Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рынка морского страхования

Лекция РЫНОК МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Рынок морского страхования — это определенная экономиче­ская среда, где находят удовлетворение имеющиеся имуществен­ные (а следовательно, и страховые) интересы участников морской перевозки, выраженные в денежной форме. Указанные имущест­венные интересы выражают потребность в страховой защите, призванной оградить морское предприятие от различных непред­виденных случайностей и опасностей. Удовлетворению этих иму­щественных интересов подчинена деятельность специальных ор­ганизаций — морских страховщиков, являющихся неотъемлемым звеном данного рынка. Морские страховщики реагируют на име­ющиеся существенные интересы участников морской перевозки, стремясь предоставить адекватную страховую защиту имеющему­ся риску морского предприятия, выраженному в деньгах.

Основными субъектами рынка морского страхования явля­ются страхователи, заинтересованные в страховой защите; морские страховщики (обеспечивающие страховое по­крытие для страхователей) и их ассоциации, а также страхо­вые посредники, обеспечивающие взаимодействие между страхователями и морскими страховщиками по поводу морского страхования.

Принято различать национальный и международный рынки морского страхования. Национальные рынки морского страхования складываются в странах, обладающих зна­чительным тоннажем морского торгового флота и крупными объ­емами морских грузовых перевозок. Практически все ведущие морские державы имеют развитые национальные рынки морско­го страхования. Вместе с тем, процессы глобализации мировой экономики вызвали необходимость формирования международ­ного рынка морского страхования, поскольку отдельно обособ­ленные национальные рынки морского фрахтования уже не мог­ли удовлетворить все возрастающие фрахтовые интересы судо­владельцев, фрахтователей, грузовладельцев и других участников морской перевозки грузов и пассажиров. Эти страховые интересы нуждались в адекватном страховом покрытии, которое не могла обеспечить отдельно взятая страховая компания. Постепенно на­чался процесс стирания границ между национально обособлен­ными страховыми рынками и формирования на их основе между­народного страхового рынка. Денежные ресурсы совокупного страхового фонда концентрировались в мировых финансовых центрах — Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Цюрихе и других. В этой связи перечисленные города также стали считаться центрами международного рынка морского страхования.

Международный рынок морского страхования не существует изолированно и обособленно от экономических процессов миро­вого хозяйства. Все больше и больше он приобретает черты международного страхового комплекса, где про­исходит тесное переплетение взаимных экономических интересов международного рынка ценных бумаг, международного страхового рынка и международного рынка новейших информационных тех­нологий. Все эти рынки формируют крупные централизованные финансовые потоки, обслуживающие потребности мирового хо­зяйства.

Среди факторов, оказывающих сильное влияние на развитие международного рынка морского страхования, можно выделить следующие:

- усиление интернализации производства и капитала, требу­ющего надлежащего обеспечения морскими грузовыми перевоз­ками и освоения природных богатств морского континентально­го шельфа;

- совершенствование международных транспортных систем, развитие интермодальных грузовых перевозок, рост тоннажа ми­рового морского флота;

- международная миграция рабочей силы;

- наличие крупных рисков природного и техногенного харак­тера, связанных с эксплуатацией судов, плавучих буровых плат­форм и других объектов.

 

Национальный рынок морского страхования представлен ря­дом акционерных страховых компаний и клубов взаимного стра­хования. Регулирующая роль государства в функционирующем рынке морского страхования выражается в создании органа госу­дарственного страхового надзора. Указанный орган с помощью правовых органов обеспечивает надзор за состоянием платеже­способности страховых компаний, выдает и отзывает государст­венные лицензии на право осуществления страховой деятельнос­ти отдельными страховщиками, решает другие вопросы по защи­те законных интересов страхователей.

Функционирование рынка морского страхования невозмож­но без определенной сети страховых посредников (страховых агентов и страховых брокеров). Очень часто функции страховых посредников берут на себя транспортно-экспедиционные фир­мы, морские агенты и другие. Наряду со страховыми посредника­ми на рынке морского страхования создается мощная деловая ин­фраструктура в лице классификационных обществ, аварийных комиссаров, сюрвейеров и аджастеров. Указанная деловая ин­фраструктура решает вопросы экспертной оценки объектов стра­хования, предшествующей заключению договора морского стра­хования, а также по факту страхового случая.

Международный рынок морского страхования в институцио­нальном плане представлен, прежде всего страховой корпорацией Ллойда и Институтом Лондонских страховщиков. Деловая инфра­структура международного рынка страхования выражена через агентов Ллойда, а также агентов Института лондонских страхов­щиков. Общемировое значение в этой связи имеет также деятель­ность авторитетнейшего классификационного общества — регист­ра Ллойд, дающего компетентные заключения относительно объ­ектов страхования (судов и др.).

В институциональной структуре международного рынка мор­ского страхования необходимо выделить ряд организаций. Среди них Международный союз морского страхования (МСОМС), Международная ассоциация классификационных обществ, Меж­дународный институт морских сюрвейеров и другие.

Правовую среду для функционирования международного рынка морского страхования создают международные конвенции по вопросам торгового мореплавания и смежным областям дея­тельности, разработанные и принятые под эгидой Международ­ной морской организации.

Обособленные звенья международного рынка морского стра­хования, связанные с аналогичными национальными рынками, — страховые оффшоры и транснациональные перестраховочные компании. Страховые оффшоры создаются в особых территориях, имеющих статус свободных экономических зон и льготный нало­говый режим для страховых операций нерезидентов. Транснацио­нальные перестраховочные компании представляют собой страхо­вые компании, специализирующиеся на приеме рисков морского страхования в перестрахование. Деятельность этих перестраховоч­ных компаний носит глобальный характер и не может ограничи­ваться рамками какого-либо отдельного национального рынка морского страхования. Все это дает основание называть этих авто­ритетных страховщиков транснациональными перестраховочными компаниями. Через транснациональные перестраховочные компании в значительной мере обеспечивается связь между от­дельными национальными рынками морского страхования и меж­дународным рынком морского страхования. В функционировании международного рынка морского страхования особая роль принад­лежит Лондону, который является одним из мировых финансовых центров, а также городом, где находятся штаб-квартиры крупней­ших международных организаций прямо или косвенно связанных с практикой проведения страхования.

Практический интерес представляет структурирование рынка морского страхования по отдельным его сегментам. Происходит из имеющейся классификации видов морского страхования, в той или иной степени обращающихся на этом рынке, т. е. находящих соответствующий спрос и предложение среди его участников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Энтеробиоз | Морские страховщики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.