КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Особенности организации и функционирования коммерческой деятельности фирмы на рынке информационных услуг и продуктов
Для успешного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики руководству необходимо: · понимать общее состояние экономики, конъюнктуру рынка и природу рыночных процессов в их развитии и взаимосвязи; · обладать способностью восприятия производимой рынком информации, грамотной оценки ее, анализа и правильного применения. В современных условиях предприятиям приходится осваивать новый для них тип экономического поведения, приспосабливать свою деятельность к неопределенностям внешней среды и к меняющейся рыночной ситуации. Организуя коммерческую деятельность фирмы на рынке информационных услуг и продуктов, важно учитывать, что процессы производства информации опосредуются двумя фундаментальными законами: Характеристики процесса производства информации: · во-первых, никакая деятельность людей в обществе и общества в целом не свободна от информационного производства, с него она начинается им и заканчивается; · во-вторых, информационное производство мало придумать, его нужно вырастить в процессе интенсивного использования в реальных условиях [2]. Процессы производства, передачи и использования информации образуют фазы информационного взаимодействия. Как экономический ресурс и фактор производства, информация рассматривается с того момента, когда она стала товаром и приобрела потребительскую стоимость. Однако, как показывают исследования [9], лишь 30% производимой в мировом хозяйстве информации выступает информационным продуктом, а остальные информационные ресурсы проходят по внутренним каналам фирмы, либо служат объектом безвозмездной передачи результатов научных исследований, оставаясь в стороне от процессов товарного обращения. Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что в деле развития информационного рынка надежда на уравновешивание спроса и предложения благодаря стихийному действию «невидимой руки» не только недальновидна, но и в большинстве случаев невозможна [10]. Структура и содержание информационного ресурса, Поскольку информационный ресурс, обеспечивающий эффективность функционирования фирм сферы информационного бизнеса, подвержен тенденции динамичного изменения структуры и содержания, то возникает проблема классификации информации, входящей в информационный ресурс. Всю информацию, необходимую фирме для успешной организации коммерческой деятельности, требующую постоянного контроля со стороны предприятия, можно структурировать по двум признакам: внешняя и внутренняя. 1. Внешняя информация включает: 1. Общее состояние рынка (номенклатура товара, количество производителей и продавцов, цены и объемы сделок по группам товаров, производителей и продавцов, тенденции изменения спроса, покупательская способность групп потребителей и т.д.). 2. Информацию о региональных особенностях и тенденциях развития данной сферы бизнеса. 3. Исследования информационной потребности потенциальных клиентов с позиций определения ее структуры и содержания с целью разработки оптимального набора средств ее удовлетворения. 4. Результаты анализа потребительского спроса на информационные продукты, их рыночная стоимость. 5. Показатели состояния и тенденций развития смежных и перспективных рынков (производителей и потребителей). 6. Прогнозы на изменения и совершенствование конъюнктуры рынка. 7. Показатели основной деятельности фирм - ближайших конкурентов, удовлетворяющих информационные потребности клиентов в данном сегменте рынка информационных услуг и продуктов (объем производства и реализации продукции в разбивке по временным периодам, наличие и широта дистрибьюторской сети, методы рекламных и маркетинговых компаний, рекламный бюджет, перспективные планы выпуска продукции, себестоимость продукции и т.д.). Большая часть такой информации является конфиденциальной и трудно доступной. 8. Изучения возможностей ближайших конкурентов с позиций удовлетворения существующих на рынке информационных потребностей. 9. Сведения о наукоемких технологиях, используемых в процессе производства информационных услуг. 10. Информацию о правовом обеспечении сферы информационного бизнеса, об изменениях в законодательстве и социальных процессах. 2. Внутренняя (внутрифирменная) информация включает: 2.1. Показатели финансового состояния и финансовых результатов деятельности фирмы. 2.2. Показатели, характеризующие внутрифирменное состояние фирмы в текущем периоде и положение выпускаемого продукта на рынке (величина и структура себестоимости продукта, товарно-складские запасы, скорость и объем товарооборота, статистические данные по динамике реализации продукции и т.д.). 2.3. Показатели информационного, методического и технологического потенциала фирмы. 2.4. Показатели, характеризующие перспективность развития фирмы. 2.5. Информация о кадровом потенциале фирмы. 2.6. Информационно-методическое обеспечение процесса предоставления услуг.
К основным факторам, которые необходимо учитывать при организации коммерческой деятельности фирм на рынке информационных услуг и продуктов, можно отнести следующие [6, 8]: 1. Изменение структуры и состава информационных потребностей пользователей. Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации начинают испытывать не только предприятия и организации, но и миллионы граждан. 2. Информация становится экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает рынок информационных услуг и продуктов, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в производство информации с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли. 3. Возрастание технологических возможностей получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. Отчасти этому способствуют свойства самой информации как товара (информацию легко тиражировать, потребление информации не ведет к ее уменьшению, а обмен информацией способствует ее росту), но в основном это вызвано быстрым прогрессом в создании информационных и коммуникативных технологий.
Особенности функционирования фирм сферы информационного бизнеса: 1. Практическое отсутствие правового обеспечения деятельности фирм. 2. Высокая конкуренция с западными производителями информационных услуг и продуктов. 3. Отсутствие системы льготного налогообложения, что тормозит развитие инфраструктуры информационного бизнеса. 4. Широким спектром работы с клиентами и партнерами, в отличие от других сфер бизнеса. 5. Особыми требованиями к профессиональной компетентности сотрудников фирмы. 6. Направленностью на реализацию маркетингового подхода в организации коммерческой деятельности. 7. Необходимостью реализации гибкой системы ценообразования. 8. Практическим отсутствием специалистов в области предоставления информационных услуг.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |