Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт формирования инновационной инфраструктуры в постиндустриальных странах

Научно-технические парки и их роль в формировании инновационной экономики

Центральное место в системе коммерциализации исследований и разработок занимают технологические парки - научно-производственные комплексы, оказывающие помощь предпринимателям в организации малых инновационных предприятий и создании условий для их деятельности, обеспечении финансовой, материально-технической поддержки, гарантий под кредиты, предоставлении консалтинговых и информационных услуг.

Среди главных целей деятельности научно-технических парков можно выделить следующие:

формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов.

формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.

Существует несколько организационных форм, в которых успешно функционируют научн-технические парки. Университет или НИИ могут быть единственным учредителем технопарка. Более часто встречается вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм правления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:

вуз - передача технологий, земля, оборотный капитал;

местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;

риэлторские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;

банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;

промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.

Практика свидетельствует, что наилучшей формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка.

Для полного становления технопарка требуется более 5 лет, расходы на его создание - около 20 млн долл. США. Основными источниками финансирования технопарка являются:

вклады учредителей и спонсоров; комерческие кредиты;

продажа доли в капитале парка;

гранты, субсидии;

реинвестиция прибыли;

средства, полученные от продажи зданий, построенных парком.

В настоящее время в мире создано около 500 технопарков: 160 - в США (что составляет 1/3 всех технопарков), в странах Центральной и Восточной Европы - 103.

«Ядром» технопарка является инкубатор бизнеса и зрелые редприятия, «оболочкой» - различные сервисные фирмы.

Инкубаторы малого бизнеса создаются в виде технологических и инкубационных центров для предоставления консультационных, информационных и технико-экономических услуг (в области маркетинга, менеджмента, инвестиционной деятельности) с целью создания новых предприятий на основе промышленной реализации новых научных разработок и рассматриваются как основа будущих технопарков. Инкубаторы предоставляют малым венчурным фирмам научное оборудование, помещения, сервисные службы коллективного пользования. Предприятие, ставшее работоспособным, выводится из структуры инкубатора для продолжения самостоятельной работы.

Представляет особый интерес создание инкубаторов в Израиле. Они появились в стране в 1991 г. и имели главной задачей оказание помощи малому инновационному бизнесу в функционировании на начальной стадии с минимальными издержками: использование знаний и опыта ученых и специалистов в укреплении, совершенствовании технологической и индустриальной инфраструктуры страны, а также оказание помощи в их интеграции в научно-техническую сферу. При этом основное внимание сосредотачивается на самой ранней стадии разработки проекта, сопряженной с наибольшим риском.

На базе научных центров и технопарков создаются технополисы - научно-производственные структуры, охватывающие территорию отдельного города или его части, деятельность которых целенаправленно ориентирована на интенсификацию научных исследований, развитие наукоемких и энергосберегающих производств, совершенствование промышленной

инфраструктуры, что предусматривает, в свою очередь, ряд мер налогового и кредитного стимулирования.

Технополис имеет в своей структуре научно-исследовательские учреждения, университеты и научно-производственные комплексы, организующие разработку и выпуск конкурентоспособной продукции, инновационные фирмы, учреждения производственного и бытового сервиса, начиная от банков и страховых компаний до театров и стадионов.

Первые технополисы возникли в Японии и США на базе известных университетов и инженерных колледжей.

Системными элементами инновационной инфраструктуры, поддерживающими развитие инновационного предпринимательства, являются:

инновационные сети, создаваемые с целью содействия развитию инновационной деятельности в национальной и региональной экономике (общеевропейская сеть инновационных центров NICE -Networks of Innovation Centres in Europe, Ассоциация технологических и инкубационных центров Германии -ADT);

специализированные фирмы:

консалтинговые центры (оказание консультационных услуг в организационно-экономическом и правовом аспекте деятельности предприятия);

инжиниринговые группы (предоставление комплекса услуг по оптимизации инвестиционных ресурсов при разработке и реализации проекта);

лизинговые компании (приобретение у изготовителя оборудования для последующей сдачи его пользователю в аренду на определенных условиях); консультативно-экспертные группы (предоставление услуг по проверке новизны и качественного уровня научно-исследовательских, инновационных проектов и программ);

информационные компании (рекламно-издательские центры, средства массовой информации, являющиеся информационной базой обеспечения возможности для инвестиционной деятельности);

патентно-лицензионные фонды (обеспечение доступа к результатам научных исследований и конструкторско-технологическим разработкам, фиксируя их патентами и вынося на рынок инноваций);

центры маркетинговых исследований (осуществление маркетинговых функций исследования рынка и рекламно-информационной деятельности). Многообразие элементов инновационной инфраструктуры вызвано большим количеством функций, выполнение которых необходимо для обеспечения эффективного развития инновационной деятельности.

 

 

Содействие развитию инновационной инфраструктуры в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

 

Цель – максимальное использование возможностей субъектов инфраструктуры в создании инновационной экономики, производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

Задачи – обеспечение благоприятных условий для развития существующих и создания новых субъектов инновационной инфраструктуры согласно приложению 2.

Механизмы реализации:

организационно-структурное развитие инновационной инфраструктуры;

развитие материально-технической и финансовой базы;

укрепление и развитие кадрового потенциала;

организация взаимодействия с государственными органами, некоммерческими объединениями и международными организациями;

развитие международного сотрудничества и внедрение достижений передового мирового опыта поддержки предпринимательства.

В целях активизации процесса создания новых и развития существующих субъектов инновационной инфраструктуры планируется:

дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего вопросы деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, арендных отношений субъектов и предприятий-резидентов;

предоставление права субъектам инновационной инфраструктуры сдавать площади в аренду нерезидентам при условии, что они обеспечивают деятельность резидентов, а также малым инновационным предприятиям по гибким арендным ставкам;

создание новых и развитие существующих субъектов инновационной инфраструктуры, в формировании которых активное участие принимает государство и результатом деятельности которых является создание благоприятной среды для бизнес–сообщества, осуществляющего деятельность в инновационной сфере;

активизация процесса образования крупных корпораций в наукоемких высокотехнологичных направлениях и вовлечение в их технологическое и экономическое пространство малых и средних предприятий;

создание Республиканской ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры;

предоставление возможности учреждениям образования, научным учреждениям создавать субъекты инновационной инфраструктуры любой организационно-правовой формы.

Укрепление и развитие кадрового потенциала субъектов инновационной инфраструктуры предусматривает:

определение перспективной потребности в квалифицированных специалистах;

текущее и перспективное планирование повышения квалификации и переподготовки персонала;

разработка и реализация специализированных образовательных программ в сфере проектного менеджмента, маркетинга инноваций, трансфера технологий и коммерциализации интеллектуальной собственности;

внедрение процедуры аттестации руководителей субъектов инновационной инфраструктуры в целях привлечения квалифицированных команд управленцев для работы в технопарках.

Механизм реализации государственной политики в сфере развития инновационной инфраструктуры включает:

предоставление государственной поддержки, в том числе финансовой, консультационной и информационно-правовой, обучение персонала, организационное содействие в подготовке и проведении рекламно-информационных мероприятий, семинаров, выставок, презентаций, конференций, контактно-кооперационных бирж, инновационных ярмарок и конкурсов инновационных идей и проектов;

реализацию программ и проектов международной технической помощи.

Для координации деятельности действующих создаваемых субъектов инновационной инфраструктуры, решения вопросов развития инновационной инфраструктуры планируется создание специализированного общественного объединения – Ассоциации субъектов инновационной инфраструктуры.

Одним из направлений развития НИС является активизация формирования технопарков. Инициаторами их создания должны выступать Правительство Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, заинтересованные белорусские и иностранные организации. Технопаркам необходимо предоставить льготный режим работы по всем направлениям, включая лицензирование.

Структура технопарка на уровне областного центра может включать инновационный центр, индустриальную зону, центр трансфера и коммерциализации технологий.

В 2011 – 2015 годах планируется развитие и создание новых технопарков во всех областных центрах и г.Минске. К числу наиболее значимых создаваемых технопарков можно отнести технологический парк “Полесье”, основным направлением деятельности которого будет развитие биотехнологий. Минским горисполкомом принято решение о создании технопарка г.Минска на площадях ОАО “Радиан”. Планируется развитие многофункционального технопарка Минской области в Смолевичском районе.

Ответственными за реализацию проектов по развитию инновационной инфраструктуры являются:

“Создание коммунального производственного унитарного предприятия “Научно-технологический парк Гродно” – Гродненский облисполком (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие материально-технической базы ЗАО “Брестский научно-технологический парк” – Брестский облисполком (завершение проекта – 2015 год);

“Реконструкция изолированных помещений под административно-производственный комплекс коммунального унитарного предприятия “Гомельский научно-технологический парк” – Гомельский облисполком (завершение проекта – 2011 год);

“Создание и развитие Минского областного технопарка, КПТУП “Минский областной технопарк” – Минский облисполком (завершение проекта – 2014 год);

“Создание регионального технопарка в г.Минске” – Минский горисполком (завершение проекта – 2015 год).

“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета”, УО “Полоцкий государственный университет” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета”, УО “Витебский государственный технологический университет” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие субъекта инновационной инфраструктуры “Международный инновационный экологический парк “Волма”, УО “Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год);

“Организация деятельности и развитие Республиканского инновационного унитарного предприятия “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник”, БНТУ, РИУП “Научно-технологический парк БНТУ “Политехник” – Минобразование (завершение проекта – 2015 год).

В регионах следует создавать технопарковые структуры, ориентированные на комплексную поддержку малых инновационных предприятий. К 2015 году планируется размещение в действующих и создаваемых технопарках не менее 300 предприятий-резидентов, создание не менее 1500 дополнительных рабочих мест. Выручка от реализации продукции предприятий-резидентов составит около 870 млрд. рублей в год.

Планируется также формирование крупных объединений – холдингов:

в промышленном производстве – ОАО “БелАЗ” (карьерная и дорожно-строительная техника), ПО “БелавтоМаз” (автомобилестроение), ОАО “Минский моторный завод” (дизелестроение), ОАО “Управляющая компания холдинга “Горизонт” (бытовая техника), “БелОМО” (оптическая электроника), ОАО “Амкодор” (дорожно-строительная, сельскохозяйственная, лесная и специальная техника), межотраслевой производственный холдинг по производству наземного подвижного состава городского и пригородного электротранспорта и транспорта с электроприводом на базе ОАО “Белкоммунмаш”

масложирового, ликеро-водочного холдинга, холдинговой компании “Белорусский сахар”,

холдинговой компании “Белорусский цемент”, металлургического холдинга (на базе ПО “БМЗ” и ПО “Белвтормет”),

ювелирного холдинга (на базе ОАО “Гомельское ПО “Кристалл”, ОАО “Белювелирторг”, ЗАО “Белгран”).

Особое внимание будет уделено развитию венчурного финансирования инновационных проектов, в том числе за счет частных средств. Для этого необходимо:

осуществить выпуск облигаций с высокой долей доходности, предусматривающих предоставление соответствующих государственных гарантий, в целях реализации венчурных проектов.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Министр экономики, Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси, Национальный банк.

 

Повышение эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью в рамках государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

 

Цель – повышение “инновационности” экономики Республики Беларусь, насыщение рынка научно-технической продукцией.

Основная задача – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование “электронного правительства”, перевод в электронную форму большинства услуг, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в инновационной сфере, дальнейшее формирование вертикальных и горизонтальных структур системы управления научно-технической и инновационной деятельностью.

Механизмы реализации:

формирование специального Инновационного банка, работающего в особом правовом режиме (срок – 2012 год);

дальнейшее формирование в системе НАН Беларуси научно-практических и научно-технологических центров;

создание общественно-консультативного совета при ГКНТ с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, инновационной инфраструктуры и их объединений (срок – второе полугодие 2011 г.);

формирование структурных подразделений в органах государственного управления, облисполкомах и Минском горисполкоме, горрайисполкомах, непосредственно отвечающих за инновационное развитие видов экономической деятельности и регионов (срок – второе полугодие 2011 г.);

создание республиканских, отраслевых и региональных организаций и подразделений по коммерциализации интеллектуальной собственности (срок – второе полугодие 2011 г. – первое полугодие 2012 г.);

введение должностей официальных представителей ГКНТ и НАН Беларуси в посольствах Республики Беларусь (срок – второе полугодие 2011 г.);

образование венчурных фондов (срок – 2012 год);

создание новых конструкторско-технологических, проектных организаций и опытных производств отраслевой и заводской науки, инженерно-технических центров, филиалов университетских кафедр на предприятиях, отраслевых лабораторий в университетах и академических институтах, организация совместных научно-производственных центров (ежегодно);

создание сети крупных инжиниринговых компаний (ежегодно);

создание отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп, государственных объединений и других), передача им функций хозяйственного управления от государственных органов (ежегодно).

Совершенствование системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности

Цель – повышение эффективности исследований и разработок, обеспечение государственной поддержки и освоения в производстве экспортоориентированной научно-технической продукции, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, привлечение иностранных инвестиций.

Основная задача – создание целостной системы бюджетных, внебюджетных, венчурных и других финансовых источников, улучшение их координации для устранения разрывов в цепи “наука – технология – производство – рынок” и развития инновационного капитала.

Механизмы реализации:

увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 – 2,9 процента к ВВП в 2015 году, из них за счет бюджетных источников не менее чем до 1,2 – 1,35 процента к ВВП;

ориентация бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инвестиционной политики на создание благоприятных условий для формирования и функционирования системы государственно-частного партнерства при финансировании научной, научно-технической и инновационной деятельности;

создание многовекторной системы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием новых финансовых механизмов (фондовых, кредитных, страховых, венчурных) (срок – второе полугодие 2011 г.– второе полугодие 2012 г.);

создание правовых основ для функционирования вне рамок банковского сектора специализированной финансовой организации, основной целью которой является финансирование государственных программ и мероприятий (срок – 2012 год);

разработка порядка финансирования государственных программ и мероприятий за счет кредитов банков, обеспечивающего привлечение банков к их финансированию на конкурсной и добровольной основе (срок – 2012 год);

разработка эффективной системы страхования инновационных рисков для выполнения НИОК(Т)Р и инновационных проектов на основе создания специализированных страховых организаций или резервирование в бюджете (срок – второе полугодие 2011 г. – второе полугодие 2012 г.);

расширение практики проведения государственной научной и научно-технической экспертизы с привлечением зарубежных специалистов для обеспечения реализации научно-технических и инновационных разработок (срок – второе полугодие 2012 г.).

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Министр экономики, Министр финансов, руководители органов государственного управления, председатели облисполкомов и Минского горисполкома.

 

1. Формы государственной поддержки инновационного бизнеса

Активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и развитие национальной экономики инновационного типа являются ключевыми условиями повышения уровня и качества жизни населения, конкурентоспособности страны на мировой арене, обеспечения экономического роста, а также национальной безопасности страны.

В период спада инновационной активности национальная экономика и национальный производитель теряют позиции на внешнем и внутреннем рынках, нарастает инвестиционный и технологический кризисы, сокращаются доходы и поступления в бюджет. С увеличением коммерциализации научно-технических нововведений начинается инвестиционное оживление как предпосылка преодоления кризиса и перехода к фазе экономического подъема. Такой циклический механизм взаимосвязи науки, инноваций, техники и экономического развития подтверждается опытом многих стран.

Мировой опыт показывает, что предпринимательство во всех странах формируется и развивается при действенном государственном участии. Существует многообразие механизмов, с помощью которых государство участвует в создании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализации результатов исследовательской деятельности, предполагающей их«материализацию» в новые виды продукции и технологий и практическое использование, обеспечивающее прибыль. В обобщенном виде применяемые инструменты можно разделить на три большие группы (11).

Во-первых, это прямое финансовое участие государства в виде финансирования определенных проектов или организаций.

Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором в научно-инновационной сфере.

В-третьих, это финансирование создания элементов производственно-технологической инфраструктуры.

Наиболее интересен в данной сфере опыт таких развитых стран, как США, Канада, Франция, Великобритания, где, несмотря на национальные особенности, вопросы, связанные с инновациями, решаются при активном участии государства в формировании инновационной политики. Особое внимание, при этом, уделяется поддержке малого инновационного предпринимательства.

Самый мощный научный и технический потенциал в мире имеют США, вкладывающие в это огромные средства.Правительство США прибегает к различным программам государственного участия в развитии инновационного бизнеса.

Наиболее известной является программа SBIR (Small Business Innovation Research Program), функционирующая с 1982 г. до настоящего времени. Цель программы - обеспечить начальным капиталом бизнес и помочь ему участвовать в НИОКР, финансируемых правительством. Государство, вкладывая средства в высокорисковые проекты, выступает в данном случае как своего рода венчурный капиталист. Финансовый вклад в программу должны вносить федеральные ведомства, чей бюджет на НИОКР превышает 100 млн. долл. США в год ( 11 ). При этом каждое ведомство имеет свои научные приоритеты, выделяя в соответствии с ними средства в рамках SBIR. Программа состоит из трех этапов.

На первом этапе в течение полугода малые фирмы-заявители должны показать возможность предлагаемой ими инновации удовлетворить заранее объявленные потребности федерального ведомства. Финансирование при этом не превышает 100 тыс. долл. США.

На втором этапе, длящемся 2-3 года, малое предприятие должно создать прототип изделия. На эти цели выделяется финансирование, равное 750 тыс. долл. США.

На третьем этапе происходит коммерциализация продукта, и государство финансирования не предоставляет. Практика показала, что компаниям требуется в среднем 5-9 лет для того, чтобы развить проект от концепции до коммерческого продукта.

Через четыре года после прекращения финансирования по второму этапу программы около 12% поддержанных фирм оказываются в состоянии коммерциализировать результаты своих НИОКР.

С 1992 г. в США также действует программа поддержки совместных исследований государственных организаций и субъектов малого бизнеса STTR (Small Business Technology Transfer). Целью программы является расширение финансовых возможностей частных предприятий для создания конкурентоспособных товаров на базе новейших технологий, а также формирование условий, благоприятных для продвижения на рынок разработанных университетами и федеральными научными центрами продуктов с использованием коммерческого опыта предприятий малого бизнеса.

Финансовая поддержка предоставляется предприятиям малого бизнеса только для осуществления ими совместных с университетами и федеральными научными центрами исследований и разработок. Вклад со стороны научной организации при этом должен составлять не менее 30%, а малого предприятия - не менее 40%.

Исследовательской организацией и малым предприятием заключается взаимосоглашение о распределении между ними совместно создаваемой интеллектуальной собственности.

По условиям программы малое предприятие должно иметь собственный капитал и не более 500 сотрудников, функционировать на территории США и иметь во главе американского гражданина.

Исследовательская организация также должна находиться в США. STTR также состоит из трех этапов.

На начальной стадии проводят исследование и анализ технических и коммерческих возможностей проекта. Финансирование составляет до 100 тыс. долл. США и длится не более одного года.

На втором этапе проводят исследования и более точно определяют коммерческий потенциал разработки. Финансирование до 500 тыс. долл. США рассчитано на срок не более двух лет ( 40 )..

Если результаты исследований и разработок таковы, что могут быть представлены на рынке для привлечения негосударственных источников финансирования, начинается третий этап, в течение которого финансовая поддержка со стороны программы не предполагается.

Для продолжения работ малые предприятия в последующем должны самостоятельно искать финансовые ресурсы в частном секторе экономики.

В настоящее время в США также действует закон о государственном финансировании исследований и разработок малых фирм, в соответствии с которым федеральные министерства и ведомства должны ежегодно перечислять малым предприятиям средства из своего бюджета на проведение исследований при строго целевом их назначении.

В Канаде ведущую роль в развитии инновационного бизнеса играют государственные программы: ( 40 ).

помощи малым и средним предприятиям, предоставляемой Национальным советом по исследованиям и способствующей коммерческому освоению передовых технологий в сфере промышленности;

создания центров совершенствования и новаторства в области техники и технологии (основные задачи: повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований в важных для экономики Канады отраслях, подготовка научных и инженерных кадров мирового класса в решающих для будущей конкурентоспособности областях технологии, координация и интеграция усилий научных и учебных центров, частного сектора);

создания центров разработки, передачи и распространения технологии на базе частных неприбыльных организаций.

Главной является инициированная правительством программа содействия промышленным исследованиям IRAP (Industrial Research Assistance Program), в рамках которой реализуется стратегия стимулирования малых инновационных предприятий. Она предполагает возмещение до 50% затрат на исследования и разработки малым предприятиям, осуществляющим исследования в рамках государственных приоритетов (информационные технологии, биотехнологии, промышленные материалы). В год на реализацию программы выделяется 150 млн. долл. США, и каждый проект длится в среднем 5 лет.

IRAP обеспечивает стратегический доступ малых предприятий к информации, финансовым и техническим ресурсам с целью коммерциализации результатов своих разработок.

Одной из наиболее известных инициатив по поддержке малого бизнеса, функционирующей во Франции с 1979 г., является Национальное агентство по повышению инновационной привлекательности научных исследований ANVAR (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche).

Агентство имеет статус независимого концерна с миссией, определяемой правительством и финансируемой за счет бюджетных средств. Ежегодный бюджет ANVAR составляет 215 млн. евро ( 40 ). Оно оказывает финансовую поддержку инновационным предприятиям в двух формах:

беспроцентный заем на срок до 5-6 лет, подлежащий возврату в случае успешного выполнения проекта и покрывающий до 50% общих затрат, связанных с этим;

предоставление грантов на сумму до 38 000 евро. Финансирование может быть использовано для подготовки и завершения

инновационных программ, создания инновационных компаний, повышения технологического уровня малых и средних предприятий, а также для стимулирования участия малых и средних предприятий в европейских проектах технологического сотрудничества.

В Швеции поддержка малых технологичных фирм осуществляется через Шведский Фонд промышленного развития IDF (Swedish Industrial Development Fund), задачей которого является кредитование и прямое инвестирование малых фирм, продукция которых относится к приоритетным областям технологического развития, а также которые имеют численность сотрудников до 250 человек и оборот до 400 млн шведских крон. Предпосылкой для получения кредита является наличие у проекта хорошей коммерческой перспективы и высокого уровня менеджмента. Кредит IDF может покрыть до 50% полной стоимости проекта, а процентная ставка кредита оценивается на рыночной основе. Эффективный инновационный процесс возможен только при наличии связей между ключевыми его участниками - научными организациями, вузами, малыми фирмами и промышленностью в целом.

В Гонконге правительством реализуется Программа поддержки инноваций и технологий ITSP (The Innovation and Technology Support Programme), целью которой является оказание поддержки в реализации НИОКР, направленных на инновационную и технологическую реструктуризацию промышленности. Оценка и принятие решения о финансировании проектов исследований и разработок производится по следующим критериям:

проекты должны вносить вклад в инновационную и технологическую реструктуризацию промышленности страны;

результаты проекта должны быть применимы не только в отдельно

взятой компании, но также в отраслях промышленности;

проект должен обладать очевидными технологическими достоинствами. Еще одна программа подобного рода - Программа сотрудничества

университетов с промышленностью UICP (The University-Industry Collaboration Programme), финансирующая проекты НИОКР, проводимые частными компаниями в сотрудничестве с университетами. При этом финансирование со стороны государства является паритетным, и одновременно частный сектор получает возможность использовать знания и ресурсы университетов.

Из государственных средств покрывается до 50% затрат, включая заработную плату исследователей, оборудование и прочие расходы по проекту ( 11 ). Остальные 50% вносятся частной компанией-участником. По окончанию проекта права интеллектуальной собственности на полученные результаты переходят к частной компании, которая для участия в программе должна самостоятельно договориться с университетом о проведении совместных исследований, о деталях проекта и итоговых результатах. Во многих странах мира органы власти активно вовлечены в стимулирование

инновационной деятельности. Мировой опыт свидетельствует, что инновационный бизнес, как и инновационная активность предприятий, не может развиваться без государственного участия и поддержки в этой сфере.

2 Стимулирование развития венчурного финансирования инновационной деятельности

В ряде зарубежных стран государство не только создает соответствующую правовую среду для стимулирования венчурных инвестиций в высокотехнологической сфере, но и принимает непосредственное участие в разнообразных схемах финансирования развития венчурного бизнеса, представляющего собой взаимодействие двух предпринимателей - одного с капиталом, а другого с идеей и энергией для реализации определенной научной, технологической или научно-технической идеи и получения прибыли ( 8 ). При этом государство выступает наравне с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций.

Государственное присутствие в структурах венчурного финансирования как особой формы высокорискового предоставления средств, заключающейся в прямых долгосрочных инвестициях в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний, предопределяет приоритеты ориентированные на разработку и производство наукоемких продуктов. При этом государственные гарантии в получении прибыли от прироста стоимости вложенных средств выражается в делегировании представителя государства в советы директоров или консультативные советы.

Мировой рынок венчурного капитала постоянно развивается и совершенствуется. Однако нельзя недоучитывать того, что развитие венчурного бизнеса возможно только в благоприятной среде, которую создает совокупность политических, экономических, социальных и психологических факторов (табл. 1.1).

В США, на долю которых приходится более 3/4 мирового объема венчурного капитала, правительство участвует в поддержке венчурного бизнеса опосредованно, через предоставление финансирования малым фирмам, а основными инвесторами в венчурной индустрии являются пенсионные фонды (37,47% всех средств), банки и страховые компании (21,77%), фонды (19,72%), частные лица и семьи (11,03%>) и корпорации (3,46%о) ( 11 ).

В Европе соотношение между основными инвесторами отличается от американского значительным преобладанием государственных инвестиций.

С точки зрения прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса в последнее время наблюдаются следующие тенденции:

усиление прямого государственного участия в развитии венчурного бизнеса, особенно в тех странах, которые в начале 1990-х гг. заметно отставали от стран-лидеров (например, Германия, Израиль, Финляндия);

создание при государственном участии инфраструктуры для стимулирования развития венчурного финансирования;• финансирование наиболее успешных венчурных программ правительством, но управление ими со стороны профессионалов из частного сектора.

Формирование венчурной индустрии в Финляндии начиналось исключительно за счет государственных средств ( 11 ). Главным финансовым учреждением, финансирующим начальный бизнес в высокотехнологичной сфере, стал финский Национальный фонд исследований и развития - SITRA, который имеет статус независимого государственного фонда под эгидой парламента и управляется как фонд, а не как правительственное агентство.

SITRA является гибридной программой, в рамках которой осуществляется как прямое финансирование начинающих фирм (start-ups), так и вложения средств в региональные фонды поддержки технологических предприятий.

SITRA финансирует фирмы венчурным способом - в обмен на долю акций, от 15% до 40%, и на суммы от 200 тыс. евро до 2 млн. евро. Ежегодные инвестиции из этого фонда составляют приблизительно 50 млн. евро. При прохождении компаниями первого этапа становления в них начинают поступать частные средства.

В 2008 г. объем привлеченных частных венчурных инвестиций в высокотехнологичные компании составил около 1000 млн. евро. Таким образом, в суммарном объеме финансирования государственные средства составляют 10%, но роль государственной поддержки значительно выше. Государственное финансирование является не только катализатором привлечения внешних средств, но и направляется на приобретение технического опыта участниками венчурного бизнеса.

Больше десятилетия существует венчурная индустрия в Израиле.

В 1992 г. правительство страны под руководством Министерства промышленности и торговли сформировало фонд фондов, или инвестиционную компанию, под названием «Yozma» (в переводе означает «инициатива»).

Миссия фонда заключалась в создании рынка венчурного капитала в Израиле. Для оперативного управления фондом были назначены профессиональные венчурные финансисты с опытом работы в технологической промышленности, которые подчинялись совету директоров, представлявших государство ( 11 ).

Фонд был использован для капитализации 10 других венчурных фондов, каждый с капиталом 20 млн. долл. К формируемым фондам предъявлялось требование наличия американского или европейского партнера (для обучения израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда).В обмен фонд получал 8 млн. долл. из фондов «Yozma», что составляло 40% его бюджета. Остальные средства фонду необходимо было найти самостоятельно. В случае успеха партнеры могли выкупить долю государства за небольшие проценты (7% от прибыли на эту долю).

Программа «Yozma» оказалась очень успешной: 10 фондов были созданы в течение трех лет, и общие чистые инвестиции в них составили 256 млн. долл., из которых 80 млн. долл. было профинансировано «Yozma».

Впоследствии 8 из 10 фондов были выкуплены частными соучредителями, и сам Фонд фондов также приватизирован. Таким образом, благодаря временному использованию государственных средств Израиля было привлечено финансирование, в 50 раз превышающее объем государственных инвестиций, а число технологических компаний превысило 4000.

В Великобритании участие государства в венчурном финансировании осуществляется через основанный в 2000 г. Инновационный фонд высшего образования - HEIF (Higher Education Innovation Fund). HEIF выделяет финансирование для венчурных проектов с учетом региональных приоритетов. Заявка для получения финансирования из HEIF должна быть в форме бизнес-плана, где описаны мероприятия, которые будут проведены в рамках данного проекта, с четким определением всех показателей ожидаемых результатов. При этом должны быть проанализированы риски и непредвиденные обстоятельства, связанные с выполнением проекта. Заявка рассматривается группой экспертов, и решение принимается исходя из того, соответствует ли проект целям HEIF, региональным и национальным нуждам, можно ли привлечь ресурсы из других источников (частный сектор). Средства выделяются на срок три года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опыт формирования инновационной инфраструктуры в постиндустриальных странах | И инновационную сферу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.