Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений




В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие занятия могут восполнить то, что было упущено в детстве. В вузе, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

В современной системе физического воспитания в вузе значительное предпочтение отдается спорту – игровой и соревновательной деятельности, направленной на достижение определенных результатов, и характеризующейся высокими двигательными возможностями человека в условиях соперничества.

Зачастую при выборе видов спорта (систем физических упражнений) у многих студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации. Часто выбор определяется случайностью и гораздо реже он опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимание необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. Случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными. Прежде чем сделать осознанный выбор вида спорта или системы физических упражнений, студент должен объективно оценить уровень своего физического развития, двигательных качеств, психофизической подготовленности, а также предварительно ознакомиться с возможностями предлагаемых видов спорта или систем физических упражнений и оценить, в какой мере они могут способствовать его физическому совершенствованию. Учебная программа по дисциплине «Физическая культура» предусматривает регулярный контроль за динамикой физической подготовленности каждого студента (контрольное тестирование). На основании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или для акцентированного развития какого-либо физического качества. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается следующие мотивационные варианты выбора студентами вида спорта или системы физических упражнений:

1. Повышение функциональных возможностей организма и укрепление здоровья. В этом случае необходимо выбирать виды спорта, преимущественно направленные на развитие выносливости (бег, плавание, ходьба).

2. Коррекция недостатков физического развития и телосложения. Наибольшие возможности в избирательной коррекции отдельных недостатков телосложения предоставляют регулярные занятия атлетической гимнастикой и шейпингом.

3. Выбор видов спорта и систем физических упражнений для активного отдыха. Существенную роль в выборе видов спорта и систем физических упражнений играет психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние, а также темперамент. Так, если человек легко отвлекается от работы, а затем быстро в нее включается, если он общителен с окружающими и эмоционален в спорах, то для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени выполнять физическую работу, то ему подойдут занятия длительным бегом, плаванием, ходьбой и др.

4. Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. При выборе видов спорта систем физических упражнений следует руководствоваться особенностями будущей профессии. Так, если будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то необходимо выбирать виды спорта в наибольшей степени развивающие это качество. Если будущая профессия связана с длительным напряжением зрительного анализатора, необходимо освоить виды спорта и упражнения, тренирующие мышцы глаза (настольный теннис, бадминтон).

5. Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов. Выбор видов спорта должен осуществляться с учетом требований спортивного отбора для конкретного вида спорта. Спортивный отбор – многоэтапная система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающая педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности человека для специализации в определенном виде спорта или группе видов спорта. Комплексный подход к отбору позволяет установить требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. Каждый, кто заинтересовался, может сопоставить свои показатели с модельными характеристиками. Это позволит объективно оценить и спрогнозировать собственные возможности в достижении того или иного уровня в избранном виде спорта. Каждый студент может выбрать вид спорта из числа предлагаемых кафедрой физической культуры и, чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта, или системы физических упражнений на организм человека.

Система физических упражнений специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая и ритмическая гимнастика, шейпинг, единоборства, а также нетрадиционные системы и комплексы физических упражнений из восточных систем (каратэ, у-шу, йога и др.). Менее распространенная система специальных упражнений, носящая название «стретчинг». Эти упражнения направлены, главным образом, на растягивание мышц и связок, что обеспечивает подвижность в суставах и значительное улучшение гибкости. Стретчинг применяется как восстановительное и разминочное средство. Медленное, спокойное выполнение упражнений способствует снятию нервно-эмоциональных напряжений, активному отдыху.

В арсенале средств имеются также и системы локального воздействия – системы дыхательных упражнений (Бутейко, Стрельниковой), комплекс специальных упражнений для глаз (Э.С. Аветисова).

В особую группу выделены восточные системы физических упражнений. Система физических упражнений, которая особенно активно воздействует на дыхательную систему, а через освоение и выполнение достаточно сложных поз – на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат, содержит в себе элементы медитации и аутотренинга, направленные также на коррекцию и психическое состояние. Между тем, почти все восточные системы имеют ограниченное воздействие на организм человека и не дают занимающемуся разносторонней физической подготовки. По этой причине все эти системы обычно не включаются в перечень видов спорта и систем физических упражнений, предлагаемых студентам в качестве самостоятельных видов, и идут как сопутствующие при выборе определенных видов спорта, а также используются на специальном учебном отделении.

Виды спорта, условно, можно сгруппировать по их воздействию на организм человека. Подобная группировка позволяет объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую, развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе. Итак, виды спорта можно разделить на следующие группы:

1. Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Развитие выносливости в процессе спортивной тренировки – одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, а следовательно, и повышения уровня здоровья. К видам спорта, акцентировано развивающим выносливость, можно отнести все циклические виды спорта (спортивная ходьба, бег, плавание и др.). Циклические виды спорта также позволяют значительно уменьшить жировую прослойку, улучшить отдельные показатели физического развития и др.

2. Виды спорта, преимущественно развивающие силовые и скоростно-силовые качества. Силовые качества могут проявляться как в чистом виде, так и в сочетании с другими физическими качествами. В связи с этим выделяют абсолютную силу, относительную силу, силовую выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы их развития. Тяжелая атлетика совершенствует, в основном, способности к максимальным мышечным усилиям. Однако решающее значение во многих видах деятельности имеет силовая выносливость. Развитию силовой выносливости способствуют такие виды спорта, как гиревой спорт и атлетическая гимнастика. Основная особенность гиревого спорта – это продолжительное выполнение силового упражнения, требующего незаурядной силовой выносливости. Атлетическая гимнастика – система упражнений с разнообразными отягощениями. Позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения.

Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические виды (метание копья, молота, диска, толкание ядра и прыжки). Главное в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и скорости мышечного сокращения.

3. Виды спорта, развивающие преимущественно координацию движений, ловкость. Наибольший эффект в развитии ловкости обеспечивают такие сложно координированные виды спорта, как спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, аэробика, спортивные игры и др. Из-за сложности и длительности формирования координационных способностей не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов (кроме спортивных игр и аэробики). Фундамент сложно координированных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней тренировки.

4. Виды спорта комплексного, разностороннего воздействия на организм занимающихся. Для этой группы видов спорта характерно многостороннее воздействие на занимающихся: развивается и совершенствуется целый комплекс психофизических качеств, двигательных умений и прикладных знаний. Здесь можно выделить следующие подгруппы:

· виды спорта, связанные с непосредственной контактной борьбой с соперником (единоборства). В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их скоростные характеристики, улучшаются ориентировочные реакции, повышается эффективность и продуктивность сенсорно-психических процессов;

· спортивные игры. Спортивное совершенствование в игровых видах спорта способствует гармоничному развитию у занимающихся всех основных физических качеств. Под влиянием систематических занятий играми улучшаются функции вестибулярного аппарата, совершенствуется точность движений, увеличивается поле зрения игроков, повышается порог различия пространственных восприятий;

· многоборья. Многоборья оказывают разностороннее воздействие, требуют психофизической подготовленности, умения рационально расходовать силы и время на различные виды деятельности. Эта группа видов спорта отличается более широким спектром развиваемых у занимающихся физических и психологических качеств, двигательных умений и навыков по сравнению с другими видами спорта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.