Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фондовая лекция. Особенности руководства внеклассным чтением

Особенности руководства внеклассным чтением

Методические рекомендации по организации беседы по произведению

  1. При организации беседы о коротком прозаическом произведении важно приучить детей последовательно отвечать на серию вопросов, которые упорядочивают индивидуальные размышления ребенка над прочитанным:

- О ком я читал?

- Что о нем узнал?

- Как об этом рассказано? Что в тексте произведения заставляет меня думать о героях и происшествии так, а не иначе?

2. При чтении крупнообъемных произведений задаются иные вопросы:

- Кто, когда и зачем пустился в это путешествие или попал в ситуацию приключений?

- Что случилось с ним сначала? Потом? В конце концов?

- Как он вел себя в минуты побед и поражений?

- Как относился к словам «нельзя», «надо», «хочу», «могу» и к чему это каждый раз его приводило?

3. Читая крупнообъемные произведения, где ставятся социально значимые вопросы и где герои делятся на противостоящие группы, ход рассуждения может быть таким:

- Подумай и ответь, с чего начались в данном произведении главные события.

- Постарайся перечислить всех героев и одним-двумя предложениями рассказать самое главное о каждом из них.

- Выдели героя, которого считаешь самым интересным, значительным или того, о котором просто почему –то хочешь всем рассказать.

- Представь этого героя, т.е. определи и постарайся точно сказать, каков он: как выглядит внешне; умный он или глупый; наблюдательный, сообразительный или тугодум; всегда ли поступает так, как надо; чувствует ли, что и когда делает неверно; решает ли делать по-другому; делает ли так, как решает; если не делает, то почему?

- Когда и как он одолел беду?

- Как ты относишься к нему: сочувствуешь? Жалеешь? Осуждаешь? Уважаешь? Восхищаешься? А автор? Почему ты так думаешь? Какие у тебя есть для этого основания в тексте?

 

! К логике анализа произведения дети должны привыкнуть настолько, чтобы присвоить ее, сделать привычной.

Словарь у детей мал, поэтому учитель предлагает детям составлять ассоциативные словари (словарь слов, выражающих настроение, словарь слов и выражений, передающих цветовые, звуковые и тактильные ощущения, их тона и оттенки и т.д.).

На каждом уроке внеклассного чтения обязательно должно быть свободное высказывание о прочитанном с элементами выразительного чтения.

 

 

1. Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которо­го детьми приведет к достижению цели.

Подготовка к уроку складывается из нескольких моментов.

1. Отбор материала к уроку. Учитель определяет тему урока, опираясь на рекомендации методической литературы и программ по внеклассному чтению. Согласно теме отбирает книги, соответствующие этапу обучения; основываясь на знании библиотечного фонда, составляет рекомендательный список.

2. Работа над планом урока. Учитель знакомится с методиче­скими рекомендациями, имеющимися в литературе. Определяет место и время каждого этапа урока. Продумывает вопросы для беседы по прочитанным книгам, для чего сам прочитывает рекомендуемые детям книги. Отбирает книгу-коллективку и планирует работу по ней. Продумывает использование наглядности и дополнительных средств обучения.

3. Анализ проведенного урока. При оценке эффективности урока анализируются:

а) посильность предложенной учащимся деятельности (нелегко, но выполнимо);

б) доля участия детей в работе на уроке или при подготовке к нему;

в) полезность и увлекательность организованной учителем работы.

 

2. Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением реа­лизуется через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация.

Книжная иллюстрация в большеформатных книгах изображает не только отдельные предметы, но и пейзажи, явления природы, сюжетные картинки. Если иллюстрации отсутствуют, то именно на уроках внеклассного чтения следует использовать иллюстрации из других книг, соответствующих изучаемой теме.

Рисунок учителя используется в том случае, если не удается подобрать соответствующую иллюстрацию. В крайнем случае можно использовать рисунок художника, но к его подбору следует подходить очень осторожно, так как настроение рисунка может не соответствовать смыслу читаемого.

Плакаты-задания окажут помощь ребенку в подготовке к уроку внеклассного чтения. Они должны содержать: 1) тему урока, 2) список книг, 3) рекомендации к работе дома.

Уголок внеклассного чтения — это специально оборудованное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжны­ми полками (классная библиотечка), стендом для плаката-задания, местом для рисунков и поделок детей, столом для работы с книгой или картотеками, полкой для книжной выставки. Следует помнить, что все материалы в «Уголке» должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать.

Специфика занятий внеклассным чтением предполагает работу с книгой, что является основным в этой деятельности, поэтому на уроках не используются диафильмы, диапозитивы, грамзаписи.

 

3. Учет уровня читательской самостоятельности организуют еще до поступления ребенка в школу. При индивидуальном собеседовании в мае-августе ему задают вопросы:

— Есть ли у тебя дома книги?

— Кто тебе их читает?

— Любишь ли ты рассматривать книги, когда остаешься один?

— О чем ты любишь слушать?

— Назови любимую книгу.

— Фамилии каких писателей ты знаешь?

— Какие их книги помнишь?

Если не удается побеседовать с детьми до 1 сентября, то эти же вопросы можно задать во время фронтальной беседы на первой неделе обучения. Подобные вопросы можно задать и родителям на первом родительском собрании в форме анкеты. Проанализировав ответы детей и их родителей, учитель будет знать, в какой мере каждый первоклассник подготовлен к встрече с книгой.

На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к наблюдениям за каждым ребенком и еженедель­ным пометкам:

— присутствовал на уроке;

— принес нужную книгу;

— принес книгу, но не по теме.

Дети, попадающие по наблюдениям в разряд «неблагополучных», нуждаются в индивидуальной помощи (беседе с ребенком, родителями в целях выяснения причин). Оценкой на данном этапе должно служить устное поощрение ребенка, но ни в коем случае недопустимы нравоучения и наказание.

На начальном этапе обучения учитывается:

— внимание при рассматривании;

— внимание при слушании;

— внимание при самостоятельном чтении;

— правильность выбора книги.

Оценка за работу на уроках может выставляться за выполнение как комплекса требований, так и одного из них.

На основном этапе обучения главным для наблюдения станет:

— правильность выбора книги;

— источник выбора книги;

— прочитал книгу или нет;

— вид и жанр выбранной книги.

Оценка выставляется по 5-балльной системе с учетом всех параметров.

Своеобразной формой учета станут уроки-утренники, уроки-отчеты. К первому виду уроков готовится весь класс по одной и той же теме. Второй вид уроков предполагает подготовку отчета группой (4—6 чел.) по теме, взятой по своему выбору.

Итогом работы за полугодие, год могут служить такие внеурочные формы работы по внеклассному чтению, как устный журнал, литературные викторины.

 

 

Литература

  1. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка.- М., 2000
  2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,Академия,2008.
  3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика: пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. М.С. Соловейчик.-М.,2005
  4. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. Творческий центр. М.,2001
  5. Светловская О.В., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению.-М., 2004

 

 

дисциплины «Прокурорский надзор»

(специальность 030501.65 – Юриспруденция; специализация

уголовно-правовая) по теме:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления и тенденции развития общественного призрения и частной благотворительности в первой половине XIX в | Введение. Фондовая лекция дисциплины «Прокурорский надзор» специальности 030501.65 – Юриспруденция; специализация гражданско-правовая; по теме «Надзор прокуратуры за
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.