Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы артикуляции

Основные типы английского произношения (4 часа)

Стилистический эффект интонации (2 часа)

Английская интонация (4часа)

Акцентуальная структура английских слов (4часа)

Слоговая структура английских слов (4 часа)

Фонологический (функциональный) аспект речевых звуков (4 часа)

Акустический аспект речевых звуков (2 часа)

Артикуляционный аспект речевых звуков в английском языке (4 часа)

Компоненты фонетической системы английского языка (4 часа)

Фонетика как наука (2 часа)

Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика. Области изучения: описательная фонетика, артикуляционная, акустическая, функциональная. Понятие просодии и фоностилистики.

Фонематический компонент. Системный характер фонематического компонента. Дистрибуция фонем. Слоговая структура и ее аспекты. Акцентуальная структура. Интонационная структура. Компоненты интонации.

Артикуляционные механизмы, участвующие в порождении звуков. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Принципы классификации гласных и согласных.

Физическая природа звуков. Звуковые волны. Акустические свойства звуковых волн. Амплитуда колебаний. Основные звуковые волны и сопряженные. Значение акустической классификации речевых звуков.

Понятие фонемы. Аспекты и функции фонемы. Конститутивная различительная и распознавательная функции фонемы. Различные концепции фонемы и методы ее идентификации. Метод дистрибуции и коммутационный метод. Понятие аллофона и виды аллофонов.

Понятие слога. Структура слога. Виды слогов. Конститутивная различительная и распознавательная функции слогов. Различные концепции слогообразования и слогоделения. Экспираторная теория. Теория сравнительной сонорности звуков. Теория Л.В. Щербы.

Понятие ударения. Физическая природа ударения. Виды ударения. Сила ударения. Связь фразового ударения и словесного. Функции ударения.

Понятие интонации. Компоненты интонации. Функции интонации.

Функциональные стили. Неформальный стиль. Академический стиль. Публицистический стиль. Стиль декламаций. Разговорный стиль

Понятие диалекта и варианта языка. Основные типы произношения в Великобритании. основные типы произношения в США. Сравнительный анализ стандарта произношения в Великобритании и США.

 

Учебная литература и источники

(основная, дополнительная, справочная)

Основная:

Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка. – М. ВШ. 2006.

Соколова М.А. Теоретическая фонетика английского языка: учебник для высш. учеб. заведений. – М., 2004.

Васильев В.А. Фонетика английского языка. Теоретический курс. – М. 1969.

Дополнительная:

Арнольд И.В. Стилистика современного англ. языка.- М., Просвещение, 1990

Токарева Н.Д., Богданова И.М. Курс английского языка для продолжающих: Учеб.- М.: ВШ, Дубна: «Феникс», 1996

Берлин С.А., Вейхман А.С. Обучение английской интонации. Учебно-методи-ческое пособие. - М., ВШ, 1973.

Виноградов В.А. О филологическом механизме иностранного акцента// Проблемы теоретической и прикладной фонетики и обучение произношению. – М., 1973.

Трахтеров А.Л. Практический курс фонетики английского языка. М.- ВШ, 1976г.

Справочная:

Лингвистический энциклопедический словарь п/ред В.Н.Ярцева, 2002г

Интернет ресурсы.

Темы для докладов:

1. Фоностилистика в английских стихах и прозе. (Арнольд)

2. Фоносемантический аспект

1. Методы исследования в акустической фонетике.

2. Теория фонемы И. А. Бодуэна де Куртене.

3. Выдающийся языковед Петербургской школы Л. В. Щерба.

4. Компоненты интонации. Особенности английской интонации.

5. Просодия английского языка

6. Стилистический эффект интонации. Функциональные стили.

7. Неформальный стиль. (Соколова)

8. Академический стиль.

9. Публицистический стиль.

10. Стиль декламаций.

11. Разговорный стиль.

12. Акценты и диалекты Лондона.

13. диалекты средней Англии

14. Уэльские диалекты английского языка.

15. Диалект кокни.

16. Пять вариантов английского языка (Британский, Американский, Австралийский, Канадский, Новозеландский). Краткий обзор.

17. История формирования американского варианта английского языка.

18. Различия Британского и Американского вариантов английского языка в области фонетики.

19. Шотландский английский.

20. Орфоэпия.

21. Великий сдвиг гласных (14-15 век)

Лекция 2. Артикуляционный аспект речевых звуков в английском языке (4 часа)

Артикуляционные механизмы, участвующие в порождении звуков. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Принципы классификации гласных и согласных.

(Токарева Н.Д., Богданова И.М. Курс английского языка для продолжающих: Учеб.- М.: ВШ, Дубна: «Феникс», 1996 – стр.10-16)

Прежде, чем приступить к анализу лингвистической функции фонетики, необходимо рассмотреть работу голосового механизма при порождении устной речи.

Речь человека представляет собой ряд сложных процессов. Сначала этот процесс происходит в мозгу человека, где формируется мысль – это психологическая стадия. Затем сформированное в мозгу сообщение передается органам речи посредством нервной системы. Следовательно, можно говорить о том, что мозг контролирует работу артикуляционных органов в процессе порождения звуков речи. Вторая стадия – физиологическая, движения речевого аппарата заставляют поток воздуха колебаться, создавая звуковые волны. Соответственно, третья стадия – физическая или акустическая. Далее сообщение достигает слушателя, поэтому последняя стадия называется стадией восприятия звуковых волн органами слуха реципиента, передачей сообщения через нервную систему в мозг и лингвистической интерпретацией полученной информации.

Органы речи включают в себя дыхательный или респираторный механизм, голосовые связки и артикуляторные органы.

Мы произносим звуки, выдыхая воздух из легких (the lungs), который проходит через трахею (the wind-pipe), поступает в гортань (the larynx) и проходит через голосовые связки (the vocal cords). От давления потока воздуха зависит сила голоса, таким образом, дыхание создает источник энергии для производства голоса.

Голосовые связки представляют две мускульные эластичные складки, они могут сближаться и одновременно натягиваться или раздвигаться и расслабляться; пространство между ними называется голосовой щелью(the glottis). Когда голосовые связки напряжены, поток воздуха приводит их в колебательное движение, они вибрируют, производя музыкальный тон или голос (tone of voice), который мы слышим при произнесении гласных, сонантов и звонких согласных, например [a:], [n], [z]. Когда голосовые связки не напряжены и раздвинуты, воздух свободно выходит через голосовую щель. Таково положение голосовых связок при произнесении глухих согласных, например [s], [p]. Если прикоснуться к гортани, можно почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении гласных звуков и звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих согласных.

Высота звучания голоса зависит от частоты вибрации голосовых связок – чем больше частота вибрации, тем выше тон голоса. Типичный женский голос звучит выше по тону, чем мужской, потому что женские голосовые связки вибрируют с большей частотой. Чем больше амплитуда вибраций, тем громче звучит голос.

Над гортанью располагается полость зева, или фарингальная полость(the pharynx), ротовая полость (the mouth cavity) и носовая полость (the nasal cavity). Их форма и объем влияют на качество звуков.

Из фарингальной полости выдыхаемый воздух может выходить через ротовую полость, если мягкое небо (the soft palate) поднято, или через носовую полость, если мягкое небо опущено. В первом случае образуются ротовые (oral) звуки, во втором – носовые (nasal) звуки. В английском языке три носовых согласных звука – [m], [n], [ŋ], один гортанный [h], остальные ротовые.

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков. Подъем языка в ротовой полости зависит от величины ротового раствора, т.е. от положения нижней челюсти.

Для удобства описания артикуляции язык можно условно разделить на три части: переднюю (the front part), в которой, в свою очередь, выделяется передний край и его кончик, среднюю (middle) часть и заднюю (back) часть. В состоянии покоя передняя часть языка располагается против альвеолярной дуги (the alveolar ridge), средняя часть – против твердого неба (the hard palate), задняя часть – против мягкого неба.

Передняя часть языка является наиболее активной частью, она почти исключительно используется для образования различных преград (полных и неполных) при артикуляции согласных звуков. При производстве гласных звуков она пассивна и лежит за нижними зубами.

Средняя и задняя части языка составляют основную массу языка, которая менее подвижна, но, тем не менее, может передвигаться горизонтально и вертикально, участвуя в образовании гласных звуков.

Верхние и нижние зубы, а также верхние и нижние губы могут образовы-вать полные и неполные преграды при артикуляции согласных звуков, например [b], [v], [w]. Положение губ, а также нижней челюсти регулирует величину и форму ротового отверстия при произнесении гласных, например [i], [o:].

Органы речи делятся на подвижные и неподвижные, активные и пассивные. Подвижными органами речи являются язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки. Неподвижными являются верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.

Речевой аппарат -совокупность органов человеческого организма, приспособленных для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
К органам речи в узком смысле, относят: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

Гласные и согласные звуки. Гласные звуки (vowels) – это звуки чистого музыкального тона, при их произнесении голосовые связки напряжены и вибрируют, выдыхаемый воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своем пути никаких преград, проход воздуха широкий, мышечное напряжение распределяется по всему речевому аппарату.

При произнесении согласных звуков (consonants) выдыхаемый воздух встречает полную или неполную преграду, возникающее при этом трение воздушной струи о стенки преграды создает шум, наличие которого является принципиальным отличием согласных звуков от гласных. Голосовые связки вибрируют при произнесении звонких согласных и сонантов, при произнесении глухих согласных они пассивны и не участвуют в звукообразовании. Мышечное напряжение сосредоточено в месте преграды.

Интенсивность шума согласных зависит от ширины прохода: чем уже щель, тем сильнее шум. Звонкие согласные звуки, при произнесении которых музыкальный тон превалирует над шумом, называются сонантами, или сонорными, остальные согласные называются шумными. В английском языке 20 гласный звуков и 24 согласных звука, из них 7 – сонанты.

Классификация гласных.

Основными принципами классификации гласных являются:

1) степень стабильности произнесения;

2) расположение основной массы языка в ротовой полости;

3) Высота подъема основной массы языка;

4) степень напряженности речевого аппарата;

5) долгота и краткость гласных;

6) положение губ.

1. Степень стабильности произнесения. По этому принципу гласные делятся на монофтонги, дифтонги и дифтонгоиды. Монофтонги (monophthongs) – это гласные, при произнесении которых органы речи сохраняют неподвижность, качество гласного устойчиво. Дифтонги (diphthongs) характеризуются скользящей артикуляцией, качество звучания гласного изменяется радикально. Органы речи занимают определенное положение для артикуляции первого устойчивого гласного, который звучит отчетливо и протяжно, затем органы изменяют свой уклад, стремясь занять другое положение, но не достигая его. Это скольжение производится в направлении одного их трех тембров: [i], [u] и [ə], они звучат кратко и неотчетливо. Первый элемент называется ядром дифтонга (nucleus), второй – скольжением (glide). Дифтонгоиды являются как бы промежуточным звеном между монофтонгами и дифтонгами. Они так же, как и дифтонги, характеризуются скользящей артикуляцией, но степень скольжения в них значительно слабее, в них не происходит радикального изменения качества звучания гласного, поэтому дифтонгоиды традиционно относят к группе монофтонгов. В английском языке 12 монофтонгов: [i:], [ı], [e], [æ], [u], [u:], [o:], [o], [a:], [Λ], [з:], [ə] из них [i:] и [u:] – дифтонгоиды и 8 дифтонгов: [ei], [ai], [oi], [au], [əu], [iə], [εə], [uə].

2. Расположение основной массы языка в ротовой полости – передней, центральной или задней части ротовой полости.

Если основная масса языка продвинута вперед к передним зубам (передняя часть языка при этом касается нижних зубов) и средняя часть его выгнута вверх, то образуемые при таком положении языка гласные называются передними, или гласными переднего ряда (front vowels). В английском языке к передним глас-ным относятся монофтонги [i:], [e], [æ] и первые элементы дифтонгов [εə], [ei].

Если основная масса языка несколько отодвинута назад по сравнению с передним положением, то образуются передние оттянутые назад гласные (front retracted vowels). К ним относится монофтонг [ı] и первые элементы дифтонгов [ai], [au], [iə].

Основная масса языка может быть оттянута назад, и при этом задняя часть языка выгнута вверх, при таком положении языка образуются гласные заднего ряда (back). В английском языке монофтонги [u:], [o:], [o] и первый элемент дифтонга [oi] являются задними гласными.

Если основная масса языка несколько продвинута вперед по сравнению с положением в задней части ротовой полости, то артикулируемые таким образом гласные называются задними продвинутыми вперед (back advanced vowels). К ним относятся монофтонги [u], [a:] и первый элемент дифтонга [uə].

Основная масса языка может находиться в центре ротовой полости, при этом как средняя, так и задняя части равномерно приподняты, при таком положении языка произносятся гласные смешанного ряда или центральные гласные. К смешанным гласным относятся английские монофтонги [Λ], [з:], [ə] и первый элемент дифтонга [əu].

3. Высота подъема основной массы языка – высокое, среднее или низкое положение.

Высокие гласные произносятся при таком положении языка, когда основная масса языка поднимается высоко в ротовой полости: [i:], [ı], [u], [u:] и первые элементы дифтонгов [iə], [uə].

Средние гласные произносятся, когда основная масса языка располагается в середине ротовой полости, средняя и задняя части языка равномерно приподняты: [e], [o:], [з:], [ə] и первые элементы дифтонгов [ei], [əu], [εə].

Низкие гласные произносятся, если основная масса расположена низко в ротовой полости: [æ], [o], [a:], [Λ] и первые элементы дифтонгов [ai], [oi], [au].

4. Степень напряженности речевого аппарата, или степень мускульного напряжения. Монофтонги могут произноситься с некоторым мышечным напряжением, как в звуках [a:], [o:], или без напряжения, как в звуках [ı], [Λ]. Гласные [i:], [u:], [o:], [a:], [з:] характеризуются как напряженные (tense), а гласные [ı], [e], [æ], [u], [o], [Λ], [ə] – как ненапряженные (lax). Дифтонги считаются полунапряженными, так как к концу артикуляции дифтонга напряжение, как правило, уменьшается. Дифтонгоиды [i:], [u:] характеризуются некоторым увеличением напряженности к концу произнесения гласного, так как скользящий участок дифтонгоида находится не в конце звучания гласного, как в дифтонгах, а в начале.

5. Долгота и краткость гласных. Традиционно гласные делятся на долгие и краткие. Однако основой дифференциации гласных являются качественные характеристики, поскольку фактическая длительность звучания исторически долгих гласных может изменяться. Долготные позиционно-обусловленные варианты гласных зависят от типа слога, от типа согласного, завершающего слог, от акцентной структуры слога, от его интонационного оформления.

6. Положение губ. При артикуляции гласных губы могут быть нейтральными, как в монофтонгах [æ], [a:], [Λ], [з:], [ə] и в первом элементе дифтонгов [ai], [au], [εə]; растянутыми как в [i:], [ı], [e] и в [ei], [iə]; и округленными как в [u], [u:], [o:], [o] и в [əu], [oi], [uə]. Английские округленные гласные характеризуются плоским укладом губ, в русском языке подобные гласные произносятся с выпяченными губами, как, например, гласный [у].

Классификация согласных

Основными принципами классификации согласных являются:

1) Место артикуляции и активный орган артикуляции;

2) Тип преграды;

3) Способ образования шума;

4) Количество шумообразующих преград;

5) Работа голосовых связок;

6) Степень мышечной напряженности.

1. Место артикуляции и активный орган артикуляции. В зависимости от того, какие подвижные и неподвижные органы речи участвуют в артикуляции звука речи, согласные делятся на губные(labial), язычные (lingual) и гортанные (glottal).

Губные согласные могут быть губно-губными (bilabial), артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b] и губно-зубными (labiodental), произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].

Язычные согласные распадаются на переднеязычные (forelingual), среднеязычные (mediolingual) и заднеязычные (backlingual).

Переднеязычные согласные могут быть предорсально-зубными (predorsal dental) или межзубными (interdental) – [θ], [ð] (поверхность передней части языка образует неполную преграду с верхними зубами); апикально-альвеолярными (apical alveolar) – [t], [d], [n], [l], [s], [z], [∫], [3], [t∫], [d3] (передний край языка поднят к альвеолярной дуге); какуминально-заальвеолярными (cacuminal post-alveolar) - [r] (передний край языка поднят вверх и слегка загнут к заднему скату альвеол).

В среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твердому нëбу. Так артикулируется единственный в английском языке дорсально-палатальный (dorsal palatal) звук [j].

Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому небу - [k], [g], [ŋ]. Это дорсально-велярные звуки.

Единственный в английском языке гортанный звук [h] образуется в гортани: выдыхаемый поток воздуха с легким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.

2. Тип преграды. По типу шумообразующей преграды согласные подразделяются на смычные (occlusive), при произнесении которых в ротовой полости образуется полная преграда, и щелевые (constrictive), при артикуляции которых в ротовой полости образуется неполная преграда. Смычные согласные: [p], [b], [t], [d], [k], [g], [m], [n], [ŋ], [t∫], [d3]; щелевые согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [3], [h], [w], [l], [r], [j].

3. Способ образования шума. Как смычные, так и щелевые согласные могут быть шумными (non-sonorous) и сонантами (sonants).

Смычные шумные согласные подразделяются на взрывные (plosive) и аффрикаты (affricates).

4. Количество шумообразующих преград.

5. Работа голосовых связок.

Классификация согласных звуков

Место образования     Тип преграды губные     язычные гортанные    
переднеязычные Средне-язычные Заднее-язычные
губно-губные губно-зубные предорсальные апикаль-ные Какуми-нальные Дорсаль-ные Дорсаль-ные
    зубные Альвео-лярные заальвеолярные Палаталь-ные велярные
смычные шумные Взрыв-ные                  
аффри-каты                  
сонанты Носо-вые                  
щелевые шумные   шумные фрикативные                
сонанты Средин-ные                
Боко-вые                

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение начальных условий при переходе от описания системы в макроподходе к описанию системы в микроподходе | Пластинчатый ящичный питатель СМ-664
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.