Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аккультурация как освоение чужой культуры




При взаимодействии культур происходит не только процесс взаимного дополнения, но и самоутверждение самобытности и специфика каждой из сторон. Заимствование лучших образцов культуры способствует взаимной адаптации культур. Людям, проживающим длительное время в другой стране, ученым или связанным с бизнесом, эмигрантам, беженцам, то есть вступающим в контакт с чужой культурой, требуется адаптация к иной культуре. В результате достаточно сложного процесса аккультурации человек в большей или меньшей мере достигает совместимости с новой культурной средой.

Исследование процессов аккультурации было начато американскими учеными в начале ХХ века (Р.Редфилд, Р. Линтон, М.Херсковицем). Именно в рамках их теории возникла концепция США как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в США, смешиваются в этом котле, и в результате образуется единая, однородная американская культура. Согласно их воззрениям процессы изменения исходных культурных моделей происходят автоматически, и тем самым достигается состояние культурной и этнической однородности.

Позднее этот процесс стал рассматриваться как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида.

В настоящее время термин аккультурация используется для обозначения процесса, в результате которого взаимное влияние разных культур связывается с тем, что все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры (культура-донор).

Аккультурация происходит в условиях, когда каждый индивид одновременно стремится сохранить свою культурную идентичность и включиться в другую культуру. Наиболее широко распространены четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация, интеграция.

Ассимиляция - связана с всеобъемлющей полнотой признания ценностей и норм иной культуры при отказе от своих норм и ценностей.

Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении культурной идентификации со своей культурой. Сепарация выражается в возникновении определенной степени изоляции от доминантной культуры. Если на этом настаивает доминантная культура, т.е. насильственная сепарация будет носить название «сегрегации».

Маргинализация – означает потерю идентичности со своей культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства (доминантной). Это связывается с невозможностью поддерживать собственную идентичность и отсутствие желания к получению новой идентичности с другой культурой.

Интеграция – как идентификацию себя как со старой, так и с новой чужой культурой.

Совсем недавно многие исследователи считали, что ассимиляция – наиболее предпочтительный механизм встраивания в доминантную культуру. Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции, дающее возможность формирования мультикультурной личности. Но это возможно при обоюдном согласии в отношении данной стратегии аккультурации.

Успешность процесса аккультурации в психологическом плане определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграция рассматривается как позитивное равновесие этих составляющих, ассимиляция как негативная этническая идентичность и позитивная толерантность. Сепарация – позитивная этническая идентичность и негативная толерантность. Маргинализация как негативная этническая идентичность и негативная толерантность.

Результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. В социокультурном плане она заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе. Психологическая адаптация представляет собой достижения психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Но адаптация может представлять собой процесс чрезвычайно тяжелый и малоэффективный, он в значительной степени зависит от психологических и социокультурных факторов, причем оба направления зависят от убежденности (направленности) человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.

 

Аккультурация должна рассматриваться в рамках процесса коммуникации. Подобно процессу инкультурации, аккультурация происходит в результате общения, взаимодействия с окружающими условиями (личностного и социального общения).

Проблемы аккультурации можно рассматривать в связи с такими механизмами передачи культуры как взаимопроникновение, заимствование, наложение.

Наиболее важные процессы идут в области познания: процессы восприятия информации и ее переработки. Конечно, они связаны с интеллектуальным потенциалом личности, ее познавательной деятельностью.

Одним из специфических аспектов МКК являются аффективные реакции на те или иные элементы других культур, т.к. сопровождаются большим психологическим напряжением, переживаниями и страхом. Причем характерно, что представители чужих культур легче устанавливают связи с группами в индивидуалистских культурах по сравнению с коллективистскими культурами. При развитии отношений этот эффект в значительной степени уменьшается.

Важной составляющей аффективной коммуникации является эмпатия – способность видеть мир с позиций другого человека, разделять его переживания и чувства. При коммуникации она проявляется как чувствительность к эмоциональным потребностям другого человека, умение понять вербальные и невербальные проявления его чувств и готовность разделить эти чувства, в том числе, ответить на эмоциональную потребность другой стороны таким образом, который будет уместен и пригоден для собеседника. В этом случае в качестве стратегии поведения выбирают вчувствование и толерантность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.