КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показать на экране и дать пояснения требованиям программы дисциплины
Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, средств массовой информации. Важное значение приобретает формирование личности, способной к социализации, уважающей права и свободы граждан, обладающей высокой нравственностью. В связи с этим одним из приоритетных направлений и составных частей образовательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, осуществлением которого занимаются, в том числе и социальные педагоги. Проблема их подготовки к организации работы по формированию гражданственности и патриотизма у детей и подростков становится чрезвычайно актуальной. В определенной степени решению этой задачи способствует изучение спецкурса «Основы патриотического воспитания». Дисциплина является факультативным предметом обучения по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Она тесно увязывается с прохождением студентами курсов по истории Отечества, социальной педагогике, социальной работе и методике воспитательной работы. Её цель - изучение научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического воспитания, овладение умениями и навыками социально-педагогической и социальной работы с детьми и подростками по формированию качеств гражданина-патриота своей страны. Реализация цели предполагает решение следующих задач: - изучение и углубление теоретических основ патриотического воспитания молодежи; - изучение нормативно-правовых актов, связанных с организацией патриотического воспитания в образовательных учреждениях; - овладение методикой организации и проведения внеучебных форм обучения по патриотическому воспитанию учащихся и молодежи, а так же массовой патриотической работы; - выработка у студентов умений и навыков организации и проведения воспитательной работы патриотической направленности в должности социального педагога и социального работника; - формирование у студентов чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Подготовка студентов к социально-педагогической работе, в том числе по патриотическому воспитанию, должна опираться на активные методы обучения, ориентированные на решение конкретных проблем патриотического воспитания. Творческие и практические задания, используемые на занятиях, способствуют преобразованию полученных знаний в личностные установки, что позволяет преодолеть традиционную информативность занятий и мотивировать студентов к практическому взаимодействию с детьми. Так, например, при изучении темы «Сущность и содержание патриотизма» в рамках лекционного материала рассматривается ряд понятий, в числе которых: Традиции – специфические формы функционирования общественных отношений в виде устойчивых, повторяющихся, передающихся из поколения в поколение массовых норм, идей, принципов, действий, чувств, которые выражают ценностное отношение людей к основным видам материальной и духовной деятельности. Национальные традиции – исторически сложившиеся, устойчивые традиции, постоянно передающиеся и несущие определенные ценности социальной, трудовой, духовной, бытовой деятельности и физического воспитания конкретного народа. Родина – в этимологическом смысле восходит к слову «род»: род, родитель, родня, родник. От корня «род» произошло понятие «народ», обозначающее, в первую очередь, людей, связанных между собой родством по крови, месту жительства, по языку, территории обитания, традициям, обычаям. И по мере расширения этого круга людей разширяется и понятие народа, его родной земли. Под ней понимается уже не только хутор, аул, кишлак, поселок или городок, где человек появился на свет, но и более далекие места, вплоть до всей страны [2;25]. Родина – это и определенная политическая, социальная, культурная среда, в которой живут и взаимодействуют различные социальные, национальные группы. Отечество – понятие, которое включает: а) территорию, с которой связана история данного народа, различных национальностей; родная земля, где народ выступает как субъект, как творец истории; б) конкретную социально-этническую общность со своей культурой, языком, национальными традициями; в) определенный общественно-экономический и социально-политический строй, которым определяется тип отечества. И другие. (Показать на экране основные термины). На практических и семинарских занятиях студентам предлагается поразмышлять над вопросами и заданиями: Контрольная работа № 1. Региональные и этносоциальные аспекты патриотизма. 1. Регионализация как социальное явление. 2. Конфессиональные особенности Урала и патриотическое воспитание. 3. Традиционные культуры в контексте патриотизма. Контрольная работа № 2. Особенности военно-патриотического воспитания 1. Правовые основы военно-патриотического воспитания. 2. Организация военно-патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении. 3. Проведение поисковой военно-патриотической работы. Контрольная работа № 3. Организация системы патриотического воспитания. 1. Принципы построения педагогической системы патриотического воспитания. 2. Структурно-функциональная модель патриотического воспитания. 3. Эффективность и результативность функционирования системы патриотического воспитания. 4.Виды всестороннего обеспечения успешного функционирования системы патриотического воспитания. Контрольная работа № 4. Оценка результативности патриотического воспитания. 1. Система объективных критериев. 2. Алгоритм и методы проведения педагогического мониторинга патриотического воспитания. 3. Анализ результатов патриотического воспитания В конце изучения дисциплины предусматривается написание рефератов и сдача зачета в конце 2-го семестра обучения. Идея патриотизма во все времена занимала особое место в духовной жизни нашего общества. Содержание и идейная направленность патриотизма определяются духовной и нравственной атмосферой общества, его историческими корнями. Роль патриотизма особенно возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития страны сопровождаются различными катаклизмами (войны, нашествие, социальные конфликты, революционные потрясения и др.). Проблеме патриотизма и патриотического воспитания в отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание. Идеи К.Д. Ушинского, А.И. Радищева, В.Г. Белинского и др. внесли весомый вклад в развитие идеи патриотизма и патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание всегда было и остается актуальной проблемой, имеющей непреходящее значение для теории и практики педагогики. В зависимости от социально-экономического развития общества, политических и идеологических установок государственного строя страны изменяются цели, задачи, а соответственно содержание, формы и методы патриотического воспитания. В недалеком прошлом в Советском Союзе за 70 лет была создана уникальная система патриотического воспитания советских граждан, охватывая все возрастные группы людей. Патриотическое воспитание рассматривалось как важнейшая составляющая нравственного воспитания детей и молодежи. Оно было проникнуто идеями коммунистического воспитания в духе коммунистической морали, разновидностями его (идейно-нравственное воспитание, идейно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание и др.) находили широкое освещение в педагогических исследованиях. Россия в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия вступила в этап кардинальных социально-экономических преобразований, широкомасштабного рыночного реформирования, которое затронуло все сферы общественной жизни России, в том числе воспитание и патриотическое воспитание, в частности. В эти годы тема патриотического воспитания оказалась невостребованной, как у руководства страны, так и в педагогических исследованиях. Начиная с 90-х годов в поисках национальной идеи нашего государства, патриотическое воспитание становится одной из главных задач. Только за последние годы приняты важнейшие документы федерального, регионального и местного значений по патриотическому воспитанию граждан России. Значительное внимание государства к проблемам патриотического воспитания в последние годы вызвало бурный рост научных исследований, что проявляется, в частности, в возросшем количестве защищаемых диссертаций по данной тематике. Таким образом, патриотическое воспитание сегодня стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания. Однако эффективность патриотического воспитания граждан зависит от того, насколько отработаны содержание, формы и методы патриотического воспитания в различных государственных структурах, в том числе и в системе образования. Особая роль в образовании отводится социальным педагогам, ибо от того, как он будет подготовлен, зависит в большей степени патриотизм подрастающего поколения. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. В образовательных учреждениях одним из приоритетных направлений воспитательной работы должно стать гражданско-патриотическое воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Какой патриот современной России (качества патриота), чем он с ней связан? · Обладает патриотическим сознанием. · Привязан смыслами и ценностными корнями к своей малой родине, хотя может проживать далеко от неё. · Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков. · Обладает гражданской ответственностью. · Проявляет духовную твёрдость. · Отзывается на социальные проблемы окружающих. · Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками. · Ведёт активный образ жизни. · Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни: межличностным, семейным, национальным и т.д. Заботится об окружающей природе. · Осознанно трудится во славу России и исторически сложившейся цивилизации. · Обладает волей к достижению общественно значимых целей. · Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности. · Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними; · Отстаивает в различных формах и на различных уровнях, сообразно собственным возможностям, национальные интересы России. · Предотвращает, на уровне собственных возможностей, угрозы национальной безопасности России. · Формирует образ собственной жизнедеятельности во благо Отечества и своих ближних. · Обеспечивает в пространстве собственной жизнедеятельности духовную, ценностную самодостаточность.
Вопросы для контроля и самоконтроля:
· Каковы цели задачи курса «Основы патриотического воспитания»? · Как в общественном сознании понимается патриотизм? · Назовите основные задачи социального педагога (социального работника) по патриотическому воспитанию учащихся и молодежи? · Каков патриот современной России?
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |