Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенствование навыков устной речи. Монолог

Понятие о стилях речи. Функциональные стили речи.

Книжный язык -вторая функц-ая разновидность ЛЯ. Основные черты – письменная форма выражения и реализация преимущественно в форме монолога. Главное свойство КЯ – сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Поскольку КЯ обслуживает разные сферы жизни об-ва, он подразделяется на функциональные стили – такая разновидность КЯ, к-я свойственна определенной сфере чел-ой деят-ти и обладает определенным своеобразием в использовании яз-х средств.

Каждый ФС реализуется в речевых жанрах. Жанр – конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а также общностью, к-я обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю.

Научный стиль хар-ся отвлеченностью, строгой логикой изложения, большим числом специальных терминов, определенными особенностями синтаксиса. В нем исп-ся книжная, специальная, стилистически нейтральная лексика. Выделяются следующие жанры: статья, монография, диссертация, учебник, рецензия, обзор, аннотация и т.п.

Официально-деловой стиль отличается точностью формулировок, безличностью и сухостью изложения, высокой стандартностью, большим количеством уст.оборотов, клише. Жанры: закон, резолюция, нота, договор, инструкция, объявление, жалоба и т.п..

Публицистический стиль характерен прежде всего для средств массовой информации. Специф-ть состоит в сочетании двух ф-й языка: инфор-й и агит-й. Харак-ся исп-ем экспрессивно-оценочной лексики (наряду с нейтральной и общефункциональной), а также фразеологии. Жанры: передовая статья, доклад, очерк, репортаж, фельетон и т.п.

Существ-т еще язык худ-ой литературы. Для худ-й речи хар-но то, что здесь могут исп-ся все языковые средства: не только слова и выражения ЛЯ, но и элементы просторечия, жаргонов, тер-х диалектов.

 

Монологическая речь – процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.

Целью МР – либо информирование слушателей, либо пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определенным действиям.

Информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний. Осуществляя эту функцию, выступающий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации, а также познавательные возможности слушателей. Виды: сообщение, доклад. Отчет, выступление на собрании, митинге и т.д. при изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывая причинно-следственную взаимосвязь явлений.

В убеждающей речи на первом плане эмоциональный аспект, необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Виды: торжественная, поздравительная, поминальная, напутственная и т.д. речи. Выступая, следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения.

Побуждающая речь направлена в основном на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Виды: призыв к действиям, речь протеста, политическая речь и т.д. высказывания должны быть краткими и направленными на выявление вопросов: что необходимо сделать, почему это необходимо сделать, как это сделать.

Во всех видах выступления речевые средства выбираются в зависимости от предмета речи, слушателей и поставленной цели. При подготовке ИР следует сконцентрировать внимание на предмете изложения и увязать это с интересами слушателей и поставленной целью. При составлении плана убеждающей речи в первую очередь необходимо учитывать подготовленность слушателей, их жизненную ситуацию и отношение к теме выступления. При подготовке ПР основную роль играет поставленная цель.

Структура монолога. Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание к предмету изложения.

В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. В речи нередко используется такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации: посмотреть на проблему с другой стороны, оставить в стороне технический аспект предмета и рассмотреть его с экономических, социальных или иных позиций.

В заключении подводится итог выступления. Оно должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления».

Мастерство устного выступления. Искусство оратора заключается в способности выделять приемы красноречия и речевые тактики, анализировать их уместность и воссоздавать их в собственной речи с учетом эмоционально-волевых и умственных возможностей слушателей. Эффективность речи оратора в первую очередь определяется не ее искренностью, а совершенством освоенных им речевых тактик и навыков.

Причины, вызывающие скованность оратора:

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания.

2. Недооценка собственных возможностей.

3. Недостаток опыта.

4. Ошибочная оценка слушателей.

5. Воспоминания о провале.

Для управленческих работников сервиса различных уровней крайне важно овладеть основами устной монологической речи как наиболее сложной в системе устной речевой коммуникации. Наиболее крупные успехи в управленческой сфере и в деловом мире выпадают нередко на долю тех, кто вдобавок к своим профессиональным знаниям обладает способностью хорошо говорить, убеждать, склонять людей к своей точки зрения, рекламировать себя и свои идеи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о языке. Национальный язык и его разновидности | Совершенствование навыков устной речи. Диалог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.