Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диспозиция

(работа над композицией текста, его планом)

Построение путевого очерка неразрывно связано с разработкой темы. Композиция его – одно из главных средств выражения содержания. При расположении найденного материала путевого очерка необходимо помнить, что речь идет о материале, печатающемся в СМИ, специфика которых требует особой организации, построения, и что речь идет о создании так называемого комбинированного, художественно-публицистического жанра. Очерк является одной из самых разносторонних и свободных литературных форм: в нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад (аналитические рассуждения, оценка фактов) и т.д. Итак, композиция очерка полифонична, включает в себя композиционные приемы публицистического, художественного и даже научного стилей. Схематично возможные формы построения жанра (развертывание этапа диспозиции) можно представить следующим образом:

ОЧЕРК
  сюжетный бессюжетный
экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка зачин   основная часть   концовка

 

Поскольку путевой очерк в большинстве своем бессюжетен, рассмотрим более подробно структуру бессюжетного очерка. Путевой очерк вмещает в себя несколько временных планов, связанных с отдельными героями и маршрутами, различные места, разнообразие географических описаний. Все они должны связываться между собой одним мотивом. Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным. В связи с этим большинство исследователей выделяет такие формы построения бессюжетного очерка:

1. Хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). Данный тип построения – наиболее часто встречающийся в путевом очерке (см. анализируемый очерк В. Пескова).

2. Структурное построение материала, основанные на причинно-следственных связях. Таким образом создаются очерки-исследования, где нет рассказа во времени, а все повествование строится по принципу логической последовательности. Таково, например, построение очерка В. Пескова «Слоновая пристань в Амбере».

3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Как правило, эта форма объединяет в себе признаки первых двух и достаточно часто встречается на страницах газет. Каковы связки, переходные мостики от одной части к другой, от одного изобразительного момента к другому?

Связки могут быть простыми, небольшими по объему: краткая авторская реплика, сравнение или противопоставление, прямое обращение автора к читателю, краткий авторский комментарий, вопрос, заданный автором; и большими, сложными: пейзажная зарисовка, развернутый диалог, эпизод, лирическое отступление, воспоминание, размышления автора.

Так, в очерке «Кормилец Севера» зачин и основная часть связываются вопросительным предложением «Но что это там вблизи горизонта?» И дальше от зарисовки вида зимнего Севера осуществлен переход к непосредственному описанию жизни оленей: «Облако пара, и под ним что-то темное... Ба! Да это ж рога».

В очерке «Слоновая пристань в Амбере» зачин и основная часть присоединяются друг к другу небольшой исторической справкой: «Эмблемой Индии раньше был лев. Сейчас эмблемой страны сами индийцы считают тигра... В Дели мне дали справку: “В Индии сейчас примерно пятнадцать тысяч диких слонов и пять ручных”».

Именно в очерке, как в никаком другом жанре, целесообразно использовать кольцевую композицию. Этот прием придает структуре произведения особую стройность и целостность. Кроме того, повторение наиболее важных фактов и мыслей, выносимых автором в начало и конец, усиливают звучание основной идеи материала.

Что касается наиболее частых способов оформления зачинов и концовок, а также использования в них «общих мест», то здесь можно отметить, что наиболее частой формой зачина является зарисовка. Например: «Тундра зимой неприветлива, безотрадна. Мороз и ветер царствуют на бескрайней равнине. Никакого проявления жизни! Кажется, необитаемая планета».

Поскольку зарисовка строится на основании таких топосов как «род – вид», «целое – часть», «свойства», то они чаще всего и используются для зачина.

Концовка чаще всего – краткий, очень емкий, порой философский вывод: «В каждой зоне Земли человек приспособил, поставил на службу себе животных. В среднем поясе – это лошадь, в пустынях – верблюд, в горах – ламы и мулы, в тропических зонах – буйволы и слоны. Но ни одно из этих животных по пользе, приносимой людям, не может сравниться с северным оленем. Олень на Севере – сама жизнь». В данной концовке использованы топосы «сопоставление», «место», «определение».

Что касается основной части, то расположение материала в ней полностью подчиняется авторскому замыслу. Трудно выделить, есть ли градация между смысловыми частями текста в путевом очерке (как в проблемном, где есть требование обозначить структурно кульминационный момент). В большинстве своем все описываемые факты в путевом очерке равнозначны и располагаются либо во временной последовательности – шаг за шагом, или одно вытекает из другого – как причина и следствие, либо фрагменты объединяются эмоциональным настроем автора.

Итак, кажущаяся вольность изложения в очерке на самом деле несет в себе художественную целостность, стройность, являясь способом организации материала. Задача автора – умело скомпоновать подобранный материал, выделив и усилив наиболее яркие, существенные моменты, умело представив собственные впечатления и раздумья, найдя своеобразный ход выражения и связи фактов и мыслей.

Этап диспозиции в путевом очерке учитывает специфические особенности данного жанра. Прежде всего это единое связующее звено всего текста – маршрут, путешествие. В какие бы стороны ни уходил автор в своих исследованиях и описаниях, он отталкивается от главного – от маршрута и увиденного на нем. Кроме того, на этапе диспозиции автору необходимо отобрать наиболее интересные, яркие и существенные факты из массы набросков, отмеченных в записной книжке. Ведя повествование от одного момента к другому, необходимо учитывать способы связи отдельных частей и фрагментов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инвенция | Элокуция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.