Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Востояний, способный привести к столкновениям, смертельным




Как единого биологического вида. Но это и источник проти

Разнообразие цивилизаций – благо для человечества

Проблемы социодинамики культур.

Культура и цивилизация. Пространство культуры.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Культурные регулятивы (обычаи, стандарты и стереотипы культуры).

2. Религия как основание культуры, ее особый социокультурный институт, определяющий ценностную ориентацию индивида и общества.

3. Надприродный, надчеловеческий статус религии.

4. Мировые, надэтнические религии, их нравственные основания.

5. Религии Писания.

6. Различия философских представлений в монотеизме;

7. Пантеизма как философии о тождестве Бога и Природы

8. Нравственные доктрины христианства

9. Нравственные принципы ислама

10. Особенности нравственного совершенствования буддистов.

 

 

Практические задания

 

1. Если можете, обоснуйте тезис, имеет ли религия и наука общие корни, но разные инструменты для постижения мира.

2. В чем сущность, по Вашему мнению, эпатажного и афористичного лозунга, провозглашенного Ф.Ницше - «Бог умер!», почему на короткое время возникла иллюзия, что ее может восполнить наука и вера в могущество Разума.

 

Лекция №5

 

 

Ключевые понятия: понятие цивилизации и соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в истории социальной мысли. Генезис термина и понятия «цивилизация». Локальные культуры и цивилизации. Особенности понимания цивилизации Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Вебером, А,Тойнби, П.Сорокиным. Цивилизация как социокультурное образование и способ бытия человека.

Проблемы социокультурной динамики по П.Сорокину и А.Молю. Виды трансляции культуры. Культура как процесс. Идеи столкновения цивилизаций А. Тойнби и С.Хантингтона.Дихотомия Восток- Запад.

 

 

для homo sapiens.

Н.Н.Моисеев. Экологический кризис и цивилизационные конфликты//проблемы глобальной безопасности

М.РАН,1995, 126

 

Культурология изучает мир в контексте его культурного существования, т.е. со стороны того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она изучает системный объект - культуру как человеческое оформление существования. Культура включает в себя теоретический срез - построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез – показ реального процесса развития культуры.

Мы привыкли к выражениям: «Мир озабочен судьбой цивилизации». Об этом много говорят и пишут, но вопрос о трактовке определения цивилизации остается открытым для дальнейшего обсуждения.

Что же такое цивилизация, как она связана с культурой и сопровождающими ее социальными процессами, включающими в себя и материальную и духовную стороны общественной жизни, образуется ли с ее помощью органическое единство социального и культурного начал общественной жизни?

 

1.Если начать ab ovo, то следует обратиться к франко- и англоязычной литературе эпохи Просвещения, когда возникло и начало входить в употребление само слово «цивилизация». Истоки, видимо, исходят из распространенных тогда концепций общественного договора формирования гражданского (civilis) общества и государства. Такова позиция Фергюсона А, шотландского просветителя 18 века, согласно которому «цивилизация» есть «способ существования» человеческих сообществ после их выхода из примитивного первобытного состояния (в работе «Очерк истории гражданского общества», опубликованной в 1767 году).

Вильгельм фон Гумбольдт считал, что материальная, техно-экономическая сфера относится к культуре, а духовная – к цивилизации. Альфред Вебер рассматривал цивилизацию как технологическую и информационную сторону деятельности общества, а культура, с его точки зрения воплощается в религии, философии, нравственности, искусстве. Иначе говоря, цивилизация рассматривается как внешний мир человека, а культура как внутренний мир человека.

 

Существующая полисемантичность понятия «цивилизация» - следствие использования различных концептуальных схем, каждая из которых вносила свое в толкование термина. Обратимся к некоторым из них.

- Цивилизация как синоним культуры: цивилизация как степень развития культуры, как противостояние «варваризации».

- Цивилизация как степень развития личности и межкультурных отношений. Вольтер говорил о цивилизованном поведении как о хороших манерах и навыках самоконтроля. Но как явление цивилизация есть определенный этап в развитии культуры.

- Цивилизация как уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная, современная цивилизация и т.п.), или общество на определенном историческом этапе культуры.

 

- Цивилизация как степень общественного развития: Л.Морган («Древнее общество», 1874), позже Ф.Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности, государства»,1884) представляли как новый этап в развитии человечества, пришедший на смену первобытному варварству. Возникновение цивилизации Энгельс связывал с разделением труда, появлением обмена, товарного производства, классов, государства. Позже на основе его развился формационный подход, основанный на экономической основе общественной жизни, в марксистской литературе термин «Цивилизация» растворился в формационном подходе к истории. Методология формационного подхода основывается на развитии формаций как естественноисторического процесса, т.е. объективного и закономерного.

 

- Цивилизация как совокупность программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех или иных общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.

 

- Цивилизация – это материализованное человеком состояние области обитания общества - это отпечаток деятельности человека. Это все созданные объекты материального, интеллектуального и духовного характера- орудия труда, машины, здания, сооружения разного характера, продукция, образцы искусства, информация на любых носителях, это сам человек и общество. То есть «цивилизация»- определенное состояние процесса развития, а культура – сам процесс развития на определенно стадии. Культура создает свой отпечаток- цивилизацию.

- Цивилизация как некий функциональный подраздел культуры ( Яковенко, Пелипенко), Если культура представляет собой всю систему смыслов человеческого бытия, как идеальных, так и опредмеченных, то цивилизация связана имеено с предметным ресурсом культуры, «функциональных феноменов предметного тела культуры».

 

Разнообразие трактовок термина «цивилизация» говорит о том, что все они так или иначе связаны с культурой. Одним из принципиальных вопросов в трактовке «цивилизации» является ее соотношение с культурой, с материальными и духовными сторонами общественной жизни. Здесь крайними точками зрения являются признание единства цивилизации и культуры (культура и есть цивилизация) и их противопоставление, когда цивилизацию сводят к материально-технологической стороне общественной жизни, противостоящей духовной жизни.

Сопоставительная таблица признаков, разграничивающих понятия «культура» и «цивилизация» по Э.Азроянцу [79]

Культура Цивилизация
1.Первична, уникальна 1. Вторична, исторична
2. Это состояние (содержание) социума 2. Форма организации социума
3. Основа, на которой формируется цивилизация 3.Формируется на базе ряда культур
4.Всегда национальна и продолжительнее цивилизации во времени 4. Шире культуры в пространстве, поскольку интернациональна.
1. Доминирующий акцент- идеальное Исторический вектор оценок – регрессивный 2. Доминирующий акцент – материальное. Исторический вектор оценок- прогрессивный
6. Формирование мировоззрения, символов, веры, морали 6.Формирование идеологии как культурно обусловленной системы взглядов, структурирующей отношение к реальности

 

 

Современному подходу более соответствует понимание «цивилизации» как социокультурной системы, включающей в себя и материальную и духовную стороны общественной жизни, причем формообразующим началом ее является культура.[80] В понятии «цивилизация» субъективная сторона исторического процесса (культура, личность) играет главенствующую роль, формирующим началом цивилизации выступает культура.

Но признание «цивилизации» как социокультурного образования, на первый взгляд, неизбежно приводит к отрицанию единства исторического процесса, т.к. в каждую эпоху существует множество культур. В истории на основе различных культур сформировались локальные цивилизации. Некоторые ученые полагают, что в индустриальном или постиндустриальном обществе наличие локальных цивилизаций невозможно. Мировая цивилизация есть единство многообразия, также как и единство исторического процесса создается наличием общих начал в истории различных народов и стран. В глобальном масштабе цивилизация отражает лишь достигнутый человечеством уровень развития.

 

Типология цивилизаций в зависимости от того, что положено в основу деления, может быть представлена следующим образом:

1. По уровню социально-экономического развития выделяются три типа цивилизации:

· «Богатый Север» - (западная цивилизация, развитые страны);

· «Бедный Юг» - (слаборазвитые страны);

· «Третий мир» - (страны с переходной экономикой).

2. По географическому признаку с определенной долей условности:

· Европейская

· Китайская

· Тихоокеанская

· Юго-восточная

· Ближневосточная

· Североамериканская.

3. По конфессиональному признаку:

· Христианская

· Буддийская

· Исламская и т.п.

Внутри каждой цивилизации, как правило, сосуществуют множество культур, например, в европейской цивилизации можно выделить итальянскую, французскую, испанскую, немецкую и другие культуры.

 

Становление культурологического знания связывается с такими мыслителями, как Данилевский, Шпенглер, Тойнби, разработавшими принципиальные положения о природе и специфике отдельных исторических форм культуры.

Во второй половине Х1Х века в противовес идее единства исторического процесса, эволюционистскому подходу стали развиваться концепции локальных культур. Одним полюсом является право каждой на самостоятельное развитие, что отвечает принципам гуманизма и демократии, служит основанием их плодотворного взаимодействия и диалога культур. Другим полюсом является их обособление и враждебное противостояние. Классиками и наиболее яркими представителями этого направления являются Николай Яковлевич Данилевский(1822-1885), Освальд Шпенглер(1880-1936), Арнольд Тойнби(1869-1975).

 

Н.Я.Данилевский как естествоиспытатель стал рассматривать существование так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые подобно живым организмам находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Они как биологические особи проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Он создал классификацию с естественнонаучных позиций

Пытаясь выявить объективные законы их развития, Данилевский выделял 4 вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. Каждый культурно-исторический тип реализует себя в их сочетании, этим определяется его специфика, своеобразие развития в течение всего цикла: от рождения до умирания. Цивилизацию характеризует период расцвета данного культурно-исторического типа. Отрицая единую историю человечества., он выделял 1,5 десятка культурно-исторических типов. Продолжительность жизни каждого типа исчисляется приблизительно 1 тыс. лет. Положительную роль в истории сыграли, по его мнению, следующие 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Исторически существовавшие культурно-исторические типы не передавали основы цивилизации другим цивилизациям. Данилевский провозглашал качественно новый, славянский культурно-исторический тип (являющийся противовесом упадку европейского типа), ядром которого является русский народ. Для него неприемлем был евроцентризм, он считал, что Европа изначально враждебна России.

Один из важнейших законов цивилизации, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому.Так Александр Македонский завоевал Восток, но ему не удалось его эллинизировать.Но взаимодействие культур возможно:

- колонизация страны и насаждение чужой культуры,

- как и возможна передача чужих элементов культуры и их развитие на теле другой культуры(прививка);

- усвоение результатов более зрелой цивилизации, но сохранение самобытности (германо-романская Европа усвоила плоды греко-римской цивилизации).

Данилевский выделял 4 основных формы деятельности и полагал, что разные культуры достигали совершенства в одной или нескольких из них:

Одноосновные:

1. В европейском культурно-историческом типе вырабатывалось религиозное миросозерцание, которому суждено стать одной из самых распространенных религий мира.

2. Древне-греческая цивилизация – развивала художественно-культурный тип, философское мышление.

3. Римский культурно-исторический тип – политический тип.

Двухосновные:

1. Германо-романский культурно-исторический тип – политический и культурный тип деятельности.

В славянском культурно-историческом типе видел способность развиваться во всех 4-х типах деятельности.

 

Данилевский первым увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства одного какого-либо типа. Ни одна цивилизация не представляет высшую точку в истории, каждая вносит свои плоды, и только в этом многообразии осуществляется прогресс. Не существует никакой общечеловеческой абстрактной задачи. Есть всечеловеческие как совокупность всего национального.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.