КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностная теория психиатрии Г. С. Салливана
Гарри Салливан выступал как создатель нового теоретического направления в психоанализе — межличностной психиатрии. Он считал, что человека вообще бессмысленно рассматривать вне общества не только с психологических позиций, но и с физиологических, ибо в зависимости от характера межличностных отношений у человека изменяется не только психологический, но и физиологический статус. Таким образом, для Салливана человек теряет статус биологического существа и превращается в социальный организм. По Салливану, личность — вообще понятие иллюзорное, гипотетическое; ее нельзя наблюдать и изучать вне межличностной ситуации. И тем не менее Салливан придает личности значение динамического центра протекающих в сфере межличностных отношений процессов. Это - динамизм, персонификация и когнитивные процессы. Динамизм — это наименьший паттерн поведения (= привычка), лежащий в основе стереотипов поведения. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но способ их реализации различен и зависит от ситуации и жизненного опыта индивида. При этом большинство Динамизмов направлено на удовлетворение базовых потребностей организма, но есть динамизм, называемый Я-системой (или динамизмом Я), который возникает как следствие тревоги, порождаемой межличностными отношениями (первоначально — отношениями с родителями, особенно с матерью). Я-система организует защиту личности от тревоги, с одной стороны, а с другой — препятствует конструктивным межличностным отношениям. Эта система вырабатывается как продукт (результат) иррациональной конструкции общества и способствует комфортному состоянию человека в обществе. Персонификация — это представление индивидуального образа самого себя либо другого человека (например, персонификация доброй матери — заботливой, нежной, плохой матери — тревожной, наказывающей и как результирующая — персонификация сложного образа матери). Общепринятые персонификации представляют стереотипы. Когнитивные процессы, по Салливану, включают переживания трех типов: прототаксические (поток сознания, состоящий из несвязанных, неоформленных, дискретных ощущений), паратаксические (усмотрение причинно-следственных связей между одновременно происходящими, но не связанными между собой событиями) и синтаксические (установление логических связей между событиями с использованием общепринятой символики). Когнитивные процессы включают и предвидение ситуации в ближайшем будущем на основе анализа прошлого опыта и событий, происходящих в настоящем. Рассматривая развитие личности, Салливан, в противоположность Фрейду, делает акцент не на психосексуальном, а на психосоциальном развитии, хотя важность удовлетворения биологических потребностей он, естественно, не отрицает. Он выделял шесть стадий развития личности. 1. младенчество, 2. детство, 3. ювенильная эра, 4. пред-юность, 5. ранняя юность, 6. поздняя юность. Салливан прослеживал развитие личности от доминирования оральных интересов в младенческом возрасте и протаксического и паратаксического способов познания к синтаксическому способу переживаний уже в детстве через игровую драматизацию детской фазы, доминирование стереотипов и установок в ювенильнои фазе, дружбы и равенства в период пред-юности, гетеросексуальных интересов в период ранней юности к формированию паттерна гетеросексуальной активности в период поздней юности. При этом основными детерминантами развития личности по Салливану оказываются, естественно, генетические способности человека и «воспитывающие силы», такие, как тревожность, а также пробы и успех (или неуспех), которые при повторении закрепляются. Итак, постфрейдистские направления (и эго-психология, и так называемый неофрейдизм), не желая отмежевываться от ортодоксального психоаналитического направления Фрейда, тем не менее фактически предлагают заменить биологизаторский подход Фрейда к развитию личности и к объяснению поведения индивида в различных ситуациях на социализаторский, ставя во главу угла либо межличностные отношения, либо социокультурные связи, определяющие состояние, развитие и поведение Эго. Все это, безусловно, уточняет и обогащает первоначальное фрейдовское представление о личности, но не может сравниться с той новизной и глубиной, которые представлены в доктринах Фрейда и Юнга.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |