Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия педагогической кибернетики




В сфере физической культуры и спорта

ЛЕКЦИЯ 6. Управление педагогическим процессом

 

1. Основные понятия педагогической кибернетики

2. Компоненты и функции педагогического управления

3. Интеграция обучающих и воспитывающих воздействий

4. Частная методика и ее проектирование в физической культуре

 

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных неживых, живых и общественных системах. Сформулированные ею принципы лежат в основе педагогического управления. Это позволяет рассматривать процесс обучения в качестве самоуправляемой системы, представляющей собой систему двух основных блоков: 1. управляющего – педагогический коллектив; 2. управляемого – контингент обучаемых. Взаимодействие между блоками осуществляется посредством прямых и обратных связей, реализуемых через содержание обучения.

Педагогическое управление в кибернетике представляет собой процесс перевода управляемой подсистемы из одного состояния в другое под воздействием управляющей подсистемы. При этом контингент обучаемых рассматривается не только как объект воздействия педагогов, но и как субъект деятельности, обладающий свойствами самоуправления и самоорганизации. Объектом педагогического управления служит познавательная деятельность учащихся.

Необходимость оценки качества функционирования учебного процесса порождает проблему критериев. Для критериев существует функциональная зависимость трех типов.

Первый тип критериев обусловлен степенью достижения педагогической цели. Получение запланированного результата является индикатором, подтверждающим правильность организации управления учебным процессом.

Второй тип критериев позволяет оценивать и сравнивать эффективность различных способов обучения, а также выбирать наилучшие сочетания по каким-либо характеристикам (времени, объему, интенсивности и т.п.).

Третий этап – смешанный. Он позволяет оценивать отношение путей и степени достижения целей обучения.

В кибернетическом плане педагогическое управление представляет собой информационный процесс, сущность которого состоит в получении, переработке, передаче и хранении информации о функционировании той или иной педагогической системы в целях ее оптимизации.

Педагогическая информация состоит из сигнальной (рисунки, звуки; буквы, схемы, механические действия) и содержательной (знание, смысл) частей. Функционирование информации осуществляется по каналам прямой и обратной связи.

Прямая связь – это циркуляция учебной и научной информации от педагога к обучаемым, а обратная связь – от обучаемых к педагогу. В соответствии с принципом обратной связи происходит постоянный процесс сравнивания или сопоставления полученных результатов обучения с поставленными целями.

Информационные взаимодействия между педагогом и обучаемыми можно условно разделить на исходную, прямых управляющих воздействий и обратной связи.

Исходная информация представляет собой систематизированную совокупность знаний о целях обучения, средствах их достижения, о физическом, психическом, функциональном состоянии обучаемых, их теоретической, методической и практической подготовленности, о содержании учебных планов, программ, о воздействии факторов внешней среды, о характере отношений в учебных коллективах. На основании полученных и переработанных исходных данных вырабатываются решения по внедрению определенных управляющих воздействий в практику обучения.

Прямая информация имеет характер предписания, требования, распоряжения, нормы.

Виды управляющих воздействий: мобилизующие, мотивирующие, ориентирующие, обучающие, организующие, психорегулирующие, оценивающие.

Организующая информация представляет собой комплекс требований, команд и распоряжений по совершенствованию организационной структуры управления обучаемых, координация деятельности занимающихся по времени и пространству, их успешных совместных действий.

В системе управления учебным процессом можно выделить линейную, функциональную и функционально-линейную организационную структуры.

Линейная структура управления основана на принципе единоначалия. При такой организации руководитель (любого уровня) обладает определенными полномочиями, что требует высокой профессиональной подготовленности.

Функциональная структура управления дополняет линейную и основана на принципе функциональной специализации. Суть в разделении обязанностей. На практике ни линейные, ни функциональные организационные структуры не применяются автономно.

Функционально-линейная структура управления сочетает функциональность и единоначалие. Она наиболее действенна в системе учебного процесса, так как имеет комплексную организационную структуру и позволяет решать специфический круг задач.

Принцип целеустремленности (целенаправленности) педагогического управления неотделим от принципа оптимальности.

Для осуществления оптимального управления учебным процессом важнейшее значение имеет критерий эффективности, который определяется наилучшую стратегию достижения конечной цели.

Критерии эффективности обуславливают понятие оптимума. Оптимальный – это наилучший, с точки зрения определенных взглядов, процесс обучения. Оптимальное управление предполагает выбор такого варианта обучения, при котором достигается экстремальное значение выбранного педагогического критерия.

Основные критерии совершенствования учебно-воспитательного процесса (по Ю.К. Бабанскому (1982):

1. достижение каждым обучаемым реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности, развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок;

2. соблюдение обучаемыми и педагогами установленных для него норм времени;

3. рациональные усилия участников педагогического процесса для достижения целей обучения.

Способы оптимального построения учебного процесса:

1. комплексный подход к проектированию и планированию задач обучения;

2. конкретизация педагогических задач с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса;

3. выбор оптимального содержания обучения путем построения рациональной структуры учебного материала;

4. выбор адекватных средств и методов обучения, а также организационных форм, которые позволяют эффективно решать педагогические задачи за отведенное время;

5. реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании, а также необходимых педагогических условий для успешного решения поставленных задач;

6. рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательным процессом, а также оперативным регулированием и корректированием его хода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.