Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Особенности пожарной опасности и основные противопожарные мероприятия на участках приемки и отпуска нефти и нефтепродуктов (25 мин.)




 

Основными зданиями и сооружениями на нефтебазах являются следующие (демонстрируются слайды № 7-№10) (5 мин):

1. Сливоналивные сооружения. К ним относятся железнодорожные и автомобильные эстакады, сливоналивные причалы и пирсы.

2. Продуктовые насосные станции, обеспечивающие перекачку нефтепродуктов.

3. Резервуарный парк, где непосредственно осуществляется хранение нефтепродуктов в резервуарах.

4. Разливочные ¾ это сооружения, оборудованные приспособлениями и устройствами для налива нефтепродуктов в бочки.

5. Расфасовочные ¾ здания или сооружения, оборудованные приборами и устройствами для налива нефтепродуктов в мелкую тару вместимостью до 40 л.

6. Складские здания, сооружения и площадки для хранения нефтепродуктов в таре.

На объектовых практических занятиях вам предстоит обследование первых трех технологических участков, поэтому более подробно остановимся на них. Особенности эксплуатации других зданий и сооружений, а также вопросы обеспечения их пожарной безопасности вам необходимо будет изучить самостоятельно, используя литературу, указанную в начале лекции.

Наиболее часто доставка нефтепродуктов на нефтебазы осуществляется железнодорожным транспортом. Схема железнодорожной сливоналивной эстакады представлена на плакате. Эстакада представляет собой протяженное сооружение, предназначенное для размещения сливоналивных устройств и прокладки технологических коммуникаций. Железнодорожные пути могут располагаться по одну сторону или по обе стороны эстакады. Соответственно, различают эстакады с односторонним и двусторонним сливом-наливом.

В зависимости от организации операций слива-налива, сливоналивные эстакады классифицируют на несколько видов. Классификация представлена на слайде 12.

Различают верхний и нижний слив-налив, самотечный и принудительный.

При верхнем сливе-наливе все операции проводят через верхнюю горловину цистерны. Для этого на эстакадах предусматриваются специальные стояки с гибкими гофрированными рукавами. Стояки оборудуются механизмами подъема и опускания рукавов, а концы рукавов для прочности снабжаются наконечниками.

При нижнем сливе-наливе операции проводят через устройства, расположенные внизу цистерны. Для этого на эстакадах применяют установки шарнирно-сочлененного исполнения, обеспечивающие соединение сливного патрубка со сборным коллектором.

Самотечный слив-налив предусматривается при благоприятном рельефе местности, когда напор, создаваемый геометрической разностью отметок уровня земли, обеспечивает необходимую производительность. При принудительном же сливе-наливе перекачка осуществляется с помощью насосов.

Системы для слива нефтепродуктов дополнительно классифицируются

на закрытые и открытые.

Закрытый слив осуществляется по герметичной системе технологический коммуникаций, которая никаким образом не сообщается с окружающей средой.

При открытом же сливе нефтепродукт через нижние патрубки цистерн сливается непосредственно в сборный желоб, который, как правило, располагается в межрельсовом пространстве. Для снижения вязкости при сливе темных нефтепродуктов по дну желоба прокладывают паровые или электрические подогреватели.

Следует отметить, что сливоналивные сооружения являются наиболее пожароопасными участками на нефтебазах. Это обусловлено тем, что здесь при операциях с нефтепродуктами постоянно происходит выход значительного количества паров, способных воспламеняться даже от малокалорийных источников зажигания (инициаторов горения).

Учитывая это, должны быть приняты соответствующие меры защиты по предотвращению пожаров и взрывов (7 мин) и обеспечению их локализации (слайды №13-№15).

1. Прежде всего, необходимо грамотно производить выбор систем слива-налива в зависимости от пожароопасных свойств нефтепродуктов.

Так, системы слива для нефтепродуктов с температурой вспышки 120 оС и ниже должны быть только закрытыми. Открытые системы допускаются лишь для нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 оС, а также для мазутов. То есть для данных веществ температура вспышки значительно превышает рабочую температуру, а следовательно, исключается возможность образования горючих паровоздушных смесей.

Следует отметить, что верхний слив-налив характеризуется повышенной пожарной опасностью по сравнению с нижним. Это обусловлено, например, тем, что при сливе не всегда удается обеспечить полное опорожнение цистерн. В свою очередь при наливе образуется падающая струя продукта, что приводит к его разбрызгиванию и интенсивному испарению. Кроме того, в падающей струе создаются условия для генерирования зарядов статического электричества. И, при определенных условиях, может произойти электрический разряд. Поэтому во всех возможных случаях предпочтение необходимо отдавать нижним сливоналивным устройствам.

Если все же используется верхний слив-налив, то должны быть приняты дополнительные меры защиты. В частности, при сливе необходимо использовать специальные зачистные насосы. Гофрированные рукава при наливе должны опускаться до дна цистерны, чтобы расстояние до дна не превышало 0,2 м.

2. Контроль температуры подогрева вязких нефтепродуктов. В том случае если по условиям регламента необходим нагрев нефтепродуктов, для предотвращения образования горючих смесей должны быть предусмотрены системы автоматического контроля и регулирования температуры.

Температура подогрева вязких нефтепродуктов (типа мазута) не должна превышать 90 о С, а для масел – 60 о С. В любом случае температура подогрева должна быть ниже температуры вспышки не менее, чем на 25о С.

3. Надежная герметизация технологического оборудования с целью исключения загазованности территории сливоналивных сооружений. Для достижения этой цели наиболее целесообразно использовать системы газоуравнительной обвязки, соединяющей дыхательные устройства цистерн и танкеров с объемом резервуаров. При этом не только исключается возможность выхода паров наружу, но и предотвращается образование горючей среды внутри технологического оборудования. То есть исключается доступ воздуха и концентрация находится выше верхнего предела воспламенения.

4. Исключение переливов цистерн. Для этого целесообразно эстакады оборудовать автоматизированными установками АСН-2 или их модификациями. Данные установки имеют герметизированную крышку с датчиком ограничителя перелива. При достижении предельного уровня жидкости в цистерне налив автоматически прекращается.

5. Установка под колеса цистерн специальных башмаков во время операций слива-налива. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность перемещения состава и срыва сливоналивных устройств. Причем, для предотвращения искрообразования, башмаки должны быть выполнены из искробезопасного цветного металла. Аналогичные требования предъявляются к наконечникам рукавов, переходным мостикам и другим элементам, при эксплуатации которых возможны соударения.

6. Для предотвращения других источников зажигания должен предусматриваться комплекс мер по:

-- устройству молниезащиты;

-- заземлению технологического оборудования;

--правильному выбору и эксплуатации электроустановок. Все электрооборудование на эстакадах должно соответствовать классу зоны В-1г.

7. Защита от быстрого распространения пожара (5 мин) на эстакадах проводится по следующим основным направлениям:

-- прежде всего, площадки для сливоналивных устройств по периметру должны быть ограждены бортиком высотой не менее 0,2 м. Для стока нефтепродуктов эти площадки необходимо выполнять с уклоном не менее 2% в сторону сборных лотков;

-- на эстакадах с двухсторонним сливом-наливом должен быть обеспечен круговой подъезд для пожарной техники;

-- эстакады, расположенные на складах I и II категории следует оборудовать неавтоматическими стационарными системами пожаротушения;

-- для охлаждения цистерн на эстакадах должны быть предусмотрены лафетные стволы, из расчета, чтобы каждая точка эстакады орошалась не менее двумя струями;

-- с целью своевременного оповещения о пожаре, эстакады необходимо оборудовать ручными пожарными извещателями. Они устанавливаются у торцов и по длине эстакады не реже, чем через 100 м;

-- ну и естественно, между эстакадами и другими зданиями и сооружениями должны быть предусмотрены противопожарные разрывы, установленные СНиПом 2.11.03-93.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.