КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие рынка морского страхования
Лекция РЫНОК МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Рынок морского страхования — это определенная экономическая среда, где находят удовлетворение имеющиеся имущественные (а следовательно, и страховые) интересы участников морской перевозки, выраженные в денежной форме. Указанные имущественные интересы выражают потребность в страховой защите, призванной оградить морское предприятие от различных непредвиденных случайностей и опасностей. Удовлетворению этих имущественных интересов подчинена деятельность специальных организаций — морских страховщиков, являющихся неотъемлемым звеном данного рынка. Морские страховщики реагируют на имеющиеся существенные интересы участников морской перевозки, стремясь предоставить адекватную страховую защиту имеющемуся риску морского предприятия, выраженному в деньгах. Основными субъектами рынка морского страхования являются страхователи, заинтересованные в страховой защите; морские страховщики (обеспечивающие страховое покрытие для страхователей) и их ассоциации, а также страховые посредники, обеспечивающие взаимодействие между страхователями и морскими страховщиками по поводу морского страхования. Принято различать национальный и международный рынки морского страхования. Национальные рынки морского страхования складываются в странах, обладающих значительным тоннажем морского торгового флота и крупными объемами морских грузовых перевозок. Практически все ведущие морские державы имеют развитые национальные рынки морского страхования. Вместе с тем, процессы глобализации мировой экономики вызвали необходимость формирования международного рынка морского страхования, поскольку отдельно обособленные национальные рынки морского фрахтования уже не могли удовлетворить все возрастающие фрахтовые интересы судовладельцев, фрахтователей, грузовладельцев и других участников морской перевозки грузов и пассажиров. Эти страховые интересы нуждались в адекватном страховом покрытии, которое не могла обеспечить отдельно взятая страховая компания. Постепенно начался процесс стирания границ между национально обособленными страховыми рынками и формирования на их основе международного страхового рынка. Денежные ресурсы совокупного страхового фонда концентрировались в мировых финансовых центрах — Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Цюрихе и других. В этой связи перечисленные города также стали считаться центрами международного рынка морского страхования. Международный рынок морского страхования не существует изолированно и обособленно от экономических процессов мирового хозяйства. Все больше и больше он приобретает черты международного страхового комплекса, где происходит тесное переплетение взаимных экономических интересов международного рынка ценных бумаг, международного страхового рынка и международного рынка новейших информационных технологий. Все эти рынки формируют крупные централизованные финансовые потоки, обслуживающие потребности мирового хозяйства. Среди факторов, оказывающих сильное влияние на развитие международного рынка морского страхования, можно выделить следующие: - усиление интернализации производства и капитала, требующего надлежащего обеспечения морскими грузовыми перевозками и освоения природных богатств морского континентального шельфа; - совершенствование международных транспортных систем, развитие интермодальных грузовых перевозок, рост тоннажа мирового морского флота; - международная миграция рабочей силы; - наличие крупных рисков природного и техногенного характера, связанных с эксплуатацией судов, плавучих буровых платформ и других объектов.
Национальный рынок морского страхования представлен рядом акционерных страховых компаний и клубов взаимного страхования. Регулирующая роль государства в функционирующем рынке морского страхования выражается в создании органа государственного страхового надзора. Указанный орган с помощью правовых органов обеспечивает надзор за состоянием платежеспособности страховых компаний, выдает и отзывает государственные лицензии на право осуществления страховой деятельности отдельными страховщиками, решает другие вопросы по защите законных интересов страхователей. Функционирование рынка морского страхования невозможно без определенной сети страховых посредников (страховых агентов и страховых брокеров). Очень часто функции страховых посредников берут на себя транспортно-экспедиционные фирмы, морские агенты и другие. Наряду со страховыми посредниками на рынке морского страхования создается мощная деловая инфраструктура в лице классификационных обществ, аварийных комиссаров, сюрвейеров и аджастеров. Указанная деловая инфраструктура решает вопросы экспертной оценки объектов страхования, предшествующей заключению договора морского страхования, а также по факту страхового случая. Международный рынок морского страхования в институциональном плане представлен, прежде всего страховой корпорацией Ллойда и Институтом Лондонских страховщиков. Деловая инфраструктура международного рынка страхования выражена через агентов Ллойда, а также агентов Института лондонских страховщиков. Общемировое значение в этой связи имеет также деятельность авторитетнейшего классификационного общества — регистра Ллойд, дающего компетентные заключения относительно объектов страхования (судов и др.). В институциональной структуре международного рынка морского страхования необходимо выделить ряд организаций. Среди них Международный союз морского страхования (МСОМС), Международная ассоциация классификационных обществ, Международный институт морских сюрвейеров и другие. Правовую среду для функционирования международного рынка морского страхования создают международные конвенции по вопросам торгового мореплавания и смежным областям деятельности, разработанные и принятые под эгидой Международной морской организации. Обособленные звенья международного рынка морского страхования, связанные с аналогичными национальными рынками, — страховые оффшоры и транснациональные перестраховочные компании. Страховые оффшоры создаются в особых территориях, имеющих статус свободных экономических зон и льготный налоговый режим для страховых операций нерезидентов. Транснациональные перестраховочные компании представляют собой страховые компании, специализирующиеся на приеме рисков морского страхования в перестрахование. Деятельность этих перестраховочных компаний носит глобальный характер и не может ограничиваться рамками какого-либо отдельного национального рынка морского страхования. Все это дает основание называть этих авторитетных страховщиков транснациональными перестраховочными компаниями. Через транснациональные перестраховочные компании в значительной мере обеспечивается связь между отдельными национальными рынками морского страхования и международным рынком морского страхования. В функционировании международного рынка морского страхования особая роль принадлежит Лондону, который является одним из мировых финансовых центров, а также городом, где находятся штаб-квартиры крупнейших международных организаций прямо или косвенно связанных с практикой проведения страхования. Практический интерес представляет структурирование рынка морского страхования по отдельным его сегментам. Происходит из имеющейся классификации видов морского страхования, в той или иной степени обращающихся на этом рынке, т. е. находящих соответствующий спрос и предложение среди его участников.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |