Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к пониманию развития человеческого общества

 

Осуществление прогнозирования предполагает использование не только широкого арсенала специальных научных методов, но и общую философскую подготовку специалиста, использование собственно философских методов. Да и результаты исследований, полученные научные факты можно интерпретировать по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции ученого.

К вопросу о развитии общества можно подходить с разных мировоззренческих позиций (возможны материалистический, идеалистический подходы, например). Во-вторых, по-разному понимается термин “прогресс”. В самом общем виде под общественным прогрессом обычно понимают возникновение качественно нового, более совершенного состояния общества. Общество – это целостная, сложная, постоянно развивающаяся система жизнедеятельности людей, которые взаимосвязаны и находятся в определенных отношениях.

Античные мыслители представляли историю или как простую последовательность событий, которые объединялись с очень медленными социально-экономическими изменениями, или же как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего “золотого века” (Гесиод, например), или же в виде циклического круговорота, проходящего одни и те же стадии (стоики).

В средние века история получает направленность – от сотворения мира Богом до Страшного суда (собственно, “стрела времени” появилась еще в иудаизме). Религиозный подход – один из вариантов идеалистического подхода. Для идеалистического понимания развития общества характерна абсолютизация роли духовного начала в различных его формах, которое рассматривается как определяющая, основная сила исторического процесса.

Основоположниками материалистического подхода были К. Маркс и Ф. Энгельс, которые последовательно применили материалистический подход не только к исследованию природных процессов, но и к истолкованию законов и движущих сил развития общества. В историческом процессе определяющим является производство и воспроизводство жизни людей, в основе чего лежит общественное производство, понимаемое и как изменение людьми внешней природы в процессе труда, и как развитие самого человека. С точки зрения материалистического подхода, жизнедеятельность людей зависит, в конечном счете, от способа, каким они в каждую историческую эпоху производят и присваивают материальные блага, т.е. от способа производства. Главной производительной силой являются люди с их знаниями и навыками к труду, т.е. всесторонне подготовленные к процессу труда. Поэтому критерием общественного прогресса служит не только уровень совершенствования способа производства, но и совершенствование человека, в том числе духовное его развитие. В идеале у человека должна быть возможность свободного всестороннего гармоничного самосовершенствования.

Среди концепций (моделей) развития общества можно выделить формационную концепцию, автором которой является К. Маркс. Центральным понятием этой концепции является понятие общественно-экономической формации. Это качественно определенный, исторически-конкретный тип общества, который развивается и функционирует соответственно присущим ему объективным законам на основе конкретно-исторического способа производства. Иначе говоря, это общество на определенной ступени своего развития (т.е. не общество “вообще”, а характеризующееся определенным способом производства, определенной совокупностью общественных отношений, определенными идеями, типом государства, семейно-бытовых отношений и т.п.). В результате исследований К.Маркса вся история человечества предстала как закономерный объективный процесс развития и смены общественно-экономических формаций – от менее совершенной к более совершенной. Критерий совершенства – более развитый способ производства, а, стало быть, и более развитые, более свободные, более совершенные люди (так как они – важнейшая производительная сила), условия для их развития. Этой концепции противостоит другой тип концепции - концепции локальных культур и цивилизаций. Сущность этого типа концепций заключается в следующем: общих, одинаковых для всех народов и всей истории общественных закономерностей не существует, как не существует и линейной схемы истории. У человечества нет единой истории, единой общечеловеческой культуры. Этот тип концепций делает акцент на анализе уникальности отдельных культур (цивилизаций), их своеобразия. Примером таких концепций могут служить взгляды О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, Л. Гумилева и др.

Большой вклад в становление планетарного сознания и осознание перспектив развития нашей цивилизации внесло такое философское направление как русский космизм. Среди его представителей - К. Циолковский, А. Чижевский, Н. Федоров, В. Вернадский.

В ХХ веке в научный оборот вошло понятие “ ноосфера ” (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский). Ноосфера (от греч. “ум” и “сфера”, т.е. сфера разума) – гипотетическое будущее состояние общества, в котором приоритетное место будет занимать разум. Сегодня под ноосферой понимают такое общество, в котором мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, который живет в гармонии с природой. Таким образом, ноосферная концепция намечает еще один из вариантов будущего развития общества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Верификация (проверка истинности) полученных результатов | Необходимость формирования планетарного сознания как важнейшее условие конструктивного разрешения глобальных проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.