КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день в Беларуси остро стоит проблема финансирования инновационной деятельности, осуществляемой отечественными предприятиями
Анализ материалов национальной статистической отчетности, касающейся инновационной деятельности, позволяет сделать ряд выводов о существующей практике ее финансирования в Республике Беларусь. Главным источником финансирования инноваций в республике являются на сегодняшний день собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме финансирования составила в в 2005 г. — 77,87%, в 2006 г. — 74,06%, в 2007 г. — 67,9%, в 2008 г. — 61,27%, 2009 – 68,8, 2010 – 57,2% (таблица 1).
Таблица 1 – Структура финансирования технологических инноваций в промышленности Беларуси в разрезе отдельных источников
Средства государственного бюджета призваны обеспечивать решение крупномасштабных научно-технических проблем. Так, законодательством Республики Беларусь предусматривается возможность финансирования за счет средств государственного бюджета научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и других работ, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования этих работ, используются на финансовую поддержку инновационных проектов в части организации и проведения научных исследований и разработок, выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и на другие цели. Все финансируемые работы проходят обязательную экспертизу в установленном порядке. Удельный вес средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования инновационной деятельности составил в 2002 году 0,46 процента, в в 2005 году — 5,87, в 2006 году – 11,22, в 2007 году – 8,69, в 2008 году – 17,20, 2009 – 21,1, 2010 – 14,4 процента. Таким образом, несмотря на значительный рост соответствующей доли республиканского бюджета, имевший место в 2008 году, она по-прежнему остается невысокой. В последние годы возросла активность в финансировании создания и внедрения инноваций и работающие на территории республики иностранных инвесторов, удельный вес которых в финансовом обеспечении указанных процессов составил в 2010 году 25,5 процент. Белорусские банки выступают в качестве дополняющего звена финансирования инновационной деятельности. Они отчасти берут на себя риски по проектам, связанным с расширением, модернизацией действующих, экономически устойчивых производств, внедрением перспективных технологий. При этом, по данным соответствующей статистической отчетности, прочие источники финансирования, куда входят и банковские кредиты, в 2008 г. составили 14,83% от общей суммы средств, использованных на технологические инновации. В настоящее время основным источником инвестирования в инновации остаются собственные средства предприятий. Так, например, НПО «Интеграл» реализовало инновационный проект запущена линия по производству микросхем, имеющих минимальные размеры компонентов 0,35 мкм. До конца выхода на проектную мощность. НПО «Интеграл» вложит в проект 37 млн. EUR. Планируется, что треть от выпускаемого объема продукции будет поступать на внутренний рынок, треть в Россию, треть в страны дальнего зарубежья, в частности, Японию. Отечественные микросхемы могут применяться в различных отраслях: в изготовлении проездных, студенческих билетов, биометрических паспортов, в лесном хозяйстве. Сегодня наша страна приобретет подобную продукцию. Для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики необходимо порядка 300 млн. EUR. Так что вопрос стоит так: кому достанутся деньги — белорусским или иностранным (японским и китайским) компаниям. Другим примером того, как высокие технологии могут стабильно пополнять бюджет завода и страны, служит госпредприятие «ЛЭМТ», увеличившее объем экспортных контрактов в последние годы втрое – до 100 млн. USD. Еще одним примером является РУП «ПО «Беларуськалий», внедрившее в 2008 г. технологии Института общей и неорганической химии НАН Беларуси. Экономический эффект от внедрения технологий превысил 12 млрд. BYR. В то же время многие государственные предприятия сейчас нуждаются в реструктуризации и реорганизации, их финансовое положение остается сложным, основная часть затрат (60%) идет на оплату труда и только 4% − на приобретение оборудования. При этом импортируется техника, созданная на основе научно-технической информации как минимум 5–6-летней давности, что заведомо обрекает страну на технологическое отставание. Из-за недостаточной финансовой базы белорусские предприятия не могут покупать передовые патенты и лицензии, чтобы у себя наладить производство современного оборудования. Следовательно, государству необходимо стимулировать развитие собственной науки. В связи с этим в Беларуси в 2009 г. 2,217 трлн. BYR из республиканского бюджета направлены на дальнейшее развитие экономики и внедрение инновационных технологий. Из них 540 млрд. BYR планируется направить непосредственно на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. На расходы государственных инновационных фондов в 2009 г. было первоначально запланировано направить 2,689 трлн рублей. Однако реально многие программы пришлось урезать. Правительство предложило прекратить в 2009 г. реализацию 6 инвестиционных программ, а осуществление ряда других программ перенести на последующие годы. В таких условиях необходимо изыскание других источников финансирования инноваций. По мнению некоторых экономистов, таким источником могут стать мощные корпорации, способные обеспечить весь цикл – от разработки ноу-хау до его внедрения в производство. Такие корпорации успешно функционируют за рубежом, в том числе и в России. Так, например, в настоящее время Российская государственная корпорация РОСНАНО отобрала для экспертизы 5 проектов, предложенных НАН Беларуси. Интерес к успехам нашей науки со стороны коллег сулит определенные финансовые преимущества. Основная часть мощностей по выпуску высокотехнологичной продукции наверняка останется в России, но и Беларусь может получить часть заказов, а вместе с тем и солидные инвестиции. В этом убеждает финансовое состояние потенциального партнера. Научно-технический совет корпорации в 2007 г. получил из госбюджета стартовый капитал в размере 140 млрд. RUB и в 2009 г. выделит на утвержденные проекты порядка 40 млрд. RUB. Перспективность направления (возможность получения значительных конкурентных преимуществ) стимулирует финансирование изысканий. Госпрограммы развития нанотехнологий реализуют более 50 стран. Япония подобному проекту придала высший государственный приоритет. В США при президенте создан специальный комитет по изучению проблем в данной области (затраты ежегодно удваиваются). ЕС только в 2003–2006 гг. ассигновал 1,3 млрд. EUR. Ожидается, что к 2010 г. мировой рынок наноматериалов превысит 1 трлн. USD.
В целях усиления государственной поддержки инновационной деятельности в стране и для оказания финансовой поддержки при разработке и освоении принципиально новых видов продукции, высоких технологий постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 № 1739 был создан Белорусский инновационный фонд. Его средства могут быть получены предприятием любой формы собственности в случае выполнения им проекта, связанного с освоением и организацией серийного производства новой продукции. Предоставляемые средства формируются за счет: - бюджетных ассигнований; - добровольных взносов министерств, органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций, физических лиц; - вкладов иностранных фирм и организаций; - поступлений от уставной деятельности; - банковских процентов. Белорусский инновационный фонд призван содействовать созданию и развитию в республике новых высокотехнологичных производств, а также поддерживать инфраструктуру рынка технологий. К задачам указанного фонда относятся привлечение иностранных инвестиций и создание совместных производств в области наукоемкой продукции и новейших технологий. Кроме того, Белорусский инновационный фонд имеет право поддерживать информационное обеспечение инновационной деятельности, издавать каталоги, литературу, проводить выставки, конференции и другие научно-практические мероприятия, а также может создавать в установленном порядке филиалы и представительства, принимать долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры республиканского рынка технологий. Особенностью финансирования проектов за счет средств Белорусского инновационного фонда является его возвратный характер, то есть после освоения и выпуска серийной продукции субъект хозяйствования должен возвратить фонду полученные ранее средства. Средства фонда выделяются заявителю инновационного проекта на принципах долевого (до 50 процентов общей стоимости проекта) финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок. Другими направлениями деятельности Белорусского инновационного фонда являются промышленное освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), изобретений, создание или содействие созданию новых высокотехнологичных производств, выставочное, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности. Деятельность инновационных фондов в 2008 г. была направлена на обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, разрабатывающих и производящих в Республике Беларусь наукоемкую инновационную продукцию. В 2008 г. Белинфондом проводились работы по 33 проектам, из них в стадии выполнения НИОК(Т)Р и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции – 10. В настоящее время значительно возрастает роль отраслевых инновационных фондов в реализации инновационного пути развития страны. Их объем в 2008 г. составил свыше 2,2 трлн руб. Инновационные фонды сформировали 26 республиканских органов государственного управления, в их создании участвовали 7302 организаций, из них 5549 – негосударственной формы собственности. В 2008 г. объем средств инновационных фондов, направленных на финансирование НИОК(Т)Р и работы по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, составил 219,4 млрд руб. Следует отметить, что объем инновационных фондов, направляемый на финансирование НИОК(Т)Р, увеличился за период 2005-2008 гг. почти в два раза (с 118,8 млрд руб. в 2005 г. до 219,4 млрд руб. в 2008 г.). Анализ структуры расходов отраслевых инновационных фондов по направлениям использования показывает, что она не в полной мере соответствует целям и задачам фондов. Назначение средств инновационных фондов состоит в том, чтобы они использовались для технического обновления производства, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения инноваций, модернизации производств, а также для оплаты труда тех, кто внедряет научные разработки. Однако в 2008 г. доля средств инновационных фондов затраченных на создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, составила всего 2,5% (49,6 млрд руб.), тогда как на иные цели, программы и мероприятия было потрачено 20,6% от общего объема средств (408,4 млрд руб.). Следует отметить, что в условиях белорусской экономики сдерживающим фактором инвестирования в инновации остаются высокие риски. Эту проблему можно смягчить с помощью механизма венчурного финансирования проектов. В нашей стране имеются предпосылки для развития венчурной деятельности. В соответствии с постановлением Совмина от 20.09.2008. № 1376 в 2009–2010 г.г. планируется разработка двух проектов указов Президента, касающихся деятельности венчурных компаний. В случае принятия этих указов будет заложена нормативно-правовая база для развития венчурного финансирования в нашей стране. Следует обратить внимание на то, что в 2008 г. 1106 субъекта хозяйствования из числа представивших в Министерство статистики и анализа данные по форме № 1-инновация определили недостаток собственных средств как основной фактор, препятствующий инновациям, 626 – как значительный. Одним из вариантов решения данной проблемы является скорейшее создание в республике элементов инновационной инфраструктуры, целевым образом ориентированных на оказание финансовой поддержки инновационно активным организациям. В роли такого рода элементов могут выступить специализированный Белорусский инновационный банк, а также венчурные фонды. Будет более активно использоваться возможности Белорусского инновационного фонда по созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, развития инновационной деятельности и эффективного функционирования организаций различных форм собственности, производящих наукоемкую высокотехнологичную продукцию. Развитие деятельности Белорусского инновационного фонда за предыдущий период дальнейшее его планируется по следующим направлениям: расширение его функций и полномочий в части повышения уровня самостоятельности в управлении (например, реорганизация Белорусского инновационного фонда в акционерное общество с преимущественной долей государства); внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 ”О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 79, 1/9570), предусматривающих наделение Белорусского инновационного фонда дополнительной функцией по созданию венчурных фондов; принятие Указа Президента Республики Беларусь “О некоторых мерах по содействию изобретательской деятельности и коммерциализации перспективных научно-технических разработок”, предусматривающего внедрение новых инструментов государственной поддержки изобретательства и малого инновационного предпринимательства инновационных ваучеров и целевых грантов патентообладателям для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики. В целом на выполнение заданий Государственной программы направлено 23 453 697,01 млн. рублей,в том числесобственных средств организаций –6 715 820,26 млн. рублей, кредитов банков Республики Беларусь – 7 256 941,42 млн. рублей, иностранных инвестиций – 3 256 254,46 млн. рублей, средств республиканского бюджета – 5 404 294,99 млн. рублей (из них средств инновационных фондов – 1 603 763,04 млн. рублей), средств местных бюджетов – 618 578,10 млн. рублей, средств других источников – 198 886,78 млн. рублей, средств из бюджета Союзного государства – 2 921,00 млн. рублей.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |