Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно оценить ее можно только в рамках своей культуры




Культурный шок в процессе освоения чужой культуры

 

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека называют культурным шоком (шок перехода, культурная утомляемость). Термин «культурный шок» был введен в научный оборот К.Обергом в 1960 году. Он констатировал, что ознакомление, вхождение в чужую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Обычно выделяют 6 форм его проявления:

- напряжение из-за усилий для достижения психологической адаптации;

- чувство потери из-за отсутствия друзей (собственности, своего положения, профессии для мигрантов);

- чувства отторженности в новой культуре, которая может вызывать чувство отрицания этой культуры;

- нарушение чувства самоидентификации и ролевых ожиданий;

- тревога, негодование из-за осознания культурных различий;

- чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

 

Главной причиной культурного шока является различие культур. В обыденном сознании свои культурные ценности воспринимаются как лучшие и более понятные. Владение множеством символов, образов, стереотипов поведения, характерных для каждой культуры, позволяет индивидууму автоматически, неосознанно действовать в различных ситуациях. Такой подход можно было бы считать совершенно естественным, и это действует в рамках свой страны, своей культуры, но нередко одни и те же явления в разных культурах воспринимаются с разной коннотацией, интерпретируются иначе. В силу вступает положение, известное в культурной антропологии как культурный релятивизм.

 

 

Привычная система представлений в рамках новой культуры становится неэффективной, поскольку она основывается на иных представлениях о мире, системе взаимоотношений, приоритетов, ценностях, стереотипах языковых и поведения. В результате этого человек испытывает культурный дискомфорт. Но наряду с негативными проявлениями культурный шок является частью системы адаптации, приобретения новых знаний, расширения кругозора человека. Все чаще специалисты говорят в этом случае о стрессе аккультурации.

Ступени адаптации человека в новой культуре имеют параболическую зависимость во времени, в которой можно выделить несколько основных состояний.

Первый период – можно назвать эйфорией или «медовым месяцем». Чужая культура не осознается в ее сложной структуре.

Второй период связан с негативными воздействиями окружающей среды, непонимания местных условий, культурных проявлений, отличных от привычных. Для этого периода характерно стремление к взаимодействию с представителями родной культуры.

Третий период – критический, стресс аккультурации достигает своего максимума, но он характеризуется стремлением преодолеть культурные различия, активным изучением языка, знакомством с местной культурой, заведение новых связей среди местного населения.

Четверная стадия характеризуется появлением оптимистического настроя, активизацией интеграции в новое общество.

Пятая стадия – соответствия индивида и культурной среды.

Степень выраженности культурного шока и его продолжительность зависят от множества факторов, прежде всего от пола, возраста, черт характера. Но наиболее важным фактором является фактор образования, мотивы адаптации, а также культурная дистанция, отделяющая культуры. Безусловным фактором является настроенность окружающих по отношению к явлениям иной культуры.

 

Речь о межкультурной коммуникации можно вести лишь тогда, когда у взаимодействующих сторон имеется осознание факта чужеродности друг друга. В этом смысле должны формироваться умения взаимодействовать. Для неподготовленных коммуникантов с точки зрения целевых установок и представлений о культурных различиях фактически запрограммирован конфликт непонимания культур.

Пересечение коммуникативных пространств индивидов, относящихся к разным культурам, дает эффективный результат общности при владении коммуникантами определенной частью энциклопедических знаний о реальном мире, умении использовать соответствующие средства общения, например, когнитивные пространства социумного (профессионального) или ситуационного порядка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.