Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятия любых форм собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, неизбежно разорятся




Новая стратегия управления качеством

Конкурентоспособность продукции фирмы и

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы могут ус­пешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продукции.

Проблема качества актуальна для всех видов продук­ции и услуг. Потребители заинтересованы в качестве продукции, а предприниматели — в ее конкурентоспособности, обеспечива­ющей исключение риска и получение стабильной прибыли. Россий­ским предпринимателям нужно быть готовыми к работе в условиях жесткой конкуренции.

Для обеспечения производства конкурентоспособной продукции следует создавать такую систему качества, которая наряду с улуч­шением потребительских свойств способствовала бы снижению или хотя бы стабилизации цены продукции.

Оценка уровня качества продукции. Оценка качества продукции предполагает сопоставление продукции с ее конкурентоспособными аналогами по всей совокупности принятых показателей качества.

Результат сравнения определяет уровень качества продукции. Ана­логи оцениваемой продукции, представляющие на рынке, как пра­вило, научно-технические достижения в развитии данного вида и экономические интересы производителей и потребителей явля­ются базовыми образцами. Оценка качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техни­ческое совершенство оцениваемой продукции, с базовыми значе­ниями соответствующих показателей, отражает технический уро­вень продукции.

Оценка уровня качества продукции состоит из следующих этапов:

• выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности;

• выбор или разработка методов определения значений пока­зателей качества;

• формирование группы аналогов и установление значений их показателей качества;

• выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

• определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми;

• сравнительный анализ вариантов возможных решений и на­хождение наилучшего;

• обоснование рекомендаций для принятия решения.

Цена и качество продукции. Оценка конкурентоспособности продукции производится на основе сопоставления данной продук­ции с соответствующей продукцией других фирм.

Показатель кон­курентоспособности продукции выражается отношением качества продукции к цене потребления. Характеристики качества продук­ции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение не принимаются.

Опре­делять количественно уровень качества продукции сложно, необходимы знания квалиметрии — науки, которая разработала хотя и сложные, но приемлемые методы количественной оценки уровня качества продукции, в том числе на 1 руб. затрат.

Цена потребления определяется проще и включает, как правило, цену реализации продукции, а также затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия.

Цена потребления — важный, но не единственный фактор кон­куренции.

Выход на современный мировой уровень определяют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса.

На современном этапе развития научно-техни­ческого прогресса качество продукции является ключевой пробле­мой развития национальных экономик, которые, однако, имеют особенности в управлении качеством продукции (табл. 2).

Таблица 2

Особенности в управлении качеством продукции

Американский опыт в области качества Опыт управления качеством в Японии Европейский опыт управления качеством
Жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики Широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии Законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества
Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов Высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством Гармонизация требований национальных стандартов. правил и процедур сертификации
Совершенствование управления фирмой в целом Максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала Создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.

Борьба за качество продукции в настоящее время привела к сближению уровней качества, достигнутых различными странами. Этому спо­собствовала выработка единых подходов — принципов всеобщего управления качеством.

Всеобщее управление качеством. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сфе­рах деятельности — от исследований и разработок до послепро­дажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возмож­ностей.

Цель всеобщего управления качествомэто достижение более высокого качества продукции и услуг, которое на современ­ном этапе развития научно-технического прогресса является ключевой проблемой развития национальных экономик.

Всеобщее управление качеством включает:

• контроль в процессе разработки новой продукции;

• оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;

• входной контроль материалов;

• контроль готовой продукции;

• оценку качества продукции;

• оценку качества производственного процесса;

• контроль качества продукции и производственного процесса;

• анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);

• использование информации о качестве продукции;

• контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве про­дукции;

• обучение методам обеспечения качества, повышение квали­фикации персонала;

• гарантийное обслуживание;

• координацию работ в области качества;

• совместную работу по качеству с поставщиками;

• использование цикла PDCA (plant-do-check-action):,

• работу кружков качества;

• управление человеческим фактором путем создания атмос­феры удовлетворенности, заинтересованного участия, благо­получия и процветания на фирме, на фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

• работы в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);

• участие в национальных кампаниях по качеству;

• выработку политики в области качества (согласование поли­тики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятель­ности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

• участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отноше­ния к качеству, чувства партнерства, совершенствование со­циальной атмосферы и информированность служащих;

• проведение мер по формированию культуры качества;

• подготовку управленческих кадров для руководства деятель­ностью в области качества;

• возложение ответственности за деятельность в области каче­ства на высшее руководство фирмы.

Обязанность по общему руководству качеством лежит на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руковод­ство фирмы.

В общее управление качеством должны вовлекаться все члены организации.

При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.


Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику понятия «качество продукции». Как определяет понятие «качество» международный стандарт ИСО 8402-94?

2. Раскройте структуру системы показателей качества продукции. Какие показатели не участвуют в оценке качества продукции?

3. Какова сфера применения Общероссийского классификатора продук­ции (ОКП)?

4. Раскройте структуру оценочных показателей качества продукции.

5. Назовите функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные показатели качества продукции.

6. Из каких элементов (блоков) складывается политика предприятия в области качества продукции?

7. Какие основные элементы в соответствии с международной практикой включает система управления качеством продукции на фирме?

8. Какие этапы в соответствии со стандартом ИСО включает жизненный цикл товара?

9. Раскройте содержание «петли качества» продукции.

10. Перечислите особенности применения методов управления качеством продукции на каждой из стадий жизненного цикла товара.

11. Раскройте содержание понятий «стандарт» и «стандартизация».

12. Назовите основополагающие стандарты системы стандартов РФ и нормативные документы по стандартизации.

13. Раскройте содержание Закона РФ «О стандартизации».

14. Кто обладает правом принятия государственных стандартов, стандар­тов отрасли, предприятий и других стандартов?

15. Раскройте содержание понятия всеобщего управления качеством.

16. Дайте определение понятия сертификации продукции. Что является целью сертификации?

17. Что отличает аттестацию продукции от сертификации?

18. Что такое сертификат соответствия?

19. Какая государственная структура является национальным органом по сертификации продукции в России?

20. Раскройте содержание Закона РФ «О защите прав потребителей».

21. Какова последовательность работ по сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ Р?

22. Какие вы знаете системы обязательной сертификации продукции?

23. Какие органы могут осуществлять добровольную сертификацию продукции?

24. Перечислите схемы сертификации, применяемые в России.

25. Раскройте порядок проведения сертификации продукции в системе сертификации ГОСТ.

26. Дайте характеристику конкурентоспособности продукции фирмы и новой стратегии в управлении качеством.

27. Что такое квалиметрия и каково ее практическое использование в управлении качеством?

28. Дайте определение контроля качества и раскройте методы обеспечения качества.

29. Охарактеризуйте современные тенденции совершенствования управления качеством продукции.

30. В чем сходство и отличие американского, японского и европейского опыта управления качеством?


[1] Экономика предприятия: Учебник/Под ред. А Е Карликан и М Л Шухгальтера- М.: ИНФРА-М, 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.