Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенствование навыков письменной речи. Технология продуцирования письменной речи

Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

Характерной особенностью текста является самостоятельность. Она не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или в пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Часть текста может приобрести самостоятельность в определенных условиях и стать отдельным текстом.

Специфическим качеством текста, органически слитым с его самостоятельностью, является целенаправленность. В тексте реализуется определенная и единая в своей комплексности цель, и каждая его часть целенаправленна в составе целого.

Из первых двух характеристик вытекает третья – целостность текста, предполагающая единство содержания и речевой формы. Под целостностью внутренней формы предполагается внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста. Но текст обладает и целостностью внешней языково-речевой формы, под которой понимается оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц.

Три основных типа внутренних текстовых струк тур:

1. Предметно-логическую структуру имеют тексты научно-учебные, официально-деловые, общественно-деловые, информационно-аналитические.

2. «Плетеную» структуру используют обычно в публицистике.

3. Свободные образно-ассоциативные структуры характерны для художественных текстов и требуют творческой одаренности и мастерства.

Процесс речевого продуцирования предполагает знание и использование ряда взаимосвязанных факторов, категорий, понятий..

Создает текст автор. Чаще всего автор индивидуален, но он может быть коллективным и даже массовым. Автор приступает к созданию текста в том случае, когда складывается или имеется ситуация, которая вызывает необходимость осуществления этого процесса. Для того чтобы составить текст необходимо располагать соответствующим материалом: фактами, цифрами, аргументами и т.д. Текст создается для того, чтобы его воспринял адресат. Даже художественное произведение автор, иногда не имея полной уверенности, что оно будет опубликовано, все же адресует какой-то группе читателей. Поэтому автор должен достаточно четко представлять адресата данного текста и то, что и как он воспримет из текста и как текст может на него повлиять. Такие факторы, как цель, предмет, тема, проблема, жанр также влияют на речевое продуцирование.

Цели создания текста могут быть разные: внешние и внутренние, открытые и скрытые, осознанные и неосознанные, объективные и субъективные, ложные и истинные. Например, один поступает в институт, чтобы стать высокообразованным человеком и квалифицированным специалистом в своей области знаний, а другой – чтобы получить диплом и хорошую должность. Цели могут изменяться с течением времени. В начале обучения студента заботит только получение диплома, но, увлеченный специальными дисциплинами, он уже мечтает о своем совершенствовании в них и даже об аспирантуре. Под предметом в речевом продуцировании понимается некая целостная часть действительного мира, отраженного в речевом произведении. Это может быть человек или группа людей, материальный объект, явление, событие и пр. Под темой понимается то главное, о чем говорится в тексте, это и материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами текста, это и предмет, отраженный в определенном ракурсе и ставший поэтому содержанием текста. Проблема – это та мыслительная задача, которую автор должен решить в тексте. Проблеме нередко настолько тесно связана с темой, что разделить их бывает невозможно. В этом случае тема сама как бы становиться проблемой, и говориться о проблемной теме. Понятия предмета, темы и проблемы весьма взаимосвязаны. Если выделить проблему досуга, то речевое продуцирование может вестись с использованием следующих тем: спорт, туризм, телевизор, театр, летний от пуск и пр. Кроме того, понятие предмета, темы и проблемы конкретизируется в зависимости от жанрово-стилистической принадлежности текста. Под жанром в данном случае понимается коллективно выработанные в процессе коммуникативно-речевого опыта и развития типовые модели текста. Каждый жанр предполагает определенный физический объем текста, принципы отбора и расположения словесного материала и его стилистического оформления соответственно условиям и целям общения. Жанр может либо свободно избираться автором либо предписываться ему. Говоря о содержании, различают текстовое, затекстное и подтекстное. Затекстное содержание несут обычно научные и учебные тексты, значительная часть газетных информационных текстов, а также информационно-аналитические и официально-деловые тексты. Подтекстное содержание опирается на намек, о котором адресат может или доложен догадаться. В тексте может проявиться также подтекстное содержание, автором не предусмотренное, даже нежелательное (показывающие пробел в его культурном развитие или его неискренность в отношении собеседника). Затекстное и подтекстное содержание в одних случаях вполне различимо, а в других – сливается полностью. Например, в официально-деловом документе возможна аргументирующая ссылка на какое-то постановление по проблеме содержания текста. Если у автора нет другого намерения, кроме аргументирующего напоминания, то налицо затекстное содержание, но если автор намекает на предусмотренную постановлением ответственность за игнорирование данного документа, то налицо подтекстное содержание.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Речевые тактики | Совершенствование навыков письменной речи. Особенности составления официально-деловых текстов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.