КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Во второй пол. XVII – первой пол.XIX в
Лекция 5. Государственное призрение С окончанием Смутного времени и воцарением династии Романовых появляются новые признаки сосредоточения дела призрения в руках государства. При царе Алексее Михайловиче частная благотворительность приобретает широкий размах. Сам царь также раздавал милостыню нищим и кормил заключённых. В 1970 г. появляется «Приказ строения богаделен», в ведомстве которого сосредотачивается благотворительность. В задачи новой системы общественного призрения входит не только раздача милостыни бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка и наказание за тунеядство. Земский собор 1681 г. (при Фёдоре Алексеевиче) в центре внимания поставил два вопроса: о внутрицерковных делах и о борьбе с нищенством. Царём предложено нищих переписать, престарелых и немощных отправить в больницы, а здоровых и тунеядцев приставить к работам. В На нём также решено подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение: предусматривалось строительство государственных больниц-богаделен («шпитальных домов») для нищих в Москве. Функции помощи нуждающимся возлагались и на крупные монастыри во всех городах государства. В этом же году подготовлен проект создания Аптекарского приказа с приданием ему функций централизованного надзора за призрением. Кроме того, большое внимание уделялось детской безнадзорности, формируется связь социального призрения и идеи закрытого воспитания. Было предложено воспитывать «нищенских детей» в специальных закрытых учреждениях («дворах»), с обучением их ремёслам и наукам. В нач. 1682 г. был подготовлен ещё один проект – об организации в России первого высшего училища или академии, и позволялось меценатство в виде средств на пищу и одежду ученикам. Но реализация этих двух проектов затянулась в связи со смертью Фёдора Алексеевича. Указ 1691 г. был направлен на борьбу с нищенством. В целом к кон. XVII в. оформляется такая сфера социальной работы, как опека и попечительство. Опека распространялась на несовершеннолетних до 15 лет, опекунами могли стать не только родственники, но и посторонние люди, знакомые с семьёй, функции опекунов законодательно не закреплены. Оформляется также вопрос о вдовьем обеспечении. По Указу 1681 г. мужья-вдовцы получали часть от владений умершей жены, а Указом 1686 г. решён вопрос о наследовании вдовами посадских людей части имущества умершего мужа. Таким образом, в попечении о бедных возникает новое направление, основными чертами которого были: 1. Стремление урегулировать и направить благотворительность, с постепенным ее упорядочением и с подчинением государственным интересам. 2. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них тунеядцев и определять по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. 3. Государство уже склонно принять на себя меры по борьбе с профессиональным нищенством, но частные благотворители вольны подавать милостыню по своему усмотрению, без какого-либо стеснения и контроля со стороны государства. К концу царского периода зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной. В период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725 гг.: 1 этап (приказная система) – проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды. Доля военных расходов по сравнению с «социальными программами» (финансирование просвещения, призрения и медицины) значительно выше. К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства: на военные расходы — на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки. С 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь оказывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосходят суммы для детей и вдов. По Указу от 30 декабря 1701 г. монастырям предписано осуществлять призрение «из своих остатков». 2 этап – административная реформа с 1708 г. (Россия разделяется на губернии). 3 этап – перестройка органов центрального управления с 1718 г. (приказы заменяются коллегиями). Для этих двух этапов характерно, что роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной государству и регламентируемой, в то время как значение губерний (местного самоуправления) возрастает. Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, была в основном контролирующей, полицейско-административной. Его деятельность в области общественного призрения регламентировалось вышестоящими органами. Святейшему Синоду предписывалось (Указ от 31 января 1724 г.) содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.), выделять земли монахам для её обработки или привлекать их к военной службе, монахинь ни в чём не участвующих отправлять на мануфактурные заводы работать. На губернии же возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ». Отмечен рост нищенства. В связи с этим много указов в сфере общественного призрения направлено на искоренение данного социального недуга, в частности предписывалось искоренять подачу милостыни. Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов для стариков и больных. В Регламенте (Уставе) Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена защитная роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» – для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; «другие домы от разных болезней бедных лечат». Дальнейшее развитие системы социальной защиты отражено в инструкциях о внутренней регламентации монастрыней и о магистрате. В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г.) говорилось о необходимости обучения малолетних детей вне зависимости от состоятельности их семей. Городское попечение над малолетними включало в с себя не только обучение, но и опеку. Назначение опекунов возлагалось на магистрат, который должен осуществлять контроль за их деятельностью и надзор за процессом воспитания. Призрение бедных и стариков возлагалось непосредственно на магистраты. Их пристраивали в городские богадельни. Категорически запрещалось призрение «посторонних граждан», не из данного города. Пресекалось профессиональное нищенство: нищих принуждали к работе. При Петре I оформляется разветвленная система социальной защиты («закрытая» система призрения ), в которую входят: а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. — Святейший Синод, а с 1724 г. Камерконтора; б) Городские магистраты; в) помещики во владельческих селениях; г) старосты и сотские в селениях со свободным населением». Фомируются институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смирительные и прядильные дома, предназначенные прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли гошпитали, которые предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т. е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться. Помимо создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации новых источников финансирования общественного призрения. Среди них: • увеличение сбора венечных денег; • контроль за продажей восковых свечей; • «установление вычетов» из жалованья на «гошпитали»; • обучение монахинь ремеслам, и обращение средств с них на общественные, а не на личные нужды; • сбор подаяний при церквах на «гошпитали»; • сбор штрафных денег с раскольников. После смерти Петра I наступил период дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) – период законодательного затишья в сфере социальной защиты, а некоторые начинания Петра даже пришли в упадок при Екатерине I и Елизавете Петровне. Например, со временем закрываются приюты для незаконнорожденных детей, количество нищих при монастырях увеличивается. За 37 лет на престоле сменилось шесть императоров и императриц: Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI (1740-1741), Елизавета (1741 — 1761), Петр III (1761 — 1762). Неустойчивость власти не способствовала делу укрепления и нормализации системы государственного призрения. Главенствующим направлением в социальной работе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, то есть происходит дальнейшая регламентация системы наказаний. В марте 1726 г. издается указ Екатерины I о необходимости подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных. Некоторое оживление внимания правительства к проблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны. В частности, по Указу от 19 мая 1733 г. ширилось устройство богаделен в Санкт-Петербурге. Всего планировалось построить 17 богаделен (в дополнение к трем существовавшим). Все они содержались при церквах. На содержание нищих в богадельнях выделялись «кормовые деньги». В богадельни определялись старики, больные и отставные солдаты. Функция наблюдения и назначения нищих в богадельни принадлежала Сенату. По Указу августа 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержание в монастыри. Дополнительно к тому в 1739 г. поступило распоряжение о мерах по борьбе с юродивыми-кликушами. Были ужесточены наказания за занятия попрошайничеством и нищенством (Указы 1733 г., 1734 г.). Прошёл ряд указов императрицы 1734, 1738, 1740 годов которыми повелевалось брать здоровых нищих на военную службу либо отправлять на казенные работы. В период правления Елизаветы Петровны с 1741 г. происходит дальнейшая реорганизация общественного призрения. В ведении Святейшего Синода остаются богадельни и нищие, но финансирование монастырских богаделен осуществляется в соответствии со штатами. Учитываются неиспользованные средства на содержание нуждающихся, их предлагают передавать в инвалидные дома, а остаток класть в банк под проценты. Происходят изменения и в деле управления призрения на местах. Статс коллегия в 1741 г. сменяет органы государственного контроля за общественным призрением. На основании решения Сената она обязана содержать богадельни губернских, провинциальных и воеводских канцелярий. Меняется источник выплат, но не система финансирования и отношение к общественному призрению. Сохраняется прежняя система призрения, но деятельностью в этой области руководит уже не полиция, а Коллегия экономии. В 1744 г. был отменен госпитальный налог, введенный при Петре I в связи с злоупотреблениями его использования. В 26 епархиях были открыты богадельни для «пристройства безумных». Губернским, провинциальным и воеводским канцеляриям было предложено построить богадельни в губерниях с получением содержания от Статсконторы. В столице императрица также намеревалась открыть дом для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников, но многое из предложенного так и осталось на бумаге. Сохраняет свою силу основное направление социальной работы – бескомпромиссная борьба с нищенством (Указ июня 1742 г.). Борьба с нищенством вступала в новый этап, перекинувшись из столиц в провинцию. Налицо борьба с проституцией. Императрица закрыла публичный дом в Санкт-Петербурге и приказала девиц упорствующих высылать в Сибирь. При Петре III (декабрь 1761—июнь 1762 г. указами в феврале и марте 1762 г. предусматривалось содержание богаделенных и инвалидов, а также отставных унтер-офицеров и солдат, не имевших источников пропитания за счёт доходов с монастырских имений. Еще один указ деятельности императора касался проблемы солдатских вдов и жен военнослужащих, находившихся в дальних походах. По указу в марте 1762 г. было велено, чтобы «праздношатающихся и по миру бродящих служилых людей женок» полиция отсылала в Мануфактур-коллегию для последующего распределения работоспособных на петербургские фабрики. Эта мера была временной, до возвращения мужа из похода. Престарелых, дряхлых и увечных следовало направлять в Камер-контору, а оттуда – в богадельни. В апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов») вне монастырей. Таким образом, в период «дворцовых переворотов основания государственной благотворительности оставались неизменными, заложенными еще Петром I, качественно новых мероприятий не проводилось за исключением обустройства и содержания немых и умалишенных. Серьезные изменения в деле благотворительности, направленные на создание более стройной системы государственного участия в попечении о больных и неимущих, происходят в царствование Екатерины II (1762— 1796). В этот период в проведении политики в области государственного призрения можно говорить о двух основных направлениях деятельности. С 1763 г. общественное призрение, а точнее финансирование, богаделен, инвалидных домов вновь переходит под юрисдикцию Коллегии экономии, где они находятся до образования специального органа – приказов общественного призрения. По инструкции Коллегии экономии от 6 июня 1763 г. вводилось своеобразное двойное финансирование: содержание богаделен и нищих при местных епархиях полностью передавалось в ведение Святейшего Синода и церкви; содержание же инвалидных домов отводилось к обязанности Коллегии экономии. Второе крупное мероприятие – в 1763 г. Екатерина II учредила в столицах два больших заведения для воспитания и надзора за незаконнорожденными детьми. В 1764 г. в Москве был открыт Воспитательный дом (другое название — Сиропитательный дом), в 1770 г. в Петербурге открылось отделение этого дома, в 1780 г. преобразованное в самостоятельный Воспитательный дом. Цель учреждения этих домов была заявлена в Манифесте от 1 октября 1763 г. – «призрение бедных и попечение об умножении полезных обществу жителей». Воспитательный дом стал не просто сиротским приютом, но и училищем для детей, и специальным госпиталем для неимущих родительниц. Так начинает постепенно воплощаться в жизнь идея «закрытого воспитания» в прямой связи с социальным призрением. Эти дома содержались на окладные подати. Поощрялись и единовременные («неокладные») подаяния. Постепенно воспитательные дома начинают вести коммерческую кредитную деятельность. С 20 ноября 1772 г. вступило в силу «Исполнительное учреждение Вдовьей, Сохранной и Ссудной казны». Сохранная казна предполагала прием денег на сохранение с условием выплаты процентов, доходы же шли на содержание дома; Вдовья казна принимала вклады от мужей с целью обеспечения пенсией жен в случае смерти супруга. В 1768 г. были организованы так называемые «деревенские экспедиции»: на воспитание в села отдавались физически крепкие дети, а в воспитательных домах оставляли лишь наиболее слабых. Каждая кормилица получала пособие на детей до достижения ими пятнадцатилетнего возраста, после чего они оставались в семьях до 21 года. В августе 1775 г. в особом указе был изложен план реорганизации системы призрения в Москве, по которому планировалось учредить больницу, богадельню, работный дом, сиротский дом, дом умалишенных, дом неизлечимо больных, смирительный дом с фабрикой, а также городские и уездные училища, находящиеся в едином управлении. Первым учреждением стала Екатерининская больница на 150 коек, открытая в июне 1776 г. В том же году при больнице была открыта богадельня на 100 человек, а также работный дом для «ленивцев» мужского пола. Отражая стремление к централизации в управлении делами благотворительности, в 7 ноября 1775 г. появился манифест «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», на основании которого во всех 40 губерниях России в системе губернского управления создавались так называемые «Приказы общественного призрения», к полномочиям которых относились контроль и управление всеми благотворительными заведениями, находившимися на территории губернии. Приказы находились в ведении местных гражданских губернаторов. Приказы общественного призрения контролировали деятельность следующих типов благотворительных заведений: 1) народные школы для сирот и неимущих; 2) сиротские дома; 3) госпитали и больницы; 4) богадельни (мужские и женские) для престарелых и убогих; 5) дома для неизлечимо больных; 6) сумасшедшие дома; 7) «работные дома» (исправительные заведения, мужские и женские); 8) бесплатные аптеки. Приказам разрешалось преумножать капитал за счёт вложений поступающих денег в банк (вести коммерческую деятельность) и вести хозяйственную деятельность. В этот период сферой призрения заведовал Правительствующий Сенат. С 7 ноября 1775 г. лишь он распределял нуждающихся в богадельни. По указу 1781 г. Петербургский городской магистрат был обязан назначить специального городского «маклера», который раз в неделю должен был вскрывать кружки для сбора частных пожертвований приказа общественного призрения и раздавать деньги бедным, «не могущим приобретать работу на свое пропитание». Были также ужесточены меры по борьбе с нищенством и проституцией. В годы царствования Екатерины II были регламентированы обязанности полиции по борьбе с уличным нищенством. Нищих из так называемых «праздночинцев» (разорившегося купечества и ремесленников) следовало отдавать на работу на мануфактуры и фабрики; нищих из крестьян — записывать в солдаты. Подтверждается ответственность помещиков за нищенство их крестьян (наказание — штраф). Нищенствующим было запрещено выдавать паспорта, а из Москвы были высланы все «праздношатающиеся». Были учреждены новые работные дома в ведении полиции. Возникает идея о двух различных типах исправительно-трудовых заведений: 1) находящихся в ведении общества и основанных на добровольных началах; 2) находящихся в ведении полиции и использующих принуждение к труду. При Екатерине II в обиход в России впервые вводится термин «проституция» и начинаются статистические исследования по проблемам заражения и развития сифилиса (по материалам тех же военных госпиталей). В 1728 и 1736 гг. Сенат принимал запретительные меры относительно «вольных домов» для проституток; в 1743 г. последовал специальный сенатский указ, запрещавший совместно париться в торговых банях лицам обоего пола. Екатерина II боролась с проституцией запретительными мерами: по указам 1771 и 1782 гг. пойманных проституток направляли либо на фабрики, либо в работные дома на полгода (Устав о благочинии 1782 г.) В 1763 г. создана Медицинская коллегия. По сенатскому указу 1763 г. заболевших сифилисом солдат секли,- а затем уже приступали к лечению, пойманных же проституток, распространявших болезнь, лечили за казенный счет и отправляли в ссылку на поселение в Сибирь. По «Уставу о городском благочестии» в публичных домах вводился периодический врачебный осмотр проституток и разрешалась концентрация последних в определенных местах в Санкт-Петербурге. При Павле I (1796—1801 гг.) лишь один указ коснулся проблем призрения. По указу о казенных имениях (1797) обязанность прокармливать своих нищих и бедных была перенесена с селений на волости (с населением около 3 тыс. душ). Вновь предпринимаются карательные меры в отношении проституток, было приказано публичным женщинам носить только желтое платье (знаменитый «желтый билет»); отказывавшимся же грозил острог. Также предпринимаются попытки на основе военной системы управления использовать частичный труд призреваемых военных инвалидов. В 1796 г. сделаны первые попытки создания инвалидных рот. Таким образом в XVIII в. в России оформилась система государственной благотворительности, появились специальные органы (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих. В сельской местности призрение нуждающихся оказывалось в ведении местных общин и помещиков. Были сделаны попытки ликвидации системы открытого призрения в городах. Отсутствие реальных мер по борьбе с бедностью. В XIX в. благотворительность в основном связана с попечением о больных и раненых воинах. В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых. При Александре I (1801-1825 гг.): 1. В 1802 г. основано «Благодетельное общество». Направления его деятельности: «1) домовое призрение бедных больных; 2) диспенсарии в разных частях города; 3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах; 4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями; 5) призрение искаженных природою или случаем, воспитание глухонемых и т. п.». Помощь, оказываемая Обществом, носила как постоянный, так и временный характер; в зависимости от этого организовывались особые институты поддержки. К учреждениям постоянного призрения можно отнести: учебно-воспитательные, богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир, к учреждениям временной помощи — медицинские, благотворительные общества, ночлежные приюты, столовые. 2. 18 мая 1802 г. создан Медико-филантропический комитет. В 1804 г. он разработал программу медицинской помощи помощи. В его функции входило домовое призрение бедных больных, организация по городу диспансеров, помощь пострадавшим на улице от несчастных случаев, организация лечебниц для больных, страдающих инфекционными заболеваниями и призрение инвалидов, воспитание глухонемых и слепых. 3. В 1805 г. созданы «Благодетельный комитет», который занимался налаживанием контактов с иностранными и отечественными филантропами; «Учёный комитет», который занимался анализом эффективности благотворительности и «Попечительский комитет», который занимался оказанием денежной помощи истинно нуждающимся. 4. В 1806 г. образован первый институт слепых, в том же году начали призревать глухонемых и открылась первая в России глазная больница. 5. Институты социальной поддержки в губерниях не имели четких принципов организации, хотя предпринимались отдельные попытки их реорганизации и структурирования (4 разряда) (1823 г.). 6. 18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств). 7. 1816 г. создано «Императорское Человеколюбивое общество». 8. В 1821 г. изданы правила о приёме пожертвований, при приказах стали вести их учёт и документацию. 9. возникают местные благотворительные общества. 10. В 1806-1822 гг. появляются благотворительные общества, основанные на взаимопомощи – «кассы». При Николае I (1826-1855 гг.): 1. В 1838 г. созданы специальные комитеты «по разбору ипризрению просящих милостыню». 2. Указам 1854 г. категорически запрещено нищенство в России. 3. Закрываются благотворительные учреждения (1855 г. закрыто «Общество посещения бедных» и др.). 4. Деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» расширилась, развиваясь по трём направлениям: упорядочение работы Общества, реорганизация действовавших благотворительных заведений, открытие новых заведений и отделений Общества. 5. Создано Мариинское ведомство учебно-воспитательными заведениями. Занималось расширением сети институтов благородных девиц и учреждением сиротских институтов. В 1854 г. учреждения Ведомства были разделены на группы. 6. В 1850-е годы действует Общество Красного Креста.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |