Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностная теория психиатрии Г. С. Салливана

 

Гарри Салливан выступал как создатель нового тео­ретического направления в психоанализе — межлич­ностной психиатрии. Он считал, что человека вообще бессмысленно рассматривать вне общества не только с психологических позиций, но и с физиологических, ибо в зависимости от характера межличностных отноше­ний у человека изменяется не только психологичес­кий, но и физиологический статус. Таким образом, для Салливана человек теряет статус биологического су­щества и превращается в социальный организм. По Салливану, личность — вообще понятие иллюзорное, гипотетическое; ее нельзя наблюдать и изучать вне межличностной ситуации. И тем не менее Салливан придает личности значение динамического центра про­текающих в сфере межличностных отношений процес­сов. Это - динамизм, персонификация и когнитив­ные процессы.

Динамизм — это наименьший паттерн поведения (= привычка), лежащий в основе стереотипов поведе­ния. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но спо­соб их реализации различен и зависит от ситуации и жизненного опыта индивида. При этом большинство Динамизмов направлено на удовлетворение базовых потребностей организма, но есть динамизм, называе­мый Я-системой (или динамизмом Я), который возни­кает как следствие тревоги, порождаемой межличностными отношениями (первоначально — отношения­ми с родителями, особенно с матерью). Я-система орга­низует защиту личности от тревоги, с одной стороны, а с другой — препятствует конструктивным межлич­ностным отношениям. Эта система вырабатывается как продукт (результат) иррациональной конструкции об­щества и способствует комфортному состоянию чело­века в обществе.

Персонификация — это представление индивиду­ального образа самого себя либо другого человека (на­пример, персонификация доброй матери — заботли­вой, нежной, плохой матери — тревожной, наказыва­ющей и как результирующая — персонификация слож­ного образа матери). Общепринятые персонификации представляют стереотипы.

Когнитивные процессы, по Салливану, включают переживания трех типов: прототаксические (поток со­знания, состоящий из несвязанных, неоформленных, дискретных ощущений), паратаксические (усмотрение причинно-следственных связей между одновременно происходящими, но не связанными между собой собы­тиями) и синтаксические (установление логических связей между событиями с использованием общепри­нятой символики).

Когнитивные процессы включают и предвидение си­туации в ближайшем будущем на основе анализа про­шлого опыта и событий, происходящих в настоящем. Рассматривая развитие личности, Салливан, в про­тивоположность Фрейду, делает акцент не на психо­сексуальном, а на психосоциальном развитии, хотя важ­ность удовлетворения биологических потребностей он, естественно, не отрицает.

Он выделял шесть стадий развития личности.

1. младенчество,

2. детство,

3. ювенильная эра,

4. пред-юность,

5. ранняя юность,

6. поздняя юность.

Салливан прослеживал развитие личности от доми­нирования оральных интересов в младенческом возра­сте и протаксического и паратаксического способов по­знания к синтаксическому способу переживаний уже в детстве через игровую драматизацию детской фазы, доминирование стереотипов и установок в ювенильнои фазе, дружбы и равенства в период пред-юности, гете­росексуальных интересов в период ранней юности к формированию паттерна гетеросексуальной активнос­ти в период поздней юности.

При этом основными детерминантами развития лич­ности по Салливану оказываются, естественно, генети­ческие способности человека и «воспитывающие силы», такие, как тревожность, а также пробы и успех (или неуспех), которые при повторении закрепляются.

Итак, постфрейдистские направления (и эго-психология, и так называемый неофрейдизм), не желая от­межевываться от ортодоксального психоаналитического направления Фрейда, тем не менее фактически пред­лагают заменить биологизаторский подход Фрейда к развитию личности и к объяснению поведения инди­вида в различных ситуациях на социализаторский, ставя во главу угла либо межличностные отношения, либо социокультурные связи, определяющие состояние, развитие и поведение Эго. Все это, безусловно, уточня­ет и обогащает первоначальное фрейдовское представ­ление о личности, но не может сравниться с той новиз­ной и глубиной, которые представлены в доктринах Фрейда и Юнга.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социокультурная теория К. Хорни | При возрастании нагрузки на грунт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.