Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления и тенденции развития общественного призрения и частной благотворительности в первой половине XIX в

Общественное призрение:

1. Некоторые общества действовали са­мостоятельно и по своей программе. Такие, как Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений Императ­рицы Марии (связанные с членами императорской семьи) вхо­дили в разряд заведений «на особом положении». Их специфи­ка в том, что они имели особые привилегии со стороны государ­ства, от частного финансирования до предоставления различ­ных льгот и индивидуальных поощрений.

2. Общественное при­зрение начинает складываться в определенную систему со сво­ими светскими институтами, специальным законодательством, регулирующим деятельность не только приказов общественно­го призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. Начинается регламентация общественного призрения (А.Н. Радищев).

3. складываются государственные подходы к проблемам инвалидности, материнства и детства, а также социальной патологии: профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности (приобретают систему и оформляются в определенные направления призрение глухонемых и призрение по проблемам детства). Это расширяет практику помощи и поддержки, вно­сит в нее элементы профессионально-деятельных подходов.

4. общественное призрение не ограничивается только помощью, а тесно связано с просвещением и воспитанием. В этой связи характерна благо­творительная деятельность различных воспитательных об­ществ («Воспитательное общество благород­ных девиц» и др.). Учреждения осуществляли деятельность по следующим направлениям: призрение младенцев, с организа­цией яслей во многих городах; призрение взрослых, детей; при­зрение слепых и глухонемых; учреждения женского воспита­ния и образования; учреждения воспитания и призрения маль­чиков, юношей; учреждения призрения взрослых; учреждения врачебно-медицинской помощи.

5. основателями об­ществ становились не только монаршие, но и военные, (1847 г. «Обще­ство посещения бедных» основал кн. В. Ф. Одоевский), и масоны и т.д. Основу дея­тельности Общества составляли следующие направления помо­щи: поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами, сирот и детей бедных родителей; вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т. п.; помощь больным, лечение, отпуск лекарств.

6. складываются новые институты, формы помощи и поддержки нуждающегося населения (появляется нестационарное призрение).

7. централизация финансирования общественного призрения – создание различных обществ, организаций в целях аккумулирования капитала благотворителей для его централизованного направления на наиболее ак­туальные нужды (Совет Императорского Чело­веколюбивого Общества (1816 г.) и др.).

8. В подходах к идеологии помощи происходит переоценка ви­дения проблематики клиента. Если на ранних этапах обще­ственного призрения нуждающийся представлял определенную ценность для отдельной личности — заступника, поскольку защита его была наглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял перед государ­ственными институтами, и именно они определяли его необхо­димость в данной роли. Да и сам человек оценивается с новых критериальных позиций как деятель, как носитель обществен­но полезного труда. В этом отношении изменяются и идентифи­каторы. Деятельность, труд, возможность или невозможность приносить пользу — вот те критерии, на которых начинает ба­зироваться новая доктрина помощи. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. В связи с этим условно можно выделить следующие основные тенденции в общественной мысли в области социальной помо­щи: социально-административные или реформистские, соци­ально-философские, социально-медицинские.

Частная благотворительность имела самые разнообразные формы и направления. Три основные тенденции в её деятельности: частные благотворители либо организовывали и финансировали институты помощи и поддержки, либо оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований, либо осуществляли социальный патронаж над той или иной ка­тегорией нуждающихся.

Среди сторонников частной благотворительности выделяются две группы: те, кто считали, что благотворитель­ность должна предоставляться всем нуждающимся (И. В. Лопухин), и те, кто выступали за выборочную благотворительность (В. Ф. Одоевский).

Таким образом, административная система помощи нуждающим­ся включает в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентив­ные и защитные меры относительно различных слоев населе­ния, усиление законодательной базы, регулирующей отноше­ния между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечают­ся тенденции институциональной системы помощи, представ­ляемой различными ведомствами – общественными и частны­ми институтами защиты и призрения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Во второй пол. XVII – первой пол.XIX в | Фондовая лекция. Особенности руководства внеклассным чтением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.