Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи курса. выявление закономерностей психического развития аномально­ го ребенка;

выявление закономерностей психического развития аномально­
го ребенка;

изучение особенностей развития познавательной деятельности
людей с различными нарушениями; изучение закономерностей
развития личности человека с ограниченными возможностями;

разработка диагностических методик и способов психологиче­ской коррекции различных типов нарушений;

изучение психологических проблем интеграции и интегрирован­ного обучения;

психологическое обоснование наиболее эффективных путей и ме­тодов психологического воздействия на психическое развитие
детей с различными типами нарушений.

Таким образом, значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится систе­ма обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, выявляются наи­более эффективные методы обучения и строится система профессио­нальной консультации и профориентации.

2.2. Проблема нормы развития

Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходи­мо уяснить понятие «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ре­бенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удов­летворяет свои основные потребности, отвечая при этом требовани­ям социума сооответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

 

Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в раз­витии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколь­ко значений этого понятия.

Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количествен­ным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с ин­дивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются слу­чайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих усло­виях:

когда уровень его развития соответствует уровню большинства
детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития об­щества, членом которого он является;

когда ребенок развивается в соответствии с его собственным об­щим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств,
способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к пол­ному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со сто­роны собственного организма и средового окружения;

когда ребенок развивается в соответствии с требованиями обще­ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так
и дальнейшие перспективы его адекватного творческого соци­ального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воз­
действия нарушают нормальное соотношение раздражительных
и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информа­ции, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за раз­личные аспекты психической деятельности человека;

нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним со­хранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;

 

сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную
связь ребенка с внешним миром;

систематичность и последовательность обучения ребенка в семье,
в детском саду и в общеобразовательной школе.

| Под дефектом (от лат. defectus — недостаток) понимается физиче­ский или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Ми­нус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:

первичные дефекты, к которым относятся частные и общие на­
рушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие,
задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса
и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он яв­ляется следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреж­дение мозга.

Проявляется первичный дефект в виде нарушений
слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособ­ности, мозговых дисфункций и т. д.;

вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ре­
бенка с нарушениями психофизиологического развития в том
случае, если социальное окружение не компенсирует этих на­
рушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личност­
ном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторично­му недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение фор­мирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситив­ном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном воз­расте в сенситивном периоде развития находится произвольная мо­торика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формирова­нии этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

 

Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному обще­нию ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им зна­ний и навыков, развитие в целом.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личност­ного реагирования.

Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с не­доразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности сво­ей деятельности.

Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более со­хранных.

Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, со­четающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к ка­ким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению зани­женного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осозна­нии своей неполноценности.

Когда можно говорить об опасности отклонений?

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

пренатальные (до начала родовой деятельности);

натальные (в период родовой деятельности);

постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства
до трех лет).

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриоге­неза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации струк­тур головного мозга.

Факторы риска недостаточности психофизического развития:

биологические (наследственные отклонения, инфекционные, ви­русные и эндокринные заболевания матери во время беременно­сти, токсикозы, гипоксия и др.);

генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные
аномалии);

соматические (невропатии);

 

социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприят­ная среда);

индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воз­
действия
(Л. В. Кузнецова).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и функции социологии | Конструкция состава и объективные признаки преступления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.