Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции исторического образования в старшей школе




Теория методики обучения истории

Лекция № 1 от 11.09.09

Методика

Таксономия целей по Бернарду Блуму

Американский ученый выделил несколько областей:

- когнитивную (познавательную), и включил 6 категорий: 1) знания (конкретный материал, терминология, факты, определения, критерии) 2) понимание (объяснения, интерпретация, экстраполяции) 3) применение-анализ (взаимосвязи и принципы построения) 4) синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений) 5) оценка (суждение на основе имеющихся внешних критериев)

- аффективная (эмоционально-ценностная). Главное в этой области – формирование эмоционально-личностного отношения к миру.

- психомоторная. Формирование навыков письма и речи.

 

Также в развитии умений учащихся внесли вклад ученые-педагоги Талызина, Менчинская, Гальперин, Бабанский, Коровкин, Дайри, Левенгу («Воспитание на уроках истории»).

Лебедев «Цели школьного образования». Пиож, №2 Он выделяет следующие компоненты целей – мотивационный (акцент на личной значимости проблемы), ценностно-ориентационный (цель – включить учащихся в реальную культурную жизнь и сферу общества), когнитивный (овладение способами добывания знаний), операционно-деятельностный (усвоение фактов, понятий, закономерностей, теорий).

 

Ценность – это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значения для общества и личностный смысл для человека, определенных явлений действительности. Ценность – это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе информации, но и собственного жизненного опыта человека. Ценности как система включают смыслообразующие, смысложизненые ценности (представления о добре, зле, счастью, благе), универсальные ценности (витальные, демократические, межличностные, традиционные). Трудолюбие и др. Коллективные (солидарность и прочее). Это необходимо для формирования ценностей урока.

 

План:

1) Цели исторического образования, их реализация в учебно-историческом процессе

2) Образовательные стандарт – базовый и профильный уровень

3) Программа по истории старших классов, их черты и различия

4) Цели и задачи профильного обучения

5) Элективные модульные курсы

 

Литература:

Стандарт, ПИОЖ, 2004, №7, 2008, № 2, 2009 №6

Стандарт профильного уровня ПИОЖ 2004, №8

Программы курса: «История России с Древнейших времен до наших дней. 10 класс». Борисов, Левандовский, базовый уровень.

«История России. XX – начало XXI века. 11 класс». Левандовский, Щетинов.

«История России с древнейших...» Программа курса для школ гуманитарного профиля. 10-11 класс. ПИОЖ, 2000, № 1-4.

«Россия и мир». Базовая программа по истории. Гевуркова, Ларина, Колосков. ПИОЖ, 2005, №2-5.

«Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века», Уколова. Базовый и профильный уровень.

«Новейшая история зарубежных стран». 11 класс. Улунян. Базовый и профильный.

Брандт, Данилов, Косулина. «Интегрированный курс «Россия и мир». ПИОЖ, 2006, №3-4.

Алексашкина «Концепция образования» ПИОЖ, 2009, №6.

 

Создание любой концепции исходит из опыта предыдущего образования.

Реформирование общественного образования осуществлялось:

1) 1988-1992 – принятие новых законов об образовании..

2) 1992-1996 - дополнения к закону, переход к концентрической системе обучения (с 1993 года).

3) 1996 - разработка новых стандартов, принятие новых программ.

4) Начало 2000-х – принимается концепция модернизации российского образования (до 2010) и ряд документов, направленных на совершенствование образования в школе.

Концентрическая система обучения истории – дублирование материала, проходимого в 5-9 классах в старших классах в более углубленном уровне.

Наступил XXI век – новые задачи и перед обществом, и перед образованием. Это и ориентация на демократические ценности, и глобализация – это коснулось изменение содержания образования. Также это вызвано тем, что теперь наличествует концентрическая система – она поставила перед учителем новые задачи. При линейной учитель шел постепенно, и повторы были только от пропусков. А концентрическая система ориентирована на повторы.

Изменения также связаны с новой методологией истории, новых оценок прошлого и современности. Какие новые цели образование ставиться в новой концепции: развитие, воспитание, и формирование знаний. Это из-за новой проблемы – вооружение учащихся социальными компетенциями. Меняется задача исторического образования в школе.

Целиобразование, развитие и воспитание личности, познание самого себя и окружающей действительности, развитие самоидентификации, преемственность связи прошлого, настоящего и будущего, активно применяющей знания в социальных взаимодействиях, присущих современному миру. Вывод: активно применять знания в жизни.

О+Р+В – нахождение своего места в мире + умение творчески применять знания.

Задачи: 1) ознакомление с совокупностью знаний об историческом пути и опте своей страны и человечества – для самоопределения личности.

2) формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе осмысления социального, духовного и нравственного опыта людей в прошлом и настоящем. Патриотизм, толерантность, нравственность, гражданственность, приверженность идеям гуманизма, уважение прав, взаимопонимание – это нужно воспитать.

3) выработка у учащихся представлений о многообразии событий истории и современности, умении работать с первоисточником (как исторических, так и гуманитарных знаний).

4) формирование способностей рассматривать события и явления прошлого с позиции историзма с использованием приемов исторического анализа. По Ленину, принцип историзма включает в себя рассмотрения явления с точки зрения того, как возникло явление, какие пути и этапы проходило в своем развитии и чем оно стало теперь.

5) формирование умений применять исторические знания.

Концепция исторического образования: обозначены различные исторические подходы при изучении истории:

- цивилизацонный (рассмотреть многообразие исторических обществ, динамики развития отдельных регионов, связь с локальными явлениями. В нем много внимания уделено человеку).

- формационно-стадиальный (связан на формационном подходе. Больше раскрывает поступательное движение общества).

- культурологический (в нем присутствует характеристика людей и обществ прошлого, с т.з. их духовной жизни, деятельности, ценностей и идеалов (например, декабристы)).

- антропологический (обращение к индивидуальному и типическому в людях разных эпох, чтобы вызвать личностные интересы ученика к истории).

НЕОБХОДИМО овладение школьниками на доступном уровне метода исторического сознания, приемами аналитической работы с многообразными источниками и исторической информацией.

Интеллектуальное умение – сравнение, анализ материала.

Принципы формирования содержания школьных исторических курсов:

1) многоуровневость (и древнейшая история, и история регионов, история семьи, человека.

2) Многоаспектность (мы отражаем различные сферы исторического бытия, такие как экономика, политика, соц.отношения).

3) Диалектический (диалектика – многообразие явлений, столкновение их противоречий и отсюда их дальнейшее развитие. Дается историческая картина на основе многообразия и противоречивости развития человечества)

4) Принцип историзма

5) Комплексность исторической информации (от фактов источника к факту историка. В старших классах история изучается на основе источниковедческой информации к развитию умений).

6) Объект-субъективность – представление о неоднозначности исторических фактов и явлений, отход от односторонней оценки.

Все содержание курса состоит от содержательных линий: 1) историческое время (хронология).2) историческое пространство 3) историческое движение.

Требования дидактики и педагогической психологии:

- деятельностный подход (ученик познающий активный субъект учебного процесса). Используется на всех этапах обучения.

- компетентностный подход (владение знаниями, умениями и применение в практической деятельности).

Подходы: Когнитивная (познание), социально адаптивная (гражданская), информационно-технологическая), коммуникативная. В концепции обозначены планируемые результаты и требования к исторической подготовки школьников.

Требования к школьникам: 1) работа с хронологией 2) знание исторических фактов, работа с ними. 3) работа с историческими источниками 4) исторические описания реконструкции событий 5) анализ и объяснения 6) работа с версиями и оценками 7) применение знаний и умений в общении с социальной сферы (это опора на знание истории с 5 по 9 класс, расширение состава знаний с учетом преемственности.

Для старшей школы характерна уровневая и профильная дифференциация, сочетание базовых и модульных курсов, углубление междисциплинарных связей. Для старших классов характерно диалоговое общение. Также необходимо обратить внимание на активную познавательность учащихся.

Обучающие, контрольные и тестирующие программы, энциклопедии, справочники, электронные книги, мультимедийный альбом, образовательные игры – это можно включить в учебно-методический комплекс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.