Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества

Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний — и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью — здоровьем и жизнью человека.

Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива — сохранении жизни и здоровья.

Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность.

Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников.

При определении эталона личности врача в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон врача включает: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя — врача рассматривается как идеальный.

Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

Резюме

1. Медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

2. Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности в аспекте соответствия нормам профессионального здоровья.

3. Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И Чеховских. – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

3. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие для студентов непедагогических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.В. Бороздина. – Минск: БГЭУ, 2004. – 375 с.

4. Вайнштейн Вайнштейн, Л.А. Психология восприятия.– Минск, 2005.,

5. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: Курс лекций. – Минск: Изд.БГУ, 2007, – 150 с.

6. Вульфов, Б.З. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М. Изд-во УРАО, 2000. – 614с.

7. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие. / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, М.А. Красников.– М., 2006.

8. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.

9. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2005.

10. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2003.

11. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – Минск: Амалфея, 2004.

12. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: НТОО «ТетраСистемс», 2001.

13. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаўМіністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2007. – 2. – С.9-40.

14. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л., 2005. – 336 с.

15. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

16. Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 2005. – 237 с.

17. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

18. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие / Э.В. Островский, Л.И.Чернышев; Под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с.

19. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие / Э.В.Островский, Л.И.Чернышев; Под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. –384 с.

20. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. проф. П.И. Пидкасистого.– М.: Высшее образование, 2006. –432 с.

21. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585 с.

22. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, А.И.Подольской, В.А.Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 585 с.

23. Психология менеджмента: Учебник / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. – 320 с.

24. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.

25. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – 3-е изд. – Минск: Высш. школа, 2005. – 272 с.

26. Хьелл, Л.Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

27. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т.Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.

28. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов.– Минск, 2005.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
Тема 1. Развитие психологии как науки  
Тема 2. Психология личности  
Тема 3. Социальная психология  
Тема 4. Психология управления  
Тема 5. Практическая психология  
Тема 6. Методологические основы и категории педагогики  
Тема 7. Дидактика и ее основные категории  
Тема 8. Теория воспитания  
Тема 9. Медицинская акмеология  
  Список рекомендуемой литературы  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные категории, понятия медицинской акмеологии | Определение дохода от использования объекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.