КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признаки изменения внешней обстановки письма
Непривычная внешняя обстановка письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор, письмо в движущемся транспорте и т.п.) требует от пишущего усиления зрительного контроля за процессом письма, при этом происходит снижение автоматизма его движений. Следует сказать, что при данных видах естественного изменения почерка наиболее ярко проявляются указанные выше “классические” признаки измененного почерка, а именно: (5, стр. 135-136) 1. Замедляется темп письма. 2. Нарушается координация движений 2-й группы в виде неустойчивости наклона, размера, разгона, реже – 1-ой группы, которая проявляется, как правило, в отдельных буквах или группе букв. 3. Структурная сложность движений имеет тенденцию к некоторому упрощению. Используются простые и упрощенные варианты букв. Новые варианты письменных знаков не появляются. 4. Преобладающая форма и направление обычно остаются устойчивыми. Изменения происходят лишь в случаях, когда значительно нарушается координация движений (письмо в движущемся транспорте). 5. Наклон почерка, как правило, не изменяется, однако становится менее устойчивым. 6. Размер почерка в большинстве случаев увеличивается, становится неустойчивым. 7. Связность изменяется по-разному: при изменении позы и письма в темноте - увеличивается, при письме на необычном материале, в движущемся транспорте - уменьшается. 8. Признаки пространственной ориентации не претерпевают существенных изменений (в силу сохранения зрительного контроля), за исключением случаев выполнения текста при недостаточном освещении или в темноте. Из частных признаков наибольшим изменениям подвергаются такие признаки, как: 1. протяженность движений 2. вид соединения 3. количество движений. Необычная внешняя обстановка при письме может быть самой разнообразной: от непривычного пишущего прибора до выполнения рукописи в условиях космического полета. Отсюда и признаки, указывающие на тот или иной “сбивающий” фактор, будут в определенной степени различны. На кафедре исследования документов были проведены исследования письма в темноте и в движущемся транспорте, которые позволили выявить симптомокомплексы информативных признаков, указывающих на конкретный сбивающий фактор. Так, в рукописях, выполненных в полной темноте, можно наблюдать (28): 1) крайне неравномерный размер интервалов между строками и словами: от их отсутствия до интервалов почти в четверть листа; 2) выражено извилистую линию конфигурацию левого поля. Правое и верхнее поля, как правило, отсутствуют, так как строки “срезаются” соответствующими краями листа бумаги; 3) увеличение степени связности почерка (иногда слитно, без отрыва пишущего прибора, выполняются рядом стоящие слова); 4) наложение букв, слогов, слов и целых строк друг на друга. Причем, наложения по вертикали (нижерасположенных на вышерасположенные) встречается значительно чаще, чем по горизонтали (последующих на предыдущие); 5) повторение (персеверация) слов, слогов, букв и элементов в знаках (в буквах, выполненных однотипными движениями (и, ш, щ, м.); 6) отсутствие элементов в буквах (особенно выполняемых однотипными движениями) и букв в словах; 7) упрощение сочетаний букв за счет их всевозможной синтезации; 8) значительную утрату знаков препинания. К признакам, указывающим на факт выполнения рукописи в движущемся транспорте, можно отнести: 1) чрезмерную деформацию букв, слов или всего текста, иногда до неразборчивости написанного; 2) присутствие, наряду с деформированными фрагментами, слогов или слов, выполненных координированными движениями; 3) наличие “срывов пишущего прибора”, проявляющееся в значительном, неестественном удлинении заключительных элементов букв и знаков препинания, особенно запятых. 4) разную степень нажима при выполнении отдельных строк или фрагментов текста, а также измененный характер нажима при выполнении букв (сгибательные движения являются более тонкими по сравнению с разгибательными). 5) Преобладание интервального вида соединений букв в словах и элементов в буквах. 6) Появление рефлекторных штрихов в начальных и заключительных частях букв, а также в соединениях между элементами. 7) Наличие в небольшом количестве упрощенных сочетаний букв за счет их синтезации. Признаки изменения внутреннего состояния пишущего К ним относятся признаки возрастных, патологических изменений и необычных функциональных состояний исполнителя рукописных текстов. Эти признаки нельзя объединить в единый комплекс, так как они слишком различаются между собой даже в пределах одной группы изменений. Возрастные изменения почерка Общеизвестно, что почерк каждого человека на протяжении всей его жизни подвергается естественным изменениям. Наиболее существенные из них происходят в период формирования навыков письма (формирование почерка заканчивается к 20-25 годам) и в период деградации навыка при старении. В первый период изменения обычно связаны с увеличением письменной практики и необходимостью перехода к быстрому письму. В этот период в почерке в течение небольшого срока (3-5 лет) может наступить ряд своеобразных устойчивых изменений, проявляющихся в повышении степени их выработанности, упрощении сложности движений, изменении угла наклона, повышении степени связности, уменьшении размера и увеличении разгона почерка. Изменения частных признаков сводятся в этот период к появлению в почерке новых вариантов букв, обычно более приспособленных для быстрого письма, к изменению частоты встречаемости отдельных вариантов букв, упрощению движений при выполнении букв и их соединений, изменению относительной протяженности движений при выполнении надстрочных и подстрочных элементов букв, изменению вида соединения букв и их элементов (24, стр. 46-48). В целом, характер и степень изменения почерка в указанный период специфичны для каждого пишущего. Они зависят от большого количества, как объективных, так и субъективных факторов. Второй период существенных возрастных изменений почерка человека приходится на переход от зрелого к пожилому и старческому возрасту. Признаки почерка лиц такого возраста изучены и описаны в специальной литературе, а также положены в основу количественного метода установления факта выполнения рукописи лицом пожилого или старческого возраста (27). В частности, к ним относятся: 1. Неоднократная угловатость и извилистая форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (снижение координации I-ой группы). 2. Угловатая или смешанная форма движений в почерке в целом. 3. Наличие тупых начал движений в виде точки или широкого штриха. 4. Размещение точек начала и окончания движений в средней или нижней части буквы. 5. Размещение точек пересечения движений в верхней части буквы. 6. Простое или упрощенное строение букв в целом. 7. Недифференцированный нажим. 8. Необоснованные остановки пишущего прибора. 9. Обводка элементов или букв в целях повторения их общей конфигурации. 10. Неустойчивые наклон и разгон почерка, а также форма и направление линии письма. 11. Интервальная или малая степень связности. 12. Исправление первоначальных и выполнение новых букв. Патологические изменения почерка также различны, как и различны виды заболеваний, степени их проявления и протекания. Наиболее ярко патологические изменения письма проявляются у лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями или временными расстройствами душевной деятельности человека. Наряду с изменением признаков почерка, в таких рукописях наблюдается нарушение смысловой организации рукописи. К наиболее информативным признакам, свидетельствующим о психопатологических изменениях письма, относятся, в частности (1, стр. 150-173): 1. Выполнение в тексте всевозможных пиктограмм или идеограмм. 2. Полная или частичная утрата единства смыслового содержания рукописи. 3. Повторы отдельных элементов слов, словосочетаний или предложений в целом. 4. Немотивированное зачеркивание букв, слов или предложений. 5. Утрата в составе предложений заключительных словосочетаний или слов, в составе слов - заключительных слогов или букв, в составе письменных знаков - заключительных элементов или их частей. 6. ”Бессистемные” пропуски слов, слогов или букв. 7. Нарушение последовательности выполнения письменных знаков или слогов в составе сложных слов. 8. Необычное использование заглавных букв и знаков препинания. 9. Выполнение полностью или частично контаминированных (совмещенных) письменных знаков. 10. Необычное строение письменных знаков 11. ”Вычурность” конфигурационных характеристик письменных знаков 12. Необычное размещение рукописи на листе бумаги или самостоятельных фрагментов текста, а также письменных знаков в составе слов, элементов в составе букв, знаков препинания и переноса слов. 13. Полная или частичная зеркальность письма. 14. Извилистая или ломаная (неоднократно) форма элементов письменных знаков и ряд других признаков. Всего в работе М. В. Бобовкина описано 100 “психопатологических” признаков письма. Признаки необычных функциональных состояний, в частности, алкогольного опьянения сводятся к следующим (по Томилину В.В. (24, стр. 193 - 201): 1. Написание слов с орфографическими ошибками, весьма разнообразными по характеру. 2. Замена или дополнительное внесение в слова букв, обычно из тех же слов или соседних. 3. Пропуск или удвоение отдельных букв и слогов в словах, а также отдельных слов в предложениях. 4. Увеличение, или наоборот уменьшение числа штрихов в буквах, выполненных однотипными движениями (в буквах т, ш, й и др.) 5. Наличие многочисленных исправлений. 6. Увеличение размера и разгона почерка. 7. Снижение степени выработанности и упрощение сложности движений. 8. Уменьшение равномерности наклона, размера и разгона почерка. 9. Существенное изменение признаков пространственной ориентации движений. -наиболее часто - размера (в сторону увеличения) и степени равномерности (в сторону уменьшения) интервалов между строками и словами; -реже - размера и формы полей (без какой-либо закономерности), а также формы (прямолинейной - на извилистую или ломанную) и направления (с горизонтального на неустойчивое) линии письма Отмечается определенная закономерность изменения этих признаков в зависимости от концентрации алкоголя в крови и стадии опьянения. Частные же признаки почерка при этом сохраняются без существенных изменений. Непривычная установка пишущего, не связанная с умышленным изменением почерка, включает установку на старательное и быстрое письмо. При установке на старательное письмо пишущий теряет свойственный ему ритм. Темп замедляется, усиливается зрительный контроль за процессом письма, рукопись в целом становится четкой и аккуратной. Степень выработанности сохраняется, однако несколько меняются ее показатели (темп - медленнее, координация – выше). Координация движений становится максимальной. Строение почерка незначительно изменяется в сторону усложнения: используется меньше упрощенных вариантов букв, больше простых и усложненных, однако в пределах собственной вариационности. Протяженность движений по вертикали, как правило, увеличивается. Связность уменьшается. При максимально непривычном ускорении темпа письма нарушается координация движений 2-й группы: появляется неравномерность наклона, размера и разгона. Рукопись становится трудночитаемой, небрежной. Строение почерка изменяется в сторону упрощения. Увеличивается разгон почерка, может усилиться степень наклона. Признаки пространственной ориентации, форма и направление движений, а также большинство частных признаков почерка сохраняются (5, стр. 137). При этом частичным изменениям подвергаются частные признаки, отражающие протяженность и размещение движения (4 и 8 группы). Увеличивается протяженность движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов букв. Могут появиться синтезации. В умышленно измененных почерках, помимо специфики отражения “классических” признаков необычности выполнения, имеются и свои “специфические” признаки. Рассмотрим их применительно к видам умышленных искажений почерка. Перемена привычной пишущей руки сопровождается появлением ярко выраженных классических признаков необычности, а также ряда специфических признаков, характерных для письма непривычной рукой. Снижение координации движений 1-ой группы при письме непривычной пишущей рукой проявляется в виде многократной угловатости, ярко выраженных изломов и извилистости штрихов, неправильности овалов и полуовалов. На протяжении всего текста признак обнаруживается как преобладающий. Снижение координации движений 2-ой группы в рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, представлено в виде: · выраженной неустойчивости размера букв в словах и элементов в буквах; · неустойчивости расстановки букв (от наложений и примыканий отдельных письменных знаков до большой расстановки); · неустойчивости разгона почерка; · выраженной неустойчивости наклона почерка с преобладанием левого и вертикального наклона; · неустойчивости степени нажима почерка (от сильного до слабого); · неустойчивости размещения движений по вертикали, что приводит к появлению извилистой формы линии письма; · неравномерности размера интервалов между строками; · неустойчивости направления линии письма. Для письма непривычной пишущей рукой характерен монотонный медленный темп, признаками которого являются тупые начала и окончания штрихов, сильный недифференцированный или неустойчивый нажим, интервальная и малая связность почерка. Немотивированные остановки пишущего прибора в почерке непривычной руки присутствуют нечасто и, как правило, появляются в местах коррекций, обеспечивающей правильное направление движений. Для формирования версии об условиях выполнения спорной рукописи эксперт должен обратить внимание на локализацию диагностических признаков. Для перемены привычной пишущей руки наиболее характерно равномерное распределение признаков необычности, однако, в отдельных случаях имеет место бόльшая выраженность диагностических признаков в начале текста, которые могут несколько сокращаться по мере приспособления к необычным условиям письма. При выполнении текста значительного объема в заключительной части сказывается утомляемость и, как следствие, увеличение количества и степени выраженности признаков необычности. В рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, наряду с "классическими" признаками изменения почерка, наблюдаются специфические признаки, к которым относятся: 1. Зеркальность - это перевернутое (как в зеркале) влево, вправо, вверх и вниз отображение письменного знака в целом или его части за счет изменения обычного направления движения при их выполнении на противоположное. В рукописях, выполненных непривычной рукой, может наблюдаться полная (при выполнении буквы в целом) и частичная зеркальность: - при выполнении элемента буквы; - при выполнении части элемента; - при соединении элементов и букв; а также зеркальность: д) при выполнении горизонтальных дополнительных штрихов над буквами " т, п", надстрочного элемента буквы “й”, подстрочного штриха под буквой “ш”, знаков “тире” и переноса слов (справа налево); е) при выполнении запятых (левоокружными движениями); 2. Увеличение протяженности движений при выполнении заключительных элементов. Направление движения их может быть как поднимающимся, так и опускающимся. 3. Различное строение одноименных букв (наличие одновременно упрощенного, простого и усложненного вариантов знака). 4. Наличие букв, выполненных по типу печатных знаков. 5. Выполнение букв “г” и “ч” по типу латинской буквы “Z” или цифры «2». 6. Выполнение точек в форме запятых или черточек, направленных в разные стороны. 7. Опускающееся (слева направо, сверху вниз) направление движений при выполнении надстрочно-покрывающих элементов заглавных букв Г, Б, П, Т. 8. Замена разгибательных движений отводящими (и наоборот) при выполнении петлевых подстрочных элементов и буквы «з», приводящих – сгибательными («е»). Данные признаки в совокупности с особенностями проявления классических признаков необычности позволяют сделать предположительный вывод о выполнении рукописи непривычной пишущей рукой. Для установления факта перемены привычной пишущей руки разработано два модельных метода (А.С. Расулов, 1986 г. Минюст и Т.И. Исматова, 2012 г. МВД). Скорописная маскировка почерка Скорописная маскировка – это намеренное изменение, в основном, общих и некоторых частных признаков почерка в пределах скорописных форм (без перехода на печатный или специальный шрифты). Успех маскировки во многом зависит от косности или пластичности ПДН. Из общих признаков намеренным изменениям подвергаются признаки 2-ой и 3-ей групп. Выделяются следующие виды скорописной маскировки: Изменение: 1) наклона почерка; 2) степени выработанности почерка; 3) общего строения почерка (сложности, формы и направления движения); 4) протяженности движений по вертикали; 5) протяженности движений по горизонтали; 6) степени связности движений; 7) отдельных частных признаков. Часто наблюдается комплексное изменение общих и частных признаков. Наиболее распространенным видом изменения почерка является его искажение путем изменения наклона букв. Данный вид скорописной маскировки не представляет особых трудностей для исполнителя и в то же время делает его почерк внешне мало похожим на обычный. При этом способе изменения наблюдаются: 1) ступенчатая форма письма; 2) увеличение протяженности движений по вертикали и уменьшение ее по горизонтали; 3) возможно незначительное уменьшение связности движений; 4) частичный возврат к привычному наклону в конце слов и строк. Частные признаки почерка обычно существенным изменениям не подвергаются (кроме зависимых от перечисленных общих: вид соединения, размещение точек соединения и пересечения, соотношение наклонов). Умышленно изменить степеньвыработанности почерка возможно только в сторону снижения. Намеренно повысить ее за короткий промежуток времени, без специальной тренировки, нельзя. Поэтому почерк с такого рода изменением внешне похож на маловыработанный практический почерк, почерк непривычной пишущей руки или “старческий” почерк, т.е. в нем наиболее ярко проявляются “классические” признаки снижения темпа и координации движений. Однако, в рукописи, наряду с этим могут сохраняться фрагменты со средней и даже высокой степенью выработанности. Снижение степени выработанности нередко сопровождается и изменением признаков письменной речи, проявляющимся в умышленном допущении грамматических, лексических, синтаксических ошибок. Искажение общего строения почерка выражается одновременно в изменении ряда его общих признаков: - степени сложности (упрощенная и усложненная – на простую, простая – на усложненную) - преобладающей формы движений (с округлой - на угловатую и наоборот); - преобладающего направления движения (как правило, за счет увеличения правоокружных движений); Примером изменения общего строения почерка является исполнение текста с подражанием школьным прописям (24, стр.187-189). Изменение размера, разгона и степени связности почерка, как правило, не используются как самостоятельные виды маскировки, в основном, в совокупности с другими. Размер и разгон намеренно чаще увеличиваются, реже - уменьшаются; степени связности чаще снижается, реже - повышается. При увеличении размера почерка наблюдается уменьшение разгона, при уменьшении размера почерка разгон увеличивается. Большинство частных признаков при этом сохраняется. При намеренном увеличении разгона почерка обычно в сторону увеличения меняется и протяженность движений по вертикали (21, стр. 193) Степень связности движений чаще всего умышленно уменьшается. Сопутствующими при этом являются изменения протяженности движений по вертикали и горизонтали (в сторону увеличения). В данных рукописях могут присутствовать фрагменты с относительно высокой связностью (21, стр.193). Изменение частных признаков почерка осуществить сложнее, чем общих. Обычно изменяются заглавные буквы, буквы, стоящие в начале слова или в интервальном соединении с предыдущими, надстрочные и подстрочные элементы. Часто наблюдаются искажения общего строения отдельных букв. На это указывает наличие в тексте новых форм букв (чаще вычурных) наряду с устойчивым сохранением обычных вариантов форм отдельных букв. (21, стр.193). Об изменении частных признаков может также свидетельствовать замедление темпа и снижение координации движений (1-ой группы), необоснованные остановки пишущего прибора перед измененной буквой, неустойчивость признаков в измененных вариантах букв. При исследовании измененного почерка путем подражания буквам печатной формы диагностическая задача по определению способа маскировки не ставится, так как это не требует специальных познаний. Подражание почерку другого лица - сложный процесс. Пишущий при выполнении текста одновременно воспроизводит признаки, свойственные почерку другого человека, и подавляет признаки своего почерка. Это приводит к деавтоматизации процесса письма. В рукописи наряду с признаками обычного почерка исполнителя появляются особенности, имитирующие признаки чужого почерка, а также искаженные признаки почерка пишущего. Успех подражания почерку другого лица зависит от ряда факторов, к которым относятся: 1. Вид подражания. 2. Степень сходства почерка лица, которому подражают, с почерком подражателя; соотношение степени выработанности почерков. 3. Время наблюдения почерка другого лица и степень тренировки в подражании этому почерку. 4. Объем подделываемого текста. 5. Индивидуальные особенности, профессия подражателя и т.п. Различают следующие виды подражания почерку другого лица: 1) на глаз; 2) по памяти; 3) с предварительной тренировкой. Для подражания "на глаз" характерно зрительное восприятие почерка-оригинала и срисовывание непосредственно на документ либо в качестве одного или нескольких пробных вариантов на лист бумаги и лишь затем – на документ. Данный вид подражания предполагает неоднократную сверку с оригиналом в процессе выполнения, поэтому такая рукопись реализуется не как единая система, а по частям. В большинстве случаев у подражателя нет точного текста для копирования. Внимание подражателя сосредоточено на внешнем виде почерка и наиболее броских его признаках, при этом мелкие детали часто упускаются из виду. Таким образом, успех подражания "на глаз", наряду с перечисленными выше факторами, в большой мере зависит от остроты, полноты и точности зрительного восприятия. Между тем попытки воспроизвести даже воспринимаемые подражателем признаки не всегда могут быть удачными в силу отсутствия соответствующего навыка и невозможности удерживать внимание одновременно на нескольких действиях: выполнять, контролировать и сохранять соответствующий темп. К тому же у подражателя нет наглядной информации о способах соединения конкретных букв. При подражании «на глаз» в рукописи, как правило, отчетливо проявляются «классические» признаки необычности ее выполнения: · признаки замедления темпа письма: - низкая связность, которая может маскироваться удлиненными заключительными штрихами, перекрывающимися начальными штрихами последующих элементов; - тупые начала и окончания штрихов; - немотивированные остановки пишущего прибора в виде наплывов красителя, перерывов в движении; остановки могут маскироваться точками начала других элементов; - неравномерный, нестандартный или монотонный, недифференцированный нажим (часто, сильный или, наоборот, слабый); - увеличение размера почерка; - дорисовки; · признаки снижения координации движений 1-ой группы в виде неоднократной угловатости, мелкой извилистости, особенно в отводящих штрихах; · менее выражены признаки снижения координации движений 2-ой группы в виде неустойчивости размера (с тенденцией к увеличению), разгона, наклона, размещения движений по вертикали (иногда показатели координации движений 2-ой группы в результате старательности письма могут быть выше, чем в оригинале). При данном виде подражания исполнителю удается воспроизвести: 1) общее строение письменных знаков имитируемого почерка, особенно наиболее броских; 2) некоторые частные признаки, такие как общую форму и направление движений при выполнении основных элементов букв, количество движений, абсолютную протяженность Различия могут прослеживаться в следующих общих признаках подписи: - степени выработанности (более низкая в исследуемой рукописи); - темпе (более медленный в спорной рукописи); - координации движений (более низкая в спорной рукописи, в отдельных случаях в зависимости от обстоятельств, определяющих успех подражания, может быть более высокая, чем в образцах); - размере (больше, чем в образцах); - степени связности (меньше, чем в образцах); - степени и характере нажима. Различия частных признаков чаще всего наблюдаются: - в соединениях букв; - в мелких, детализированных элементах; - в письменных знаках, сложных для подражания (усложненных, содержащих неоднократную смену направления движений, выполняемых в быстром темпе и т.п.). При этом могут различаться: 1) форма начала и соединения движений, 2) размещение точек начала, окончания, пересечения и соединения движений, 3) взаиморазмещение и взаимопротяженность элементов букв, 4) соотношение наклонов, 5) вид соединения движений и т.п. Таким образом, в рукописи ярко проявляются признаки необычности выполнения, в большем или меньшем объеме признаки имитируемого почерка и собственные признаки почерка подражателя. Относительно несложно решается диагностическая задача; в зависимости от конкретной ситуации – решаема идентификационная задача по отрицанию тождества; идентификация исполнителя в данном случае относится к сложным экспертным задачам, поскольку в рукописи проявляется малое количество собственных признаков почерка исполнителя. Подражание по памяти предполагает воспроизведение ранее виденной почерка. Точность данного вида подражания наряду с перечисленными выше факторами зависит от длительности наблюдения оригинала, характера запоминания (преднамеренное, непреднамеренное) и особенностей памяти подражателя, определяющих стойкость зрительного образа. В большинстве случаев исполнитель воспроизводит лишь наиболее броские признаки подделываемого почерка, придавая ему только относительное сходство с оригиналом. В отличие от подражания «на глаз», в данном тексте проявляется гораздо большее количество собственных признаков почерка подражателя. При подражании по памяти признаки необычности, как правило, выражены менее значительно и могут проявляться лишь в отдельных нарушениях темпа и координации движений.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |