КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроллинг в системе антикризисного управления предприятием
Контроллинг представляет собой систему мер контроля и управления основными параметрами деятельности предприятия для достижения его стратегических и тактических целей. В практике управления предприятием контроллинг в основном понимается как контроль над затратами предприятия (по центрам затрат). Для этих целей чаще всего в своей организационной структуре предприятия создают службу контроллинга. На первом этапе своего существования служба контроллинга представляет собой рабочую группу из трех-четырех человек, которая исполняет роль аналитической службы и обеспечивает руководителей, в первую очередь заместителя директора по экономике, финансового директора, коммерческого директора, оперативной информацией о состоянии затрат на предприятии. Она периодически составляет развернутые аналитические отчеты, прогнозирует показатели финансово-экономического положения предприятия, проводит экономическую экспертизу управленческих решений, связанных с затратами и прибылью, налаживает функцию планирования. На первоначальном этапе работы службы контроллинга нет необходимости привлекать дополнительных сотрудников для сбора информации в цехах, так как заполнение аналитических форм можно возложить на цеховых экономистов. Впоследствии служба контроллинга может расширить свое влияние и свой штат, для чего в каждый цех может быть назначен свой контроллер, который будет отслеживать и анализировать отклонение фактических параметров работы (прежде всего затрат) от плановых. Таким образом, служба контроллинга в этот период деятельности представляет собой небольшую группу высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточно большими полномочиями и доступом ко всей экономической информации. В период становления служба контроллинга устанавливает связи с другими подразделениями и налаживает информационное сотрудничество. В крупных европейских компаниях длительность такого периода доходит до шести лет. Информация, которую готовит служба контроллинга, предназначена в первую очередь для заместителей директора по экономике, финансам, маркетингу (или коммерческой деятельности) и генерального директора. Поэтому при построении организационной структуры компании целесообразно подчинить ее напрямую генеральному директору либо его заместителю по экономике. То есть тем же лицам, кому непосредственно подчинены главный бухгалтер, начальники финансового и планово-экономического отделов, начальник службы сбыта. Таким образом, начальник службы контроллинга получает достаточно высокий статус и независимость от других финансово-экономических служб. Более того, служба контроллинга ставится в некотором роде в привилегированное положение, поскольку приказом заместителя генерального директора по экономике (или финансового директора) остальные службы обязуются предоставлять ей всю необходимую информацию. Поэтому не рекомендуется подчинять службу контроллинга начальнику планово-экономического отдела или главному бухгалтеру, несмотря на близость функций этих служб функциям службы контроллинга. Для организации контроллинга на предприятии требуется соблюдение ряда необходимых условий, наиболее важным из которых является создание на предприятии корпоративной экономической информационной системы (КЭИС), автоматизирующей все возможные функции управления на всех возможных уровнях управления предприятием. Экономическая информационная система (КЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки, обмена между подразделениями предприятия необходимой бизнес-информацией. На различных уровнях управления корпоративной экономической информационной системой (оперативном, тактическом или стратегическом) выделяют следующие типы информационных подсистем: • системы обработки данных (СОД) - оперативный уровень управления; • информационные системы управления (ИСУ) - тактический уровень; • системы поддержки принятия управленческих решений (СППР) - стратегический уровень. Коротко охарактеризуем каждый из уровней КЭИС. Системы обработки данных предназначены для: — учета и регулирования операций основных и вспомогательных бизнес-процессов (например, бухучета); — подготовки стандартной документации (счетов, накладных, платежных поручений); — регистрации и ежедневной обработки бизнес-событий (например, мониторинга выполнения заказов, ведения табеля учета рабочего. Информационные системы управления предназначены для: o автоматизации процессов среднесрочного планирования; o анализа, контроля и организации работ в течение недель или месяцев (например, по поставкам сырья, сбыту готовой продукции, производственной программе); o формирования и упорядочивания отчетной документации; o координации процессов и регламентации текущих задач (например, составление свода заказов для формирования производственной программы с одновременным определением потребности в комплектующих и расходных материалах). Информационные системы управления активно используются в различных подразделениях предприятия (цехах, отделах материально-технического снабжения и сбыта, планово-экономическом отделе). Системы поддержки принятия управленческих решений используются на высшем уровне управления предприятием, так как именно там принимаются наиболее важные решения на долгосрочный период его деятельности. Однако, система поддержки принятия управленческих решений может использоваться и на тактическом уровне, например, для выбора поставщиков и заключения контрактов. СППР предназначены для: o автоматизации процессов постановки стратегических целей бизнеса и разработки путей их достижения; o планирования привлечения ресурсов, в первую очередь инвестиционных; o разработки бизнес-планов и сводных бюджетов.
В зависимости от целей и решаемых задач выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Принципиальные различия между двумя типами контроллинга представлены в таблице.
Отличительные особенности стратегического и оперативного контроллинга
Как показывает таблица, и стратегический, и оперативный контроллинг ориентированы на своевременное противодействие негативным факторам (каждый на своем уровне), поэтому позволяют быстро внести поправки в стратегический и тактический планы. Для этого система контроллинга оперирует совокупностью мер слежения и координации целевых параметров предприятия, например, видом и структурой производства и сбыта, производственной мощностью, объемом инвестиций, группами расходов, прибылью и другими. Однако, несмотря на то, что контроллинг является мощным инструментом антикризисного регулирования бизнеса, его внедрение и использование (особенно на кризисном предприятии) связано со следующими трудностями: ~ во-первых, необходимостью формализации (выделения и описания) бизнес-процессов; ~ во-вторых, со значительными объемами затрат на построение корпоративной информационной системы; ~ в третьих, с дефицитом высококвалифицированных специалистов-контроллеров;
~ в четвертых, в интегрировании службы контроллинга в организационную структуру предприятия. § 4 Понятие антикризисной маркетинговой стратегии и антикризисной маркетинговой политики Предприятие, которое находится в кризисной ситуации, остро нуждается в поступлении денежных средств для того, чтобы расплатиться с кредиторами. Соответственно, предприятие должно работать на рынок, а не на склад, что подразумевает регулярное производство и бесперебойную реализацию продукции. Как правило, кризисное предприятие либо не производит продукцию вообще потому, что не в состоянии ее реализовать, либо производит продукцию себе в убыток потому, что не в состоянии эффективно управлять ее производством и реализацией. Поэтому, в плане финансового оздоровления кризисного предприятия одним из самых важных разделов является раздел по маркетингу. Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции. Уникальность этой системы заключается в том, что она объединяет производство со сбытом, делая их неразрывным целым. К сожалению, на российских промышленных предприятиях, функция маркетинга не является доминирующей, как, например, в иностранных компаниях. Маркетингом на предприятии должна заниматься отдельная служба, состоящая из нескольких подразделений (аналитического отдела, рекламного отдела, отдела по связям с общественностью, отдела сбыта, отдела дизайна, отдела сервиса, отдела ценообразования и др.). Службу маркетинга должен возглавлять менеджер в ранге заместителя генерального директора (директор по маркетингу, заместитель генерального директора по маркетингу). Однако, на большинстве российских предприятий служба маркетинга либо вообще отсутствует, а если и представлена в организационной структуре, то, порой, почти виртуально. Таким образом в реальности на предприятиях функционирует отдел маркетинга, в котором работает, порой, не более двух-трех человек. Разработка маркетинговой стратегии (то есть долгосрочного плана действий предприятия на рынке) способна обеспечить стабильную работу предприятия. Маркетинговая стратегия является фундаментом деятельности компании. Одно время она вообще отождествлялась со стратегией бизнеса. В настоящее время благодаря профессору международного маркетинга Высшей школы менеджмента при Северо-Западном университете США Филипу Котлеру маркетинговая стратегния понимается как отдельная, но главная, составляющая общей бизнес-стратегии. Она дает ответ на следующие насущные вопросы: o при помощи каких действий предприятие может сохранить рыночную долю; o при помощи каких действий предприятие может расширить рыночную долю; o при помощи каких действий предприятие может уйти с одного рынка и освоить новый рынок; o при помощи каких действий предприятие может внедриться на сопредельные рынки; o каким образом предприятия должно вести себя на рынке; o какие ресурсы могут быть задействованы предприятием для внедрения на рынок, расширения или сохранения рыночной доли. Также детально проработанная маркетинговая стратегия позволяет правильно выбрать время выхода предприятия на рынок с новым продуктом или, наоборот, ухода с него, вообще, правильно выбрать рыночные ориентиры, например определить тот сегмент рынка, который предприятию по силам завоевать. Особо важно, что в ней детально прописываются все ресурсы, которыми предприятие располагает для того, чтобы закрепиться на рынке. Маркетинговая стратегия предприятия не должна быть статична. Она должна подвергаться постоянному обновлению или модификации, чтобы полностью согласовываться с текущим состоянием рынка. Можно сказать, что в какой-то мере маркетинговая стратегия отражает общее понимание желаний клиентов. Поэтому совершенно справедливо в отношении кризисных предприятий утверждение, что они становятся «глухими» к пожеланиям заказчиков, и эта «глухота» мешает им произвести быструю перестройку своей деятельности. Антикризисная маркетинговая стратегия предприятия должна опираться на его собственные ресурсы и по-возможности, максимально задействовать накопленный за годы успешного функционирования на рынке потенциал (деловую репутацию, бренды и пр.). При разработке антикризисной маркетинговой стратегии необходимо опираться на данные коммерческого прогноза, который позволяет своевременно отследить тенденции изменения спроса, а, значит, среагировать на них. Что именно необходимо учитывать при формировании новой или изменении действующей маркетинговой стратегии в условиях развивающегося кризиса? Во-первых, результаты анализа сильных и слабых сторон предприятия и возможностей рынка (в том числе рыночного потенциала). Во-вторых, антикризисная маркетинговая стратегия должна базироваться и на отраслевом анализе. В частности, изучении прямых конкурентов, клиентов и бизнес-партнеров. В третьих, безусловно, должна быть детально исследована окружающая среда (правовое поле, рынок труда и другие факторы). Помимо прочего, должна быть проведена комплексная ревизия существующей маркетинговой деятельности предприятия. Это делается для того, чтобы выяснить по каким именно причинам предприятие начало испытывать трудности. Возможно, проблемы возникли из-за неправильных взаимоотношений с клиентами и бизнес-партнерами? Или виноваты допущенные просчеты в ценообразовании? А может быть ошибки в формировании торговых потоков? После маркетингового аудита внешней и внутренней среды можно приступить к определению направлений совершенствования старой или разработке принципиально новой стратегии, детально прописать в ней новые цели и задачи, ресурсы, продукты, а также разработать план по маркетингу. В рамках действующей маркетинговой стратегии служба маркетинга формирует маркетинговую политику предприятия. Маркетинговая политика определяет ориентиры для разработки ежегодных планов по маркетингу. По сути, в маркетинговой политике обозначаются те принципы управления товарами, ценами на товары, рекламой товаров, сбытом товаров, разработкой новых товаров, постпродажным обслуживанием товаров, которых будет придерживаться предприятие в своей производственно-сбытовой деятельности в течение продолжительного периода времени. Таким образом, с одной стороны, маркетинговая политика, устанавливает правила поведения предприятия на рынке, с другой стороны, описывает необходимые оперативные действия предприятия на рынке, в то время как маркетинговая стратегия дает предприятию общие рыночные установки. Маркетинговая политика предприятия включает следующие составляющие: • товарную политику; • ценовую политику; • сбытовую политику; • политику продвижения продукции на рынок; • инновационную политику; • коммуникативную политику Предполагается, что в кризисной ситуации, при разработке плана по маркетингу все выше перечисленные составляющие маркетинговой политики подлежат пересмотру и перестройке, что и называется антикризисным маркетингом. Как уже было отмечено ранее, антикризисный план по маркетингу является главной составной частью плана финансового оздоровления предприятия. Это связано с тем, что финансовое оздоровление предприятия должно быть ориентировано не только и не столько на краткосрочную финансовую стабилизацию, сколько перевод основной деятельности предприятия на модель устойчивого экономического роста. Соответственно, в плане финансового оздоровления невозможно обойтись без детальной характеристики комплекса мер, направленных на оживление основной деятельности предприятия. В маркетинговом разделе плана приводится набор стимулирующих мер, но разработка таких мер невозможна без определения четких «правил игры» на рынке. Вот почему общие правила, которых должно придерживаться предприятие, прописываются в антикризисной маркетинговой стратегии и детализируются положениями антикризисной маркетинговой политики. Следует подчеркнуть, что кризисный факторы существенно ограничивают возможности предприятия по кардинальной перестройке действующей маркетинговой стратегии и, как следствие, маркетинговой политики. В первую очередь это связано с необходимостью финансирования антикризисных мероприятий в области маркетинга. Например, предприятие, находящееся в процедурах банкротства вряд ли сможет привлечь достаточно денежных средств на разработку и производство новых продуктов, хотя бы те и были востребованы рынком. Кризисные предприятия не в состоянии демпинговать, так как у них нет для этого накопленных резервов. Однако, это не означает, что в области маркетинга не стоит ничего менять, либо ограничиваться полумерами по отдельным его направлениям. В данном случае масштаб преобразований должен определяться общим количеством видоизменяемых составляющих маркетинговой политики, в то время как объем изменений по каждому направлению может быть и незначительным, тем более, он должен быть низкозатратным, что особенно важно в условиях острого дефицита денежных средств.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |