КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложная система и ее характеристики
Большинство изделий машиностроения являются сложными системами, состоящими из отдельных узлов, деталей, агрегатов, систем управления и т.п. Сложная система - это объект, предназначенный для выполнения заданных функций, который может быть расчленен на элементы, каждый из которых также выполняет определенные функции и находится во взаимодействии с другими элементами системы. Понятие сложной системы условно. Оно может применяться к отдельным узлам и агрегатам, к машинам, к системам машин. Большей сложностью обладают, обычно, автоматизированные системы. Сложная система работает, как правило, в широком диапазоне условий эксплуатации и при различных режимах. Современные машины состоят из десятков и сотен тысяч отдельных деталей, и все это должно надежно функционировать в течение заданного периода времени. Оценка их надежности представляет серьезную проблему, поскольку сложная система обладает специфическими свойствами, особенно если ее структура, назначение и система управления приближаются к биологическим системам (кибернетические системы). С позиций надежности сложная система обладает как отрицательными, так и положительными свойствами. Факторы, отрицательно влияющие на надежность сложных систем, следующие. Во-первых, это большое число узлов, агрегатов, элементов, отказ каждого из которых может привести к отказу всей системы. Во-вторых, сложные системы часто являются уникальными или имеются в нескольких экземплярах, и статистические данные не могут быть использованы для оценки их работоспособности. Это усугубляется также тем, что даже одинаковые системы могут работать в различных условиях эксплуатации и выполнять неодинаковые функции, поскольку их возможности весьма широки. В-третьих, даже у систем и машин одинакового конструктивного оформления каждый экземпляр имеет индивидуальные черты. Незначительные вариации свойств отдельных элементов сказываются на выходных параметрах системы. Подобно биологическим системам и для технических устройств можно высказать следующее положение: чем сложнее система, тем большими индивидуальными особенностями она обладает. Это положение весьма важно для разработки методов оценки и испытания сложных систем. Вместе с тем сложные системы обладают и такими свойствами, которые положительно влияют на их надежность. Во-первых, сложным системам свойственна в той или иной мере самоорганизация, саморегулирование или самоприспособление, когда система способна найти наиболее устойчивое для своего функционирования состояние. Во-вторых, для сложной системы, как правило, возможно восстановление работоспособности по частям, без прекращения ее функционирования. Например, в сложном технологическом комплексе возможно временное отключение отдельных участков для их технического обслуживания и ремонта. В-третьих, не все элементы одинаково влияют на надежность сложной системы, и можно выделить ограниченное число тех элементов, которые в основном определяют ее работоспособность. Анализ сложной системы связан с изучением ее структуры и тех взаимосвязей, которые определяют ее надежность. При рассмотрении сложных систем их разбивают на элементы (звенья) с тем, чтобы вначале определить параметры и характеристики элементов, а затем оценить работоспособность всей системы. Теоретически любую машину можно условно разделить на сколь угодно большое число элементов, понимая под элементом узел, агрегат, деталь, часть детали. Элемент - это составная часть сложной системы, которая может характеризоваться самостоятельными входными и выходными параметрами. Элемент обладает следующими особенностями: - состав элемента устанавливается в зависимости от поставленной задачи, и сам элемент может быть достаточно сложным и состоять из отдельных деталей и узлов; - при определении надежности системы элемент не расчленяется на составные части, поэтому показатели безотказности и долговечности относятся к элементу в целом; - возможно восстановление работоспособности элемента независимо от других частей и элементов системы. Выходные параметры элемента при их изменении в процессе эксплуатации должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к надежности всей системы. Выходные параметры каждого элемента могут по-разному влиять на надежность системы. Можно выделить три основных свойства этих параметров (рисунок 1): Х1 – изменение параметра влияет на работоспособность лишь самого элемента. Отказ данного элемента влечет, как правило, и отказ изделия; Х2 – параметр участвует в формировании одного или нескольких выходных параметров всего изделия. Его изменения должны учитываться в совокупности с изменением параметров данной категории для других элементов. По отклонению от номинала только данного параметра нельзя судить об отказе элемента; Х3 – параметр влияет на работоспособность других элементов. Его изменение для некоторых элементов изделия аналогично изменению внешних условий работы (например, повышение температуры, вибраций, запыленности и т.п.).
Рисунок 1 – Выходные параметры элементов сложной системы
Каждый параметр может обладать одним или несколькими из перечисленных свойств. В зависимости от того, какие свойства выходных параметров элементов преобладают, будут формироваться и основные черты сложных изделий. Если у системы все элементы имеют параметры только I типа (Х1), т.е. влияющие на работу лишь самого элемента, то надежность каждого элемента может быть определена независимо от других частей системы. Анализ надежности таких систем, как правило, более прост, поскольку элементы работают как независимые и для обеспечения надежности системы необходимо и достаточно обеспечить безотказную работу каждого элемента в отдельности. Такие системы более характерны для радиоэлектроники, где отдельные элементы, выполненные в виде транзисторных приборов, диодов, сопротивлений, конденсаторов и т.д., несут самостоятельные функции (как часто можно условно считать) и должны обеспечивать выходные параметры в определенном диапазоне, независимо от параметров других элементов. Заменой отказавшего элемента восстанавливается работоспособность системы. Для машиностроения более характерны системы, у которых выходные параметры отдельных элементов участвуют в формировании выходных параметров всего изделия (параметры типа Х2 на рисунке 1). В этом случае данные элементы нельзя считать независимыми и для каждого из них изолированно определять показатели надежности, например, вероятность безотказной работы. Здесь необходимо рассматривать всю систему или подсистему и учитывать как одновременное участие различных элементов в формировании выходного параметра системы, так и их взаимное влияние (выходные параметры типа Х3). Например, надежность работы механической системы, предназначенной для точного перемещения ведомого звена, зависит от износостойкости всех звеньев, передающих движение. Износ каждого звена (зубчатых передач, кулачков, ходовых винтов, шарниров и т.п.) не может быть лимитирован независимо от износа других звеньев, так как больший износ одного из них может компенсироваться высокой износостойкостью другого. Для сложных систем характерно комбинированное построение структуры, когда надежность отдельных подсистем может рассматриваться независимо. Таким образом, с позиций надежности могут быть следующие структуры сложных систем: расчлененные – у которых надежность отдельных элементов может быть заранее определена, т.е. отказ элемента можно рассматривать как независимое событие; связанные – у которых отказ элементов является зависимым событием, связанным с изменением выходных параметров всей системы; комбинированные – состоящие из подсистем со связанной структурной и самостоятельным формированием показателей надежности для каждой из подсистем. Отнесение расчлененных структур к радиоэлектронным системам, а связанных к механическим, приведенное выше, является условным и отражает методический подход, применяемый в этих областях. Для современных технических систем наиболее характерна комбинированная структура.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |