и регистрацией хозяйственных операций, движением имущества, исполнением обязательств;

– правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Главный бухгалтер имеет право:

– устанавливать систему внутрихозяйственного учета;

– устанавливать правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета;

– разрабатывать и утверждать для непосредственно подчиненных ему работников должностные инструкции, регламентирующие их обязанности и права в вопросах ведения бухгалтерского учета.

Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договора о полной материальной ответственности, производятся по согласованию с главным бухгалтером.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется согласно учетной политике предприятия, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя предприятия.

Учетная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых предприятием (ст. 2 Закона № 3321- XII).

Предприятия, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется согласно учетной политике предприятия, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Формирование учетной политики предприятия входит в компетенцию главного бухгалтера.

Учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия на основе законодательства Республики Беларусь и утверждается руководителем предприятия.

Принятая учетная политика оформляется решением, приказом, распоряжением руководителя, другим документом.

Учетная политика предприятия включает в себя описание:

– методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

– вариантов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета;

– способов начисления амортизации по основным средствам, нематериальным активам;

– вариантов учета выручки от реализации продукции (работ, услуг);

– плана счетов бухгалтерского учета;

– применяемых предприятием самостоятельно разработанных и утвержденных первичных учетных документов при отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

– применяемых предприятием регистров бухгалтерского учета;

– регламентации движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и т.д.

При формировании учетной политики предприятия необходимо исходить:

– из обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц;

– непрерывности деятельности предприятия;

– последовательности применения учетной политики;

– временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика предприятия должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка предприятием соответствующего способа исходя из требований Инструкции № 62 и иных положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Принятая предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п. 10 Инструкции № 62).

Вновь создаваемое предприятие оформляет избранную учетную политику в соответствии с Инструкцией № 62 до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданным предприятием учетная политика считается применяемой со дня создания (государственной регистрации).

Предприятие должно раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или

финансовых результатов деятельности предприятия.

Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в случаях:

– реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) предприятия;

– изменения законодательства Республики Беларусь;

– изменения условий деятельности (п. 18 Инструкции № 62, ст. 6 Закона № 3321-XII).

Филиалы и представительства иностранных предприятий, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих предприятий, если эти правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Республики Беларусь.

Таким образом, объектами изучения бухгалтерского учета являются средства, их движение в процессе производства, распространения и обращения, а также источники их образования и использования.

Объектами изучения бухгалтерского учета или составными частями предмета являются:

- имущество по составу и размещению (хозяйственные средства) органи­зации;

- имущество по источникам его формирования (обязательства организа­ции, его капитал и т.п.);

- хозяйственные операции, производимые в результате финансово-хозяй­ственной деятельности и вызывающие изменения в имуществе и источ­никах их образования.

В свою очередь, имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на две основных группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

Внеоборотные активы включают в себя:

- основные средства, оборудование к установке;

- нематериальные активы;

- незавершенные вложения во внеоборотные активы;

- долгосрочные финансовые вложения.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из:

- материальных оборотных средств;

- денежных средств;

- краткосрочных финансовых вложений;

- средств в текущих расчетах.

 

Вопрос № 2. Общая характеристика внеоборотных и оборотных активов предприятия (основного и оборотного капитала). Источники формирования имущества предприятия

 

Основные средства - это средства труда, с помощью которых человек в процессе производства оказывает воздействие на предмет труда с целью получения в конечном итоге определенной продукции (работ, услуг). Особенностью основных средств является их функционирование в неиз­менной натуральной форме в течение длительного времени в процессе производства и постепенное перенесение своей стоимости на произво­димую продукцию в виде амортизационных отчислений.

К основным средствам в бухгалтерском учете относят ту часть средств труда, которая используется длительное время (более 12 месяцев) при соблюдении некоторых условий. К ним относятся здания и сооружения, машины и оборудование, инструменты, транспортные средства и т.п.

Нематериальные активы - это объекты долгосрочного пользования (сроком более 12 месяцев), не имеющие материально-вещественной струк­туры, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход. При этом должны соблюдаться следующие условия: а) воз­можность идентификации; б) наличие надлежащим образом оформленных доку­ментов, подтверждающих существование актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки /приобретения/ патента, товарного знака и т.п.).

В составе нематериальных активов могут учитываться также деловая репутация организации и организационные расходы, признанные вкла­дом участников в уставный капитал организации. К ним не относятся интеллектуальные и деловые качества персонала, квалификация и спо­собность к труду.

Нематериальные активы могут переносить свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации.

Вложения во внеоборотные активы являются главным источником появления у предприятий нового имущества, учитываемого в составе основных средств. Они представляют собой совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством (включая реконструкцию и перевооружение предприятия), приобрете­нием новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и пр.).

Долгосрочные финансовые вложения - это такие вложения свободных денежных средств организации, срок погашения (выкупа) которых превышает один год; если же их срок погашения (выкупа) не установлен, то вложения осуществлены организацией с намерением получать доходы по ним более одного года. К ним относятся:

- средства, направленные в качестве долевого участия в уставные капиталы других организаций, созданных на территории страны и за рубежом;

- средства, направленные на приобретение акций и облигаций других организаций на долговременной основе;

- долгосрочные займы (свыше одного года), выданные другим организа­циям под долговые обязательства;

- прочие виды размещения свободных денежных средств с целью извле­чения дохода на долговременной основе.

Оборотные средства - сырье, материалы, топливо и другие ценности; они используются в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы также включаются готовая продукция и незавершенное производство.

В состав материальных оборотных средств включаются: производствен­ные запасы - предметы труда, используемые в производстве или для хозяйственных (управленческих) нужд организации (сырье и материа­лы, топливо, полуфабрикаты), животные на выращивании и откорме, готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством) и товары, которые предназначены для продажи (т.е. находящиеся на складе) и отгруженные покупателям, а также незавершенное производство (рабо­ты и продукция, не прошедшая всех фаз обработки) и расходы будущих периодов (затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам).

Денежные средства представляют собой сумму наличных денег и денежных документов в кассе организации, а также средств на расчетных и других (например, валютных) счетах в банках. Оборотные активы обес­печивают возможность участия в расчетах: денежными средствами про­изводятся расчеты с покупателями и поставщиками по задолженности, с рабочими и служащими по заработной плате, с финансовыми орга­нами (в основном посредством безналичных перечислений). При этом наличными средствами расчеты могут осуществляться в пределах лими­тов, также в пределах установленного лимита могут находиться налич­ные деньги в кассе предприятия.

К оборотным средствам относятся финансовые активы - вложения (ин­вестиции) на приобретение краткосрочных финансовых вложений на срок не более 1 года. К ним относятся предоставленные другим организациям займы, средства на депозитных счетах банков, ценные бумаги (акции, облигации и местные займы), векселя, а также сберегательные сертификаты и т.п.

Средства в расчетах включают в себя различные виды дебиторской за­долженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием, под которой понимается сумма долгов других пред­приятий данной организации (например, покупателей и заказчиков за купленную у данной организации продукцию) или лиц (например, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы), а также перечисленных поставщикам и подрядчикам авансов и т. д. Должники при этом называются дебиторами.

Кроме хозяйственных средств объектами изучения бухгалтерского учета являются источники их формирования. Они, являясь пассивом предпри­ятия, подразделяются на: собственные и заемные. Хозяйственные сред­ства организации по источникам формирования и целевому назначе­нию принято разделять на:

· источники собственных средств (или собственный капитал);

· заемные источники средств (или обязательства).

Источники собственных средств составляют в денежном выражении материальную базу организации. Собственные источники включают в себя: уставный (складочный), а также резервный и добавочный капиталы; сюда также относятся фонды и другие резервы, нераспределенная прибыль. К источникам собственных средств относится, кроме того, целевое финансирование.

Уставный (складочный) капитал организации представляет собой собственный первоначальный капитал организации, которым наделяется организация в момент ее создания (регистрации) за счет по­лученных от учредителей средств в виде их вкладов (взносов в денежном выражении) в соответствии с учредительными документами. Иными словами, стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями в счет своего вклада в момент образования предприятия. При этом уставный капитал формируется по-разному в зависимости от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия и может быть изменен в процессе деятельности организации. Уставный фонд создается за счет паевых взносов, взносов учредителей, проданных акций.

Резервный капитал создается посредством отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством и уставом организации.

Резервный капитал используется на:

- покрытие непредвиденных (возможных) убытков и потерь организации за отчетный год при отсутствии иных источников покрытия;

- выплату доходов учредителям при недостаточности или отсутствии годовой прибыли для этих целей;

- погашение облигаций предприятия и выкуп собственных акций.

Имеющиеся на конец года неиспользованные остатки этого фонда переходят на следующий год.

Добавочный капитал формируется как прирост стоимости внеоборотных активов организации (основных средств, объектов капитального строительства), выявляемый в результате их переоценки. Переоценка проводится в установленном законодательством порядке (например, не чаще одного раза в год). К добавочному капиталу в акционерных обществах относят также полу­ченную выше номинальной стоимости размещенных акций сумму (эмиссионный доход общества). При этом разница между продажной и номинальной стоимостью акций может быть выручена как при учреждении общества, так и при последующем увеличении уставного капитала.

Прибыль представляет собой прибыль отчетного года и прошлых лет - капитал, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов, пеней, штрафов, неустоек. Это внутренний источник финансирования долговременного характера, состоящий в суммировании невыплаченной учредителям в форме дивидендов прибыли. При этом нераспределенная прибыль отчетного года и прибыль прошлых лет в учете обособленно не отражается теперь. Организации должны следить за состоянием и движением средств нераспределенной прибыли. Для этого в разрезе счета по учету нераспределенной прибыли могут быть открыты отдельные субсчета (например, «Прибыль, подлежащая распределению», «Нераспределенная прибыль в обращении», «Нераспределенная прибыль использованная»). Нераспределенная прибыль не является источником финансирования каких-либо расходов (сохраняется ее сумма во времени). Таким образом, прибыль по фондам теперь не распределяется; источник, за счет которого образовывались ранее специальные фонды (развития производства; материального поощрения; социального развития; подготовки кадров и др.), отсутствует.

Резервы создаются в ходе деятельности организации и используются по целевому назначению. Они могут быть предназначены на:

- предстоящую оплату отпусков;

- ремонт основных средств;

- выплату ежегодных вознаграждений по годовым итогам, за выслугу лет;

- покрытие различных непредвиденных затрат;

- покрытие сомнительных долгов;

- другие предусмотренные законодательством РФ, нормативными и правовыми актами Минфина России цели (например, под снижение стоимости материальных ценностей, под обес­ценение вложений в ценные бумаги).

Целевое финансирование - это средства, предназначенные для осуществ­ления мероприятий целевого назначения, средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства, поступившие в каче­стве источников финансирования тех или иных мероприятий и др. Эти средства носят целевой характер и их вправе использовать лишь по на­значению.

Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организа­ции поступают на некоторый фиксированный срок; по его истечении эти средства должны быть возвращены с определенным процентом или без него их собственнику. Они относятся к внешним источникам ресур­сов предприятия. К заемным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обя­зательства по распределению валового внутреннего продукта.

Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными.

К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся:

- краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц;

- краткосрочные кредиты банков;

- кредиторская задолженность поставщикам за товарно-материальные ценности, работникам по оплате труда, финансовым органам и фондам социального страхования и обеспечения по налогам, взносам и сборам, другим юридическим и физическим лицам;

В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения более 12 месяцев) отражаются:

- долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производственные запасы);

- долгосрочные кредиты банков;

- иные долгосрочные займы физических и юридических лиц.

Займы - это долги организации другим предприятиям. К займам относятся как выпущенные организацией облигации, так и выпущенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Кредиты банка - суммы полученных банковских ссуд - краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные кредиты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организации на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборотных средств. Долгосрочные кредиты (сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеоборотные активы - приобретение основных средств, нематериальных активов и т.п.

Кредиторская задолженность - задолженность, возникающая вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами являются различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению).

Обязательства по распределению валового внутреннего продукта - это задолженность организации своим рабочим и служащим по начисленной, но не выплаченной заработной плате, которая возникает в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты. К подобным обязательствам относятся также долги бюджету по начисленным, но неоплаченным налогам и органам социального страхования и обеспечения - по соответствующим начислениям.

 

Вопрос № 3. Основы налогообложения

 

В Республике Беларусь налоги (сборы) являются основной формой доходов государства, обеспечивая до 90 % всех бюджетных поступлений страны.В этом заключается фискальная функция налогов. Кроме фискальной функции налоги выполняют регулирующую функцию. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, участвуя в перераспределительном процессе, оказывают стимулирующее (через предоставление налоговых льгот) или сдерживающее (путем отмены льгот, введения дополнительных налогов) воздействие на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину, структуру, динамику платежеспособного спроса населения.

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов, сборов в стране, включающий определение их видов, размера ставок, круга плательщиков, порядка исчисления и уплаты. Налогообложение организаций и физических лиц осуществляется в соответствии с актами налогового законодательства.

Основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс Республики Беларусь:

− Общая часть (принята 19 декабря 2002 года);

− Особенная часть (принята 29 декабря 2009 года).

Общая часть кодекса:

1. устанавливает:

o систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь;

o основные принципы налогообложения в Республике Беларусь;

2. регулирует:

o властные отношения по:

§ установлению;

§ введению;

§ изменению;

§ прекращению действия:

§ налогов;

§ сборов (пошлин);

o отношения, возникающие в процессе:

§ исполнения налогового обязательства;

§ осуществления налогового контроля;

§ обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

3. устанавливает права и обязанности:

o плательщиков;

o налоговых органов;

o других участников отношений.

 

Налогообложение осуществляется в рамках налоговой системы. Налоговая система – это совокупность налогов, сборов (пошлин), принципов, форм и методов их установления, взимания, изменения, отмены, а также налоговых органов, форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь изложены в ст. 2 главы 1 НК РБ:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым оно признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, НК РБ, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством Таможенного союза.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.

Налоговая система, построенная и функционирующая по вышеизложенным правилам, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны, улучшению социального положения в обществе.

Особенная часть кодекса устанавливает по каждому конкретному виду налога и сбора:

1. объекты обложения;

2. порядок уплаты;

3. ставки;

4. льготы.

Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог на прибыль;

4. налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. экологический налог;

7. налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

8. земельный налог;

9. дорожные налоги и сборы;

10. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

11. таможенные пошлины и таможенные сборы;

12. гербовый сбор;

13. оффшорный сбор;

14. консульский сбор;

15. государственная пошлина;

16. регистрационные и лицензионные сборы;

17. патентные пошлины.

18 июня 2005 года издан Указ Президента Республики Беларусь № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», направленный на:

  • решение вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации;
  • совершенствование регулирования предпринимательской деятельности,
  • совершенствование условий взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Местные органы управления и самоуправления в пределах прав, предоставляемых им законодательством:

  • могут устанавливать взимаемые на их территории местные налоги, сборы и пошлины;
  • могут предоставлять льготы по их уплате в местные бюджеты.

Иностранные юридические лица осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через свои постоянные представительства. Постоянное представительство иностранного юридического лица проходит регистрацию в налоговых органах по месту своего нахождения и удерживает из сумм платежей, причитающихся иностранному юридическому лицу, налоги и другие обязательные платежи, подлежащие уплате иностранным юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

(!) Республикой Беларусь подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 40 странами мира.

Ответственность за отдельные виды налоговых правонарушений установлена:

1. Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения»;

2. Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

Общая система налогообложения

В Беларуси субъекты хозяйствования могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Общая система налогообложения применяется большинством белорусских юридических лиц.

При общей системе налогообложения юридическое лицо уплачивает в Республике Беларусь следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

— налог на добавленную стоимость (ставка — 20% от оборота по реализации товаров/работ/услуг);

— налог на прибыль (ставка — 24% от налогооблагаемой прибыли);

— сбор на развитие территорий (ставка — 3% от прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль);

— страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников (ставка — 34% от фонда оплаты труда);

— обязательное страхование от несчастных случаев на производстве (ставка — 0,6% от фонда оплаты труда).

Указанные платежи уплачиваются ежемесячно (взносы на соц. страхование могут уплачиваться ежеквартально).

Областные и Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать местные налоги, сборы.

Кроме обозначенных выше налогов при наличии объекта налогообложения белорусские юридические лица могут уплачивать следующие налоги:

— налог на недвижимость;

— земельный налог;

— акцизы;

— экологический налог;

— налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

— налог на услуги (местный налог);

— оффшорный сбор;

— гербовый сбор;

— сбор на развитие территорий (местный сбор);

— и другие.

Особые режимы налогообложения

В Республике Беларусь наряду с общим порядком налогообложения применяются особые режимы налогообложения для плательщиков:

1) налога при упрощенной системе налогообложения (гл. 34 НК РБ);

2) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (гл. 35 НК РБ);

3) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (гл. 36 НК РБ);

4) налога на игорный бизнес (гл. 37 НК РБ);

5) налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности (гл. 38 НК РБ);

6) налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр (гл. 39 НК РБ);

7) сбора за осуществление ремесленной деятельности (гл. 40 НК РБ);

8) сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (гл. 41 НК РБ).

Особые режимы налогообложения предусматривают уплату единого (одного основного) налога вместо совокупности установленных налогов и сборов. Рассмотрим условия применения некоторых режимов налогообложения организаций (пример − упрощенная система налогообложения).

Упрощенная система налогообложения (УСН): условия применения и основные элементы налогообложения

Налогообложение по упрощенной системе применяется в Республике Беларусь с 1998 г. с целью создания благоприятных условий ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства. За период с 1998 г. по 2013 г. УСН претерпела ряд позитивных изменений, которые позволили увеличить число субъектов, применяющих ее. Согласно п. 1 ст. 286 НК РБ (глава 34) плательщиками налога при упрощенной системе могут стать организации и индивидуальные предприниматели (изъявившие желание перейти на УСН) при условии соблюдения в течениепервых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на применение УСН, следующих критериев:

1) для организаций – средняя численность работников не более 100 человек (в среднем за указанный период) и валовая выручка нарастающим итогом – не более 9 млрд. руб.;

2) для индивидуальных предпринимателей – валовая выручка нарастающим итогом составляет не более 9 млрд. руб.

Не вправе применять УСН:

1) организации и индивидуальные предприниматели:

- производящие подакцизные товары; реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

- осуществляющие лотерейную деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга; деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка;

2) организации, осуществляющие риэлтерскую, страховую, банковскую деятельность (банки); деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) индивидуальные предприниматели в части деятельности, облагаемой единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Существует два варианта УСН:

1) УСН без уплаты НДС – ее могут применять организации (численность работников в среднем за период не более 50 человек) и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых нарастающим итогом в течение календарного года составляет не более 8,2 млрд. руб.;

2) УСН с уплатой НДС.

Уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату большинства налогов, сборов (пошлин). При этом сохраняется общий порядок уплаты:

- налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;

- государственной пошлины, патентной пошлины;

- оффшорного сбора; гербового сбора; консульского сбора;

- обязательных страховых взносов и иных платежей в государственный внебюджетный ФСЗН Республики Беларусь (далее – ФСЗН);

- НДС (кроме организаций с численностью не более 50 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых составляет не более 8,2 млрд. руб. в год);

- налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, прибыли от реализации (погашения) ценных бумаг;

- части прибыли (дохода) в бюджет – для республиканских и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ (с долей государственной собственности);

- налога на недвижимость, если общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении (в том числе переданных в аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование), а также в пользовании плательщика, превышает 1500 кв. м*;

- земельного налога (если общая площадь земельных участков превышает 0,5 гектара)*.

*Обязанность плательщиков, применяющих УСН, по исчислению и уплате налога на недвижимость и земельного налога введена с 2013 г.

Объектом налогообложения при УСН признается валовая выручка.

Налоговой базой является денежное выражение валовой выручки (Ввал.), определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период от реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав (Вреализ.), и внереализационных доходов (Двнер.):

 

НБ = Ввал. = Вреализ. + Двнер.

 

Состав внереализационных доходов определяют положения НК РБ о налоге на прибыль и подоходном налоге с физических лиц.

В налоговую базу не включаются:

- стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая затраты на их безвозмездную передачу;

- суммы НДС у плательщиков, применяющих и (или) применявших УСН с уплатой НДС, исчисленные ими от выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, а также суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств;

- выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- выручка организаций от реализации (погашения) ценных бумаг.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается:

- организациями, ведущими бухгалтерский учет и отчетность, – на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) независимо от даты проведения расчетов, то есть по принципу начисления;

- организациями и индивидуальными предпринимателями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (то есть. по принципу оплаты).

УСН предусматривает следующие варианты ставок налога:

5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС;

2 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

3 %для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих НДС организаций со средней численностью работников не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4,1 млрд. руб.в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год, о тчетным периодом является:

календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с уплатой НДС ежемесячно;

календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН без уплаты НДС либо с уплатой НДС ежеквартально.

Сумма налога при УСН исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Плательщики, применяющие УСН, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при УСН не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога при УСН производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Пример. Организация применяет УСН с уплатой НДС ежеквартально. Выручка от реализации товаров отражается на дату их отгрузки. За 1 квартал 2013 г. отгружено продукции собственного производства покупателям в Республике Беларусь на сумму 120 млн. руб. (с НДС по ставке 20 %). Сумма внереализационных доходов составила 300 тыс. руб., внереализационных расходов – 400 тыс. руб.

Сумма НДС, исчисленная по реализации, составит 20000 тыс. руб. (120000 × 20 % ÷ 120 %), в налоговую базу для исчисления налога при УСН она не включается. Сумма внереализационных расходов не уменьшает налоговую базу по налогу при УСН.

Таким образом, налоговая база для исчисления налога при УСН составит 100300 тыс. руб. (120000 – 20000 + 300 = 100300 тыс. руб.). Так как применяется УСН с уплатой НДС, ставка налога при УСН составит 3 %. Сумма налога при УСН за 1 квартал составит 3009 тыс. руб., срок ее уплаты – не позднее 22 апреля 2013 г.

УСН позволяет вести учет и отчетность в упрощенном порядке. Так, организации с численностью работников в среднем за период не более 15 человек и индивидуальные предприниматели, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 4,1 млрд. руб., вправе вести учет в книге учета доходов и расходов (установленной формы) и представлять упрощенную государственную статистическую отчетность. Такие плательщики также вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять УСН с начала календарного года (а субъекты, прошедшие государственную регистрацию в текущем году, – со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек).

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, должны с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение УСН, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН (с указанием размера валовой выручки и средней численности работников организации за первые девять месяцев текущего года). Претенденты на применение УСН со дня их государственной регистрации подают в налоговый орган уведомление о переходе на УСН в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе отказаться от применения УСН в целом за налоговый период до 20 февраля года, следующего за годом, в котором представлено уведомление о переходе на упрощенную систему, письменно уведомив об этом налоговый орган.

Применение УСН прекращается и плательщики переходят на общий порядок налогообложения с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:

1) не соблюдены критерии по численности работников и валовой выручке; при этом плательщики, применявшие УСН без уплаты НДС, могут перейти на УСН с уплатой НДС (при соблюдении критериев численности и валовой выручки);

2) плательщики приняли решение об отказе от применения УСН; это решение должно быть отражено в налоговой декларации по налогу при УСН за отчетный период, предшествующий месяцу, с которого решено не применять УСН.

Плательщики, перешедшие с УСН на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, или на применение иного особого режима налогообложения, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, отказавшихся от применения УСН в целом за налоговый период, не вправе в следующем налоговом периоде перейти на УСН.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розслідування та облік нещасних випадків на виробництві, професійних захворювань і професійних отруєнь | Лекция 4. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.