КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга
Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга. Формы организации управления маркетингом. Процесс управления маркетингом. Тема 4. Управление и организация маркетинговой деятельностью
Вопрос 1. Управление фирмой, работающей на основе принципов и методов маркетинга, состоит из 2 частей: 1) общефирменная система управления, основанная на принципах маркетинга как на рыночной концепции управления; 2) управление собственно маркетинговой деятельностью фирмы посредством соответствующих организационных структур (служб и отделов). Растущая роль маркетинга в деятельности хозяйствующих субъектов постепенно находила соответствующее отражение в построении организационно-управленческих структур и их функциях. В качестве хозяйственной функции маркетинг прошел 4 этапа: - выполнение функции распределения; - организационная концентрация (функция продаж); - выделение в самостоятельную службу (выполняющую одну из основных функций в деятельности фирмы); - превращение маркетинга в генеральную функцию фирмы. Первоначально маркетинг воспринимался как одна из несколько одинаково важных деловых функций. Проблемы со сбытом приводят к тому, что маркетологам удается доказать всю важность своей работы. Затем, популярным стало утверждение, что маркетинг - основная функция предприятия, поскольку очевидно, что без потребителей нет и самой компании. То есть маркетинг должен быть в центре деятельности компании, а все остальные службы призваны лишь обеспечивать его. Естественно, что с подобной точкой зрения не согласны остальные менеджеры компании. Тогда маркетологи проясняют вопрос, утверждая в центре потребителя, а не маркетинг. Они ратуют за ориентацию на потребителя, когда все функции компании во взаимодействии направлены на понимание, обслуживание и удовлетворение потребителей. Некоторые маркетологи утверждают, что нужды потребителей могут быть осознаны и эффективно удовлетворены только в том случае, когда отделу маркетинга отводится в компании центральная роль. Процесс управления маркетингом - это широкий комплекс мер стратегического и тактического характера, направленный на эффективное осуществление рыночного поведения фирмы и достижение ее основной цели: обеспечения устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг фирмы при нормальной прибыльности ее деятельности (рисунок 4.1) Управление маркетингом - сложная многоаспектная проблема, решение которой невозможно без комплексного и системного подхода, четкого определения объектов, функций и методов управления. Главные объекты управления в маркетинге - это составные элементы его комплекса (4р). Основная задача состоит в том, чтобы синхронизировать процесс управляющего воздействия на элементы комплекса маркетинга таким образом, чтобы каждый из них, выполняя в полной мере свое функциональное назначение, одновременно способствовал повышению эффективности остальных элементов и тем самым появлению совокупного синергического эффекта.
Рисунок 4.1 Процесс управления маркетингом
Типы маркетинга в зависимости от различных состояний спроса: 1. Конверсионный маркетинг - наблюдается отсутствие спроса (спрос отрицательный), когда ряд покупателей отказываются от потребления каких-то видов продукции, то задача маркетолога заключается в создании спроса. 2. Стимулирующий маркетинг - когда покупатель равнодушен к товару (спрос нулевой), задача маркетинга - заключается в установлении причин принятии мер по стимулированию спроса. 3. Развивающий маркетинг (выявляющий;) - когда у потребителя есть спрос на товары, которых нет в продаже, то задача маркетинга заключается в превращении потенциального спроса в реальный. 4. Ремаркетинг - при снижающемся спросе, задача маркетинга сводится к восстановлению объема спроса (поиск новых средств рекламы товаров, способов снижения цен). 5. Синхромаркетинг - при нерегулярном спросе маркетолог должен предпринимать усилия по стабилизации и выравниванию спроса (выявление характера потребностей, причин колебаний). 6. Вспомогательный маркетинг (поддерживающий) - когда спрос соответствует предложению, задача маркетинга сохранение достигнутого спроса и его стабилизация. 7. Демаркетинг - если спрос чрезмерный и не может быть удовлетворен в настоящее время, задача маркетинга заключается в разработке методов, позволяющих временно уменьшить спрос (повышение цен, уменьшение льгот для клиентов, прекращение рекламы). 8. Противодействующий маркетинг - на рынке может присутствовать иррациональный спрос (спиртное, табак) - необходимо разрабатывать мероприятия, уменьшающие и ликвидирующие такой спрос (антиреклама).
Вопрос 2. Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организции, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. Наибольшее распространение и внедрение в практику получили следующие формы организации управления маркетингом: 1) Функциональная структура маркетинга. Функциональный тип - целесообразен для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико (рисунок 4.2).
Рисунок 4.2 Функциональная структура службы маркетинга
В этом случае рынки и производимые товары рассматриваются как однородные, для работы с которыми создаются специализированные отделы. Данная структура базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. При небольшой номенклатуре выпускаемой продукции функциональная организация маркетинга обладает высокой маневренностью благодаря простоте управления. Однако ее результативность снижается по мере расширения ассортимента и увеличения числа рынков сбыта, поскольку возрастает период реакции на изменение внешних условий. Структуру характеризует слабая гибкость стратегии, т.к. она ориентирует на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений (она не способствует динамизму и новаторству). Структура является эффективной формой организации только при устойчивом производстве ограниченного ассортимента изделий. Выступает базовой для остальных форм. 2) Продуктовая (товарная) организационная структура - для п/п, выпускающих большое количество разнообразной продукции, требующей специфических условий производства и сбыта (рисунок 4.3).
Рисунок 4.3 Товарная структура службы маркетинга
Управляющий имеет возможность координировать и контролировать весь комплекс маркетинга по данному продукту (группе, семейству товаров), хорошо зная его рыночной возможности и быстрее реагирует на возникающие на рынке проблемы. Недостатки: обходится дороже - увеличение расходов на оплату труда из-за увеличения количества работников (поэтому только на крупных п/п, где объем продаж каждого товара достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование в работе). 3) Рыночная организационная структура (сегментная) - для фирм, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания (рисунок 4.4).
Рисунок 4.4 Сегментная структура службы маркетинга Запросы покупателей ставятся в центр внимания. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности. Для каждого рынка должна быть выработана своя стратегия маркетинга. Недостатки аналогичны товарной структуре. 4) Региональная (географическая) структура - на предприятиях, выпускающих продукцию, покупаемую многими регионами, в каждом из которых целесообразно учитывать специфику потребления этой продукции (в крупных особенно международных компаниях). Недостаток - дублирование работ, а также проблемы координации деятельности (рисунок 4.5).
Рисунок 4.5 Географическая структура службы маркетинга
На сегодняшний день в практике используются различные смешанные формы. Например, с ориентацией по функциям и товарам (рисунок 4.6).
Рисунок 4.6 Смешанная (по функциям и товарам) структура службы маркетинга
При всем многообразии организационных форм маркетинга каждая из них должна соответствовать следующим критериям: 1) Гибкость, мобильность, адаптивность – обеспечивается возможностью оргструктуры своевременно менять свои формы при изменении стратегических задач. 2) Простота – непременное условие ее эффективности. Усложненность структуры всегда вызывает удорожание процесса управления, делает его более громоздким, а, следовательно, и менее восприимчивым к происходящим переменам. Также это одно из условий эффективности связей между подразделениями службы маркетинга и наличия небольшого количества ее звеньев. 3) Соответствие масштабов, сложности структуры структурной и пространственной расчлененности организационной структуры фирмы, особенностям профиля ее деятельности, характеру стратегических целей и соответствующих задач. 4) Соответствие структуры характеру производимых продуктов, широте, полноте и глубине ассортимента. 5) Ориентация оргструктуры маркетинга при всех ее конкурентных различиях на конечных потребителей. 6) Наделенность оргструктуры должными правами, в т.ч. координационными, которые позволяют ей интегрировать всю хозяйственную деятельность фирмы с целью достижения рыночных целей.
Вопрос 3.
Подразделения службы маркетинга тесно связаны между собой. Каждое из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта и т.д. Рассмотрим основные задачи и функции подразделений службы маркетинга. 1. Отдел сбыта: - своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; - обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами; - обеспечение правильного учета приемки и отчетности по отгрузке продукции 2. Отдел технического обслуживания: - фирменное обслуживание выпускаемой продукции; - организация опорных баз по эксплуатации и ремонту выпускаемой продукции; - организация работ по досборке, регулировке, обкатке, предпродажному сервису; - организация работ по внедрению прогрессивных технологий ремонта и восстановления узлов и деталей; - расчет потребности резервного фонда запасных частей, его создание и восполнение; - организация информационного обеспечения по внедрению и использованию новой техники. 3. Отдел прогнозирования и планирования маркетинга: - разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса, перспектив развития предприятия, номенклатуры продукции, планируемой к постановке на производство, цен; - разработка стратегии маркетинга; - выработка рекомендаций по формированию производственных мощностей и плана производства 4. Отдел изучения рынков сбыта и спроса: - исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия (исследование конъюнктуры рынка); - изучение спроса на продукцию предприятия и разработка прогнозов потребности в выпускаемой продукции; - определение конкурентоспособности продукции предприятия; - исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ним потребительских требований; - ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции. 5. Отдел рекламы и PR: - определение наиболее эффективных направлений проведения рекламы с учетом особенностей выпускаемой продукции и конъюнктуры рынка; - организация всех необходимых видов рекламы продукции и формирование доверия и уважения к фирме- изготовителю. Функции менеджера по маркетингу: - создание работоспособного коллектива, занимающегося маркетинговой деятельностью; - сбор и оценка рыночной информации; - совершенствование концепции маркетинга и его стратегии; - непосредственное планирование маркетинга и управление им; - подготовка смет расходов по маркетингу; - непосредственная оценка конкурентоспособности товара, рекомендации относительно внесения изменений в уже выпускаемые товары; - рекомендации относительно размещения, упаковки и торговой марки товара; - установление конкурентоспособного уровня цен; - контроль и совершенствование сбытовой сети; - планирование послепродажных услуги и гарантийного обслуживания; - поиск новых рынков; - внедрение маркетинга во все подразделения фирмы.
Основная литература: 1. Котлер Ф. Армстронг Г. и др. Основы маркетинга. Пер. с англ. - 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1998. – 1056с. 2. Хершген Х. Маркетинг: основы профессионального успеха: учебник для вузов. Пер. с немец. – М.: ИНФРА – М, 2000. – ХVIII, - 334с. 3. Шаекина Ж.М., Нәбиев Е.Н., Базарова С.Қ. Основы маркетинга. Учебное пособие. – Астана: «Парасат Әлемі», 2003. – 242с. 4. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации – СПб: Питер, 2001. - 5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Пер. с англ. Под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2000. – 752с. 6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс». 1998. – 416с. 7. Маркетинг: Учебник. Под. ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560с. 8. Дубрович, М. Основы маркетинга./ М. Дубрович. - М: Новое знание, 2004. - 160с. 9. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. /Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. – М.: Экономика, 1993. – 335с. 10. Амблер, Т. Практический маркетинг. Теория и практика менеджмента / Т. Амблер. - Спб.: Питер, 2000. - 702 с
Дополнительная литература: 1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. – М.: ИНФРА М-Норма, 1997. – 224с. 2. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 256с. 3. Дорошев В.Н. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 285с. 4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 496с. 5. Каренов Р.С., Шаекина Ж.М. Рыночные методы хозяйствования в экономике Казахстана. – Алматы: Гылым, 1995. – 224с. 6. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. – СПб.: Издательский дом «Нева»; 2003. – 224с. 7. Океанова З.К. Социально-этический маркетинг. – М.: 1997. – 384с. 8. Белявский, И.К., Курс лекций «Маркетинг» / И.К. Белявский. - МГУ ЭСИ,2001. - 53с. 9. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / П.С. Завьялов., Е.В. Демидов. - М.: МО, 2001, 256с.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |