КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты и функции педагогического управления
Учебно-педагогическая деятельность представляет собой функциональное единство следующих компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского. Гностический компонент включает деятельность, связанную с процессом накопления, систематизации и обобщения новых знаний, используемых в целях сохранения качественной специфики. Полученная информация содержит: сведения о целях, задачах обучения и воспитания, средствах их достижения, о психическом, физическом и функциональном состоянии обучаемых. Об общих закономерностях учебного процесса, о характере психических и физических нагрузок; сведения о результатах анализа деятельности педагогов и соответствующих коррективах, вызванных поступлением новой учебной и научной информации. Проектировочный компонент включает действия по перспективному, текущему и оперативному планированию целей обучения, педагогических задач и способов их решения. По предвидению ошибочных действий, приводящих к снижению эффективности достижения цели, по прогнозированию развития педагогической системы и ее составляющих. Конструктивный компонент предполагает деятельность по созданию учебных планов, пособий, методических рекомендаций, разработок по отбору и композиционному построению содержания учебной, научной и воспитательной информации. Коммуникативный компонент включает в себя действия, связанные с установлением, регламентацией и регулированием педагогически целесообразных отношений между участниками процесса обучения как по вертикали (руководитель – педагог – обучаемый), так и по горизонтали (между обучаемыми и между педагогами). Организационный компонент представляет практическую деятельность по организации принятых решений достижению целей обучения, а также по организации взаимодействия педагога и обучаемых в соответствии с разработанной программой управления. Функции педагогического управления: 1. задачно-целевая; 2. гностическая (познавательная); 3. информационно-логическая; 4. информационно-обслуживающая; 5. проектировочно-конструктивная; 6. прогностическая; 7. руководящая (принятие решений); 8. организационная; 9. общественно-мотивационная; 10. коммуникативная; 11. контрольно-оценивающая; 12. интерпретирующая; 13. коррекционная. Функции педагогического управления, имеющие наиболее общие значения. Руководство (принятие решений) как главная функция социально-педагогического управления обеспечивает объединение, синтез и координацию всех специальных функций в единое целое. При этом, чем сложнее внутренняя организация системы управления, чем она дифференцированней, тем острее стоит проблема интеграции всех сторон и участников управления в единый действующий механизм. Руководящая деятельность педагога реализуется посредством взаимодействия функций планирования, организации, стимулирования, контроля, коррекции и информационного обслуживания. В процессе руководства педагог воздействует на сознание обучаемых, объединяет их деятельность как непосредственно, так и опосредованно – через своих помощников. Планирование – сложная комплексная деятельность педагога по разработке и обоснованию целей и задач образования, воспитания, развития и эффективных путей их достижения. Оно выступает как деятельность по интериоризации сформулированных педагогом целей и задач обучения, учебных задач, которые приобретают для занимающихся личностный смысл и служат основой для дальнейших действий. Планирование включает: формулировку целей обучения и выбор по определенному критерию наилучшего пути достижения поставленной цели. Интериоризация (от лат. внутренний) – формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами в результате социальных форм общения. Контроль представляет собой комплексную функцию управления учебно-воспитательным процессом и рассматривается как этап педагогической деятельности, позволяющий сравнивать достигнутый результат с запланированным. Потоки информации должны поступать к педагогу по каналам как внешней (от обучаемых и коллег), так и внутренней связи (от себя). Основные виды контроля: первый – контроль по конечному результату деятельности обучаемых. Он предполагает оценку степени достижения поставленных педагогических целей. Слабая сторона этого контроля – затруднения в определении педагогических ошибок и их причин, а также практической корректировки содержания обучения. при рассогласовании достигнутого и ожидаемого результатов; второй – текущий контроль, заключающийся в непрерывных и массовых проверках состояния развития у обучаемых знаний, навыков и умений. Эффективен в процессе повседневного обучения. Помогает исключить возможность появления систематических учебных ошибок. Коррекция – специфический вид управленческой деятельности педагога, который предполагает комплекс практических мер по устранению рассогласований между запланированными и реальными результатами обучения. Это достигается путем внесения педагогом определенных поправок как в процесс познавательной деятельности обучаемых, так и в свои педагогические действия. Информационное обслуживание – это обеспечение обучаемых и обучающих, воспитуемых и воспитателей необходимой учебной и научной информацией. Оно представляет собой совокупность источников информации, постоянно осуществляющих информационную работу в области обучения и воспитания специалистов. Функция информационного обслуживания связывает в единое целое все стороны педагогической деятельности. Организация – способ построения структуры объекта, дающий возможность оптимальной циркуляции информационных потоков и доступа к ним. Как функция педагогического управления организация является важным видом обучающей деятельности. Организация как воздействие – особый вид общения, который осуществляется в рамках конкретных структур и в соответствии с логикой учебно-воспитательного процесса. Мотивация – это активное состояние, побуждающее личность совершать действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. По особенностям поведения обучаемых в учебном коллективе выделяют следующие социально-психологические типологии: 1. интровертивный тип (характеризуется замкнутостью, созерцательностью, пассивным отношением к учебе); 2. экстравертивный тип (подвергается внешним влияниям и характеризуется общительностью); 3. податливый тип (принимает ситуацию подчинения и характеризуется повышенной заботой об отношении к себе со стороны окружающих, но обычно предпочитает распоряжаться самостоятельно); 4. агрессивный тип (склонен командовать другими и больше всего стремится к успеху); 5. отрешенный тип (выше всего ценит независимость, негативно реагирует на чужие приказы и предпочитает самостоятельные решения). Анализ мотивации на учебную деятельность желательно проводить в трех аспектах: социологический должен охватывать совокупность отношений к нормам и ценностям как учебного заведения, так и общества в целом; социально-психологический характеризует совокупность отношений в учебной группе и включает типологию групп; индивидуальный рассматривает психологические качества, особенно волю, как общий регулятор деятельности человека. Важной функцией преподавателя в побуждении обучаемых к активной познавательной деятельности является стимулирование. В его основе лежат действия обучающего по формированию и развитию положительных мотивов учения. В процессе обучения наряду с познавательным аспектом развивается и мотивационный, связанный с субъективными потребностями, взглядами, эмоциями, чувствами. На основании этих побудителей формируются мотивы поведения: от элементарных влечений – до идеалов и убеждений. Эффективность управления познавательной деятельностью обучаемых во многом зависит от создания педагогических условий и стимулов, обеспечивающих положительную мотивацию как у обучаемых, так и у преподавателей.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |