Конструкция состава и объективные признаки преступления
Состав рассматриваемого преступления сконструирован как мате- риальный. Для вменения лицу в вину оконченного преступления не- обходимо наступление общественно опасных последствий в виде ис- кажения данных, содержащихся в информационной системе одного из единых государственных реестров, либо в виде искажения содержа- ния или утраты документа, на основании которого вносилась запись или изменение в единый государственный реестр и хранение которого было обязательно в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления яв- ляется установленный порядок обеспечения достоверности сведений, вносимых в единые государственные реестры, предусмотренные зако- нодательством Российской Федерации.
В зависимости от вида единого государственного реестра возможно наличие дополнительного объекта преступления.
Так, дополнительным объектом в случае, когда преступление пося- гает на ЕГРЮЛ, являются имущественные и неимущественные права учредителей (участников) организации по отношению к самой органи- зации, а также членов органов управления этой организации. При вне- сении в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью другому лицу учредитель (участник) общества формально-юридически лишается прав по отношению к обществу до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не восстановит их, а с ним и соответствующую запись в ЕГРЮЛ о действительном владельце доли. Аналогичным образом на- рушаются и права лиц, занимающих должность в органах управления организации, в случае внесения в ЕГРЮЛ записей, связанных с пре- кращением их полномочий.
В качестве дополнительного объекта при посягательствах на ЕГРИП выступают права физических лиц, регистрируемых или зарегистриро ванных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Дополнительным объектом рассматриваемого преступления, когда оно было направлено на ЕГРП, являются права собственников и иных законных владельцев недвижимого имущества.
Объективная сторона состава преступления в диспозиции ст. 285.3 УК РФ представлена следующими двумя альтернативными дейст- виями:
1) внесение в один из единых государственных реестров, предусмо- тренных законодательством Российской Федерации, заведомо не- достоверных сведений;
2) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единый государственный реестр, если обязательное хранение этих документов предусмотрено зако- нодательством Российской Федерации.
Для того чтобы определиться с пределами предмета преступного по- сягательства, необходимо уяснить точное содержание каждого из рас- сматриваемых видов единых государственных реестров.
Как уже было отмечено ранее, единые государственные реестры, в том числе и ЕГРЮЛ и ЕГРИП, ведутся в документарной и электрон- ной формах.
Элементы подсистемы документацией формы ЕГРЮЛ определяются п. 11 Правил ведения ЕГРЮЛ. К ним в частности относятся:
— книги учета государственной регистрации юридических лиц;
— листы записей государственного реестра;
— регистрационные дела юридических лиц.
В книгу учета государственной регистрации юридических лиц вно- сятся:
сведения о заявителе, представившем документы для государствен- ной регистрации: фамилия, имя, отчество; ИНН (при его наличии); данные документа, удостоверяющего личность; место жительства;
полное наименование юридического лица;
дата получения и реквизиты соответствующего заявления (уве- домления, сообщения);
дата принятия и номер решения о государственной регистрации
либо об отказе в регистрации;
дата внесения записи в государственный реестр;
государственный регистрационный номер записи;
номер регистрационного дела;
реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки);
В регистрационное дело юридического лица включаются все доку- менты, представленные:
— заявителем на государственную регистрацию и внесение изменений в государственный реестр;
— специально определенным органом (решение о государственной регистрации юридического лица со специальным статусом);
— сведения о юридическом лице, указанные в листах записей госуда- рственного реестра.
- Кроме того, в регистрационном деле должны храниться все реше- ния регистрирующего органа, касающиеся деятельности зарегистриро- ванного юридического лица.
Все документы, включаемые в регистрационное дело, помещаются в нем по мере накопления, т.е. по мере представления их в органы ФНС РФ заявителями и уполномоченными органами.
В листах записей государственного реестра отдельно содержатся следующие сведения о юридическом лице:
1) наименование юридического лица
2) организационно-правовая форма регистрируемого юридического лица.
3) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
4) способ образования юридического лица: создание или реорганиза- ция.
5) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а в отношении акционерных обществ — также сведения о держателях реестров их акцио- неров.
6) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица, а именно учре- дительных договоров и уставов, в зависимости от организационно- правовой формы регистрируемого юридического лица;
7) сведения о правопреемстве
8) сведения об изменениях, внесенных в учредительные документы юридического лица.
9) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению реги- стрирующего органа, в связи с продажей или внесением имуще- ственного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества в случаях, предусмотренных законодательством РФ). 10) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликви- дации.
11) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.) юридического лица.
12) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (генеральный директор, директор, президент и (или) другие лица в соответствии с учредительными документами и законодательством).
13) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
14) сведения о филиалах и представительствах юридического лица.
15) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе.
16) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
17) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхова- теля:
в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;
в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхо- вания. Данные сведения поступают от указанных органов и должны также вноситься в государственный реестр юридических лиц по мере поступления;
18) сведения о банковских счетах зарегистрированного юридического лица.
19) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реор- ганизации.
В подсистему ЕГРЮЛ на электронном носителе включаются только сведения, указанные в листах записей государственного реестра на бу- мажном носителе.
Подсистема ЕГРИП на бумажных носителях состоит из книг учета государственной регистрации и регистрационных дел индивидуально- го предпринимателя (п. 17 Правила ведения ЕГРИП).
В книгу учета государственной регистрации индивидуального предпри- нимателя вносятся сведения, аналогичные книги учета регистрации ЮЛ. Также аналогично формируется и регистрационное дело ИП.
ЕГРП состоит из трех частей. Первая часть включает в себя кни- ги учета документов. Вторая — непосредственно записи о конкретных объектах недвижимого имущества, существующих и прекращенных правах на эти объекты, о правообладателях, существующих и прекра- щенных ограничениях (обременениях) этих прав. Третья часть объе- диняет дела правоустанавливающих документов.
Внесение недостоверных данных по любому из перечисленные выше параметров ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРП образует объективную сто- рону состава рассматриваемого преступления.
Следует отметить, что законодательство о государственной реги- страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отличие от Закона о государственной регистрации юридических лиц, устанавлива- ет обязанность проведения правовой экспертизы правоустанавливаю- щих документов, в том числе их действительности (п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
В связи с этим при рейдерском захвате недвижимого имущества рейдеры в первую очередь принимают меры, направленные на иска- жение сведений ЕГРЮЛ об исполнительном органе или ином лице, имеющим право действовать от имени юридического лица без дове- ренности, после чего представляют от имени нового лица подложные правоустанавливающие документы в орган по регистрации прав на не- движимое имущество и сделок с ним в целях внесения недостоверных сведений о собственнике недвижимого имущества в ЕГРП.
Другим альтернативным действием объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 285.3 УК РФ, является уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единый государственный реестр, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Фе- дерации.
Порядок и сроки хранения регистрирующим органом, содержа- щихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы опре- деляются Правилами хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государствен- ные архивы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630.
В соответствии с этим нормативным правовым актом регистраци- онные дела юридических лиц, прекративших свою деятельность, в том числе в результате реорганизации или ликвидации, внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственно- го реестра, и физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, подлежат хранению в регистри- рующих органах в течение 15 лет с даты внесения соответствующих за- писей в государственные реестры.
По истечении предельных сроков ведомственного хранения доку- менты, содержащиеся в государственных реестрах, и сведения, хра- нящиеся на электронных носителях, после проведения экспертизы их ценности передаются в установленном порядке на постоянное или вре- менное (75 лет) хранение в государственные архивы.
Даже после поступления в архив указанные документы не переста- ют оставаться частью единого государственного реестра, в связи с чем их подлог или уничтожение также образует объективную сторону со- става преступления, предусмотренного ст. 285.3 УК РФ.
Книги учета документов и дела правоустанавливающих документов, представляющие неотъемлемую часть ЕГРП, являются документами вечного хранения. Уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается (п. 4 ст. 12 Закона о государ- ственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Уничтожение документа предполагает такую степень его поврежде- ния, при которой утрачивается содержащаяся в нем имеющая значение для государственной регистрации информация. Подлог — это искаже- ние такой информации. При этом возможен как интеллектуальный, так и материальный способ подлога, в том числе полная замена документа другим, содержащим заведомо недостоверные сведения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление