Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моральная философия




В своей критике морали Ницше мало говорит о том, что должно заменить разрушенные моральные ценности и как вообще новая мораль должна быть и может быть обоснована. Ницше утверждает (впрочем, не он один), что не существует «моральных фактов» вокруг нас, т.е. мораль не предназначена для того, чтобы описывать мир. То, что одному человеку кажется аморальным, не признается таковым другими людьми и наоборот. Мораль – это та смирительная рубашка, которая ставит табу и предохраняет таким образом общество от разрушительных сил. Для морали характерны такие категории как страх и надежда (более радикальными являются ад и рай), которые, в конечном счете, превращаются в механизмы принуждения и обращаются внутрь нас – в виде совести.

Однако и в истории морали мы с самого начала наталкиваемся на известный дуализм: толкование понятий добра и зла двусмысленно. В своих работах Ницше рассматривает два способа видения поступка и его мотивов. В работе «По ту сторону добра и зла» Ницше выводит два типа морали – мораль господ и мораль рабов. Эти два типа перемешаны во всех развитых цивилизациях, а элементы каждого из этих типов обнаруживаются в любом человеке: нет в чистом виде «господ» и «рабов». Однако между ними есть радикальные отличия. В морали господ хорошее всегда эквивалентно благородному, великодушному, а плохое – презренному, низкому. В морали рабов нормативное (и высокое, хорошее) центрируется вокруг того, что служит слабым, нищим духом. Достоинством является смирение, страдание, подчинение, сочувствие, сострадание. Поэтому сильный и независимый индивид рассматривается как плохой, злой.

Поскольку мораль господ основывается на силе, достоинстве, настойчивом отстаивании своих прав, то основанная на слабости и смирении мораль рабов полагает эти вышеперечисленные качества злыми и безнравственными.

В христианстве Ницше видит самую мощную силу сокрушения морали господ и установления морали рабов. Христиане не потому превозносят такие качества как смирение, послушание, слабость, скромность и кротость, что любят их, а из-за скрытой бессильной ненависти к силе, зависти к чувству гордости за самоуважение, присущее господам. При этом только на словах слабые не приемлют, когда других людей вынуждают страдать. На самом деле, утверждает Ницше, человеку свойственно наслаждаться чужими страданиями.

«Видеть страдания – приятно, причинять страдания – еще приятнее – вот суровое правило, но правило старое, могущественное, человеческое, слишком человеческое…. Никакого праздника без жестокости – так учит древнейшая, продолжительнейшая история человека – и даже в наказании так много праздничного!» [1]

Разумеется, это не означает, что сам Ницше – сторонник безжалостности и жестокости. Он лишь констатирует исторические факты, и здесь трудно его оспорить. Нам важно здесь другое – нам важно понять, что Ницше (как и все философы, занимавшиеся вопросами морали) признает за моралью основной принцип – принуждение. Для Ницше любая мораль, в том числе и находящаяся по ту сторону добра и зла, ведет к определенному насилию над природой, и это совершенно необходимо! Только мораль в конечном итоге делает жизнь стоящей того, чтобы жить. Необходимо дисциплинировать страсти и желания (не высушивать, а культивировать их).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.