Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика промышленности




В развитии промышленности можно выделить несколько этапов. Эти этапы должны соответствовать классическому циклу развития кап. производства: подъем, спад, депрессия, оживление, опять подъем. Поскольку в России капитализм делал первые шаги, эти черты и этапы были выделены вяло, не проявлялись так ярко, как в западных государствах того времени. Поэтому периодизация промышленности России в 1860-90-е годы дается разная в разных работах.

1 период. С 1861-1866 год. Тяжёлый период для русской промышленности. Пореформенная эпоха началась со спада, который охватил главные отрасли. Спад был вызван следующим: на тяжёлую промышленность, на металлургию негативное влияние оказало отмена крепостного права. Основной металлургической базой России был Урал. Вся уральская металлургия базировалась на крепостном труде. Отмена крепостного права освободила уральских рабочих. Владельцам предприятий теперь требовалось привыкать к новым условиям, работать с наемной рабочей силой. Не все к этому могли приспособиться, да и сами рабочие не всегда были склонны оставаться работать на прежнем месте. Возникли проблемы с рабочей силой. Поэтому уральская металлургия пережила затяжной спад.

Неблагоприятной была и обстановка в лёгкой промышленности, но уже из-за внешнего фактора. Главной отраслью легкой промышленности являлась хлопчатобумажная, а хлопок в России был привозным. Главными поставщиками хлопка являлись южные штаты США. Но в США в 1861 году началась гражданская война Севера с Югом. Поставки хлопка прекратились.

С 1866 года ситуация стала выправляться.

2 период. 1866-1876 год. Период роста с некоторыми колебаниями.

Во 2-й половине 1870-х – начале 1880-х годов экономическая конъюнктура была неблагоприятной. С одной стороны возник классический кризис перепроизводства. Покупательная способность населения была низкой, и продукция не находила спроса. Сказался ряд неурожайных годов. Русско-Турецкая война 1877-78 годов расстроила финансовое положение России.

Конец 1870-х – начало 1880-х годов в целом это кризис.

В 1880-е годы промышленность понемногу начинает поправляться от тяжёлого положения и начинается медленный рост.

С начала 1890-х годов начинается промышленный подъём в России. Когда он начался и когда завершился? Этот вопрос освещается по-разному. В свое время весьма широкой популярностью в историографии пользовалась точка зрения известного ученого-экономиста Струмилина, который датировал начало промышленного переворота в России 1830- ми годами 19 века, или даже до 30-х годов; а его завершение относил к началу 1860-х годов.

Были и другие мнения.

Начало пром. переворота 1830-40-е годы – завершение в начале 1880-х годов.

В настоящее время хронологические рамки этого явления определяются так:

Начало: конец 1850-х – начало 1860-х годов; завершение 1890-е годы 19 века.

Ранняя трактовка о том, что пром. переворот начался в дореформенную эпоху, признается не слишком обоснованной. В 1-й половине 19 века начинается применение машин, особенно активно в хлопчатобумажной промышленности. Это вызвано было тем, что х/б промышленность была новой, и базировалась на наемной труде, а не на крепостном. А это очень важно. В тех отраслях, где применялся крепостной труд, в металлургии, рабочая сила стоила дешево, а машины тогда были дорогими. Поэтому владельцу предприятия при расширении производства проще было купить еще крестьян, чем приобретать машины. А у владельцев х/б предприятий такой возможности не было. В Англии в период кризиса в 1-й половине 19 века владельцы предприятий отказывались от применения машин и предпочитали нанимать рабочих. Дешевле было нанять рабочих. Кроме того, машины вели к росту производительности труда, а перед хлопчатой промышленностью был очень широкий рынок, большой спрос, это стимулировало применение там машин.

Но в целом в 1-й половине 19 века машинное производство в России носило спорадический характер, оно не определяло экономический облик, главным оставался ручной труд.

Кроме того, отнесению начала промышленного переворота к 1-й половине 19 века препятствует еще одно обстоятельство. Производство машин в России делало тогда только первые шаги. Но основная масса машин была привозной, импортного происхождения. Главным поставщиком машин являлась Англия. Поэтому для первой половины 19 века говорить о начале пром. переворота оснований нет.

А с конца 1850-х-начала 1860-х годов начинается процесс массового применения машин, который охватывает все более и более новые отрасли российской экономики.

Развивается и отечественное машиностроение.

Несмотря на развитие фабричного, машинного производства, оно не всегда вело к вытеснению мануфактурного производства. В текстильной промышленности мануфактура была вытеснена, а где-то сохранялась.

Несмотря на развитие крупного производства, сохраняло свои позиции и мелкое производство, которое давало к 1900 году не менее 40% продукции в стоимостном выражении от общего объема продукции. А это не мало. В этом особенность экономического развития России.

Мелкое производство было представлено ремесленным и кустарным. Официально считалось, что ремесленник это тот, кто производит продукцию на заказ конкретному клиенту. А кустарь просто производит. Ремесленное и кустарное производство часто демонстрировало весьма высокую способность адаптироваться к новым условиям, быстрее осваивали новую технику. В ювелирном деле, вышивке, плетении кружев. Этому способствовали традиции, вкусы потребителей. В России до революции было почти не развито фабричное производство готовой обуви, люди предпочитали шить обувь на заказ.

Большое влияние на экономическое развитие России оказывало развернувшееся с начала 1860-х годов бурное железнодорожное строительство.

Развитие сетей железных дорог толкало за собой развитие всех прочих отраслей промышленности, оно стало локомотивом отечественной промышленности. Почему? Железные дороги сами являлись крупнейшими потребителями промышленной продукции. По тогдашним расценкам на сооружение 1 версты железной дороги требовалось 100 тонн металла. Значит, автоматически требовалось развитие металлургической промышленности. Кроме того, железные дороги разрушали натуральную замкнутость отдельных регионов и втягивали во всероссийский хозяйственный оборот. А это приводило к росту спроса на промышленные изделия, а этот спрос приводил к росту промышленности. В дожелезнодорожный период проблема снабжения товарами была очень сложным делом. В 1850-х годах перевозка ржи (зерна) гужевым способом повышало стоимость зерна в 8-10 раз. Перевоз водным транспортом вёл к подорожанию товара в 2 раза. В Сибири проблема сообщения и перевозки товаров стояла чрезвычайно остро. Крестьяне в Сибири жили лучше, чем крестьяне по России, у них не было крепостного права. Но их зажиточность не имела денежного выражения. Они лучше питались, у них были добротные дома. Но денег у них было мало. Им некуда было сбывать свой товар. А железные дороги решали эту проблему. Они строились высокими темпами.

Железные дороги строили в основном частные акционерные общества, но при активном содействии со стороны государства.

Ещё в 1867 году был образован специальный Железнодорожный фонд, из этого Железнодорожного фонда оказывалась помощь Частному железнодорожному обществу. Поэтому в 1860-70-е годы в России появилась «железнодорожная горячка», общества росли как грибы, а их руководители получали огромные деньги. Среди предпринимателей появляются в этот период «железнодорожные короли». В собственности государства находилось лишь несколько процентов, остальное – в собственности частных акционерных обществ.

С начала 1880-х годов отношение государства к ж/д частным кампаниям меняется. Начинается процесс выкупа частных железных дорог в казну. Почему происходят такие перемены? Дело это было исключительно прибыльным. Но оно же и очень капиталоемкое. Для того чтобы построить дороги, отвечающие требованиям безопасности, чтобы потом эксплуатировать, нужны не просто большие деньги, а очень большие деньги, но среди обществ было много таких, которые не располагали необходимыми капиталами, они экономили на безопасности. Опыт русско-турецкой войны 1877-78 года высветил это неблагополучие, когда железные дороги использовались для перевозки войск на театр военных действий. Было много аварий, гибли люди. Необходимо было наводить порядок.

Частные ж/д кампании оказались плохими хозяевами. Виновато в этом было и государство в какой-то степени. Стремясь привлечь частный капитал в ж/д сектор, придавая ему огромное значение, государство создало слишком льготные условия для частных предпринимателей и переборщило. Государство гарантировало всем участникам 5% прибыли капитала под гарантии государства. И как бы они не вели дела, хорошо или плохо, им 5% в любом случае гарантировалось. Разориться они не могли в принципе, даже если они хозяйничают с убытком, и их расходы превышают доходы. Государство им гасило разницу, да еще и выплачивало 5% прибыли. Поэтому они вели довольно рискованную финансовую политику, не боясь разориться. Конкурируя между собой, они сверх всякой меры снижали плату за перевозку, устанавливали непомерно высокие оклады. Государству надоело платить их долги.

Переход железных дорог в собственность государства давал государству возможность регулировать развитие отрасли, железнодорожной системы.

С начала 1880-х годов начался выкуп частных ж/дорог государством. Производился он по завышенным ценам. К началу 1890-х годов в собственность государства перешло примерно 30% от общей железнодорожной сети. Выкуп завершился к 1900 году, когда в собственности государства оказалось 65-70%. Оставшаяся треть находилась в собственности частных железнодорожных обществ. Эти общества были крупные, они располагали достаточными средствами для того, чтобы нормально строить и эксплуатировать железные дороги. Над их деятельностью был установлен жесткий контроль со стороны государства.

В 1889 году был принят закон, в соответствии с которым тарифы на железнодорожные перевозки устанавливались государством, а не произвольно.

В 1880-е годы складывается промышленное районирование России.

В Центральном промышленном районе (Москва) в основном была сосредоточена лёгкая промышленность. Петербургский промышленный район – тяжёлая промышленность, машиностроение, судостроение. Прибалтика, Рижский район – тоже машиностроение. Царство Польское – текстильная промышленность.

Урал как центр металлургии потерял своё значение. Уральские предприниматели так и не смогли приспособиться к новым условиям хозяйствования без применения крепостного труда. Техника там была примитивной. Уральская металлургия работала на древесном угле, истребляли леса.

Металлургической базой с 1870-х годов становится Донецкий бассейн (Украина), там же добывается и уголь. Он оттесняет Урал на второй план.

С 1880-х годов появляется добыча нефти. Она росла высокими темпами, она быстро превысила внутренние потребности и стала широко вывозиться заграницу. Тогда нефть применялась не так как сейчас. Сейчас нефть применяется как сырьё для производства топлива. А тогда её использовали для производства керосина и для освещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.