КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные пути повышения надежности машин
Требования к уровню надежности машин постоянно растут, и отыскание наиболее рациональных путей решения этой проблемы всегда актуально. Методы и возможности по повышению надежности машин весьма разнообразны и связаны со всеми этапами проектирования, изготовления и эксплуатации машин. Проводимые в этой области мероприятия можно разбить на несколько генеральных направлений. Одно из основных направлений - это повышение стойкости изделий к внешним воздействиям. Сюда относятся методы создания прочных, жестких, износостойких узлов за счет их рациональной конструкции и применения материалов с соответствующими свойствами. Данное направление объединяет все те новейшие достижения в области конструирования и технологии, которые позволяют увеличивать стойкость узлов и механизмов по отношению к тем воздействиям, которые характерны для данного типа машин. Повышение сопротивляемости изделия внешним воздействиям тесно связано с задачами, встающими перед конструкторами, технологами и эксплуатационниками не только в связи с надежностью, но и с необходимостью обеспечивать заданные технические характеристики изделия, повышать производительность и быстроходность машин, уменьшать их габариты и металлоемкость. К методам повышения сопротивляемости машины внешним воздействиям относятся, например, рассмотренные выше выбор износостойких материалов, уменьшение нагрузок, действующих на механизмы, применение рациональных методов смазки, исключение влияния технологической наследственности и другие. Однако возможности сопротивления внешним воздействиям не безграничны. Практически невозможно обеспечить во всех механизмах только жидкостное трение и иметь неизнашивающиеся сопряжения, сложно создать материалы, которые не деформировались бы и не изменяли своих размеров при колебании температуры и т.д.
Если к этому прибавить, что всегда имеются источники внешних и внутренних воздействий на машину и что требования к ее выходным параметрам все время повышаются, можно сказать, что указанные методы повышения надежности необходимы, но недостаточны. Они ограничены уровнем развития той или иной области техники. Другой путь повышения надежности работы машин и изделий, их защита и изоляция от вредных воздействий. Здесь характерны такие методы, как установка машины на фундамент, защита поверхностей от запыления и загрязнения, создание для машин специальных условий по температуре и влажности и другие. Во всех этих случаях создаются более благоприятные условия для работы машины. Например, создание термоконстантных производственных цехов с постоянными температурой и влажностью и со строгой регламентацией степени запыленности атмосферы не только обеспечивает выпуск точной и надежной продукции, но и повышает надежность работы прецизионного технологического оборудования. Различного рода виброизолирующие и амортизационные устройства предотвращают воздействие пиковых нагрузок, не пропускают вредные для изделия частоты. К защитным устройствам относятся также экраны, охраняющие изделие от тепловых излучений и радиации, покрытия и специальные устройства для защиты от влаги и агрессивных сред, механизмы, удаляющие отходы производства, фильтры, очищающие масло, воздух и топливо, и многие другие. Однако возможности по изоляции машины от внешних воздействий также ограничены, они требуют, как правило, существенных затрат, не всегда исключают основные причины, снижающие надежность машины. Следует иметь в виду, что в машине имеются внутренние источники возмущений (вибрации самой машины, тепловыделение в узлах и механизмах и т.п.), влияние которых трудно изолировать.
Во многих случаях добиться повышения надежности можно не за счет дополнительных затрат на создание специальных устройств и использование новых материалов, а путем применения рациональных конструктивных решений. С позиции надежности, оптимальной будет такая конструкция машины и ее элементов, когда с наименьшими затратами средств достигается наибольшая продолжительность работы отдельных узлов, механизмов и машины в целом при заданной безотказности и регламентированных затратах на ремонт и техническое обслуживание. Например, выбор оптимальных размеров узла трения обеспечит более длительное сохранение им точности, выбор схемы механизма и допусков на сопряженные поверхности сократит период макроприработки, рациональный выбор типа механизма и расчет его на износ позволит при прочих равных условиях добиться более равномерного износа и меньшего его влияния на выходные параметры изделия и т.п. В основу выбора рациональной конструкции должны быть положены расчеты, связывающие изменение выходных параметров изделия с процессами повреждения, и методы прогнозирования параметрической надежности, рассмотренные выше. Это позволяет находить такие решения, когда износ, усталость, деформация, коррозия и т.п. будут оказывать минимальное влияние на выходные параметры изделия. Конструкция должна быть также рациональной с точки зрения ее ремонтопригодности и приспособленности к диагностированию. Перспективным направлением для создания работоспособных высокоэффективных машин является применение автоматики для повышения их надежности. Проблема надежности машин возникла, в первую очередь, в связи с их широкой автоматизацией, с необходимостью обеспечить бесперебойную работу и взаимодействие механических, электронных, электрических, гидравлических и других устройств. Автоматизация усложняет решение проблемы надежности, так как появляются сложные, высокопроизводительные и энергонапряженные системы. Однако эти трудности возникают лишь до тех пор, пока для решения задач, связанных с повышением надежности, привлекается только тот арсенал средств, который применим и для обычных неавтоматизированных машин.
Конечно, для машин-автоматов еще более важно, чем для обычных машин, совершенствовать качество применяемых материалов, методы смазки, конструктивные формы деталей и узлов. Однако имеется еще одно мощное средство для решения проблемы надежности. Это средство - применение самой автоматики для обеспечения длительного выполнения машиной своего служебного назначения в разнообразных условиях эксплуатации. Применение в машинах-автоматах управляющих цепей с различными датчиками, расширение и качественное изменение функций, выполняемых автоматом, проникновение идей технической кибернетики в принцип действия машин, все более широкое применение мехатронных устройств, в которых органически взаимодействуют механика и электроника, - все это позволяет осуществлять широкое использование средств автоматики в новом аспекте. Применение самонастраивающихся и саморегулируемых машин, которые подобно живым организмам обладают функциями приспособления к изменившимся условиям работы и восстановления утраченной работоспособности, позволяет машине не только обладать способностью выполнять заданную работу (например, обеспечивать ход технологического процесса), но и осуществлять свои функции длительное время, не опасаясь как внешних воздействий, так и процессов, происходящих в самой машине. В настоящее время эти тенденции характерны для многих машин, например транспортных, технологических, энергетических и др. У этих машин в системы управления включаются, как правило, датчики с обратной связью, в результате чего машина может автоматически регулировать свои действия, учитывать реальную обстановку, изменять характер и режимы функционирования. Такие «разумные машины» (Machine Intelligence) одновременно с задачей рационального управления функционированием машины решают частично и задачу обеспечения параметрической надежности, поскольку система управления контролирует ряд выходных параметров.
Дальнейшее развитие этих идей и использование автоматических систем для управления специальными механизмами подналадки, регулировки и защиты, расширение функций самой системы управления и контроль за изменением выходных параметров открывают широкие возможности для достижения высокого уровня параметрической надежности машины. Поскольку изменение технического состояния машины при ее эксплуатации связано с динамическими процессами, и машина взаимодействует с ними как система автоматического регулирования, управление этим состоянием и воздействие и на процессы, и на параметры машины, и на внешние возмущения - перспективный путь решения многих задач надежности там, где тривиальные методы уже исчерпаны. В качестве примеров можно привести такие автоматические системы, как системы стабилизации или создания заданных тепловых и деформационных полей машины, изменяющихся в процессе эксплуатации; системы управления зазорами, толщиной масляной пленки или положением элементов для ответственных механизмов при их износе или деформации; системы коррекции движения рабочих органов машины при изменении геометрических и силовых параметров; системы управления профилактическими операциями и для осуществления диагностических процедур. Во всех этих случаях вырабатываются решения по регулированию параметров и режимов работы машины. В настоящее время, особенно в связи с успехами вычислительной техники и средств управления, появляется большое число оригинальных и эффективных устройств, автоматизирующих различные функции машин и систем. Это направление имеет практически неограниченные возможности по повышению надежности, так как, основываясь на принципах кибернетики, можно для машины любой сложности обеспечить необходимую работоспособность. В качестве резюме на рисунке 1 указаны основные методы повышения надежности машин и приведены примеры соответствующих решений. Так, кузов автомобиля, его подвески, эластичные шины и другие элементы должны быть стойкими к динамическим и ударным воздействиям при движении машины; установка прецизионного станка на специальный фундамент позволяет изолировать его от внешних динамических воздействий. Конструкция трубоукладчика позволяет воспринимать нагрузки, создающие большие опрокидывающие моменты, робот с «искусственным зрением» обеспечивает за счет системы управления с обратной связью точные перемещения рабочего органа (захватов) в заданную позицию по оптимальной траектории. Обеспечение необходимого уровня надежности сложной машины осуществляется, как правило, с использованием всех указанных методов. Выбор наиболее рациональных решений зависит, в первую очередь, от полноты и достоверности информации о надежности машины. Основную ценность представляет информация, полученная на ранних стадиях создания новой машины, в результате чего становится возможным установить основные факторы, определяющие требуемый уровень надежности.
Рисунок 1 – Основные методы повышения надежности машин
В большинстве случаев реальная ситуация при проектировании новой машины такова, что характеристики ее надежности определены лишь приблизительно, нет гарантии соблюдения их значений при использовании машины, и только статистика, задним числом, после длительной эксплуатации большого числа машин данного типа позволит выявить действительные показатели надежности. Поэтому расчет и прогнозирование надежности машины, регламентация и обеспечение показателей надежности, нормирование скоростей протекания процессов старения, определение еще на стадии проектирования области состояния машины - все это необходимо для решения коренных задач надежности. Наиболее совершенной, с позиции надежности, будет та машина, параметры которой в течение всего периода эксплуатации будут находиться в установленных пределах. Для этого желательно иметь машину, которая способна автоматически восстанавливать свою работоспособность и осуществлять профилактические мероприятия, машину, которая при возникновении аварийных ситуаций приспособлена для их предотвращения или локализации тяжелых последствий, машину, информационные системы которой дают сведения о ее состоянии, а она, обладая «искусственным интеллектом», выбирает наиболее рациональные условия функционирования. Создание машин, сохраняющих свое качество в течение всего периода использования, - одно из основных направлений машиностроения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |