КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления изменения маркетинговой политики предприятия в условиях кризиса
1. Товарная политика Это именно та составляющая маркетинговой политики предприятия, которая во время кризиса подвергается первоочередному пересмотру. Это связано с тем, что кризисному предприятию во что бы то ни стало надо наладить выпуск и сбыт продукции, либо существенно нарастить его. Поэтому, маркетологам кризисного предприятия необходимо определить и проработать в антикризисном плане по маркетингу следующие важные моменты: - изменение качества выпускаемой продукции; Качество продукции - «краеугольный камень» успеха сбытовой деятельности предприятия. Компания «Харли-Дэвидсон» в 80-х годах с момента выхода на внутренний рынок США японских компаний потеряла за два года 76% рынка по причине низкого качества выпускаемых мотоциклов. После детального исследования ситуации, выяснилось, что компании требуется наладить промежуточный контроль качества (на каждом этапе технологического цикла). Соответственно, затраты на перестройку системы контроля качества продукции могут быть невелики, а кризисному предприятию по силам осуществить эти мероприятия. Однако, повышение качества продукции может стать для кризисного предприятия и непосильной задачей, если оно, например, связано с конструктивной доработкой выпускаемого изделия или получением международного сертификата качества, что потребует значительных финансовых вложений. - изменение потребительских свойств выпускаемой продукции; Придание дополнительных потребительских свойств морально устаревшим товарам, позволяет предприятиям расширить их полезность, и, соответственно, повысить их привлекательность в глазах потребителя. Следует помнить, что коренная модернизация изделия опять же может потребовать от кризисного предприятия значительных финансовых вложений и временных затрат. Однако, низкозатратные псевдоинновации (то есть имитации новинок) могут принести ожидаемый положительный эффект. - изменение дизайна или упаковки выпускаемой продукции, разработка товарного знака; Данное действие позволяет сделать продукт более узнаваемым, ведь фирменный товарный знак и фирменная упаковка отличают продукцию предприятия от аналогичной продукции конкурентов. Он позволяет также сделать продукт эстетически привлекательным в глазах потребителя, что стимулирует его приобретение. Действие приемлемо в том случае, если положительный эффект перекроет дополнительные затраты на регистрацию товарного знака, цветную полиграфию, разработку дизайнерского проекта, быть может, конструктивную доработку продукта. — сокращение, расширение и/или обновление товарной номенклатуры и ассортимента; Действия по сокращению номенклатуры или ассортимента выпуска направлены на экономию денежных ресурсов предприятия. Избавляясь от товаров-аутсайдеров, приносящих предприятию одни лишь убытки, предприятие концентрирует усилия на выпуске продукции, востребованной рынком, и тем самым увеличивает прибыль. Следует помнить, что товары-аутсайдеры оцениваются не только по объемам продаж, но и по модели «затраты - выгоды». Если товар «принимает на себя» достаточно большую долю затрат, но при этом не приносит или приносит малую прибыль, в дополнение к этому технология производства не позволяет сократить затраты, а существующий рыночный спрос - поднять цены, такой товар считается товаром-аутсайдером. Действия по расширению и обновлению товарной номенклатуры и ассортимента позволят предприятию освоить новые (прежде всего смежные) рынки сбыта продукции, привлечь дополнительные группы потребителей и расширить имеющуюся рыночную долю. Именно по такому пути пошли в кризисные 90-е годы предприятия российского военно-промышленного комплекса. Незначительно изменив технологию, на тех же самых производственных линиях, на которых выпускалась продукция оборонного назначения, они начали производить продукцию бытового назначения (чаще всего, бытовые электроприборы). - разработка нового продукта; Данное действие позволяет предприятию при условии успешного внедрения нового продукта на рынок в кратчайший период времени захватить и максимально расширить рыночную долю, даже стать монополистом. Безусловно, разработка нового продукта - самое выигрышное в условиях кризиса, но и самое рисковое из всех перечисленных выше действий по изменению товарной политики предприятия. В зависимости от отрасли разработка нового продукта может потребовать большого количества времени. Так, например, в авиастроении с момента построения чертежей нового самолета до его выпуска в серию проходит не менее десяти лет. Также, реализация инновационного проекта потребует бесперебойного финансирования. Его могут обеспечить заинтересованные в производстве инвесторы, которых необходимо еще найти. Совершенно ясно, что с задачей по разработке новых продуктов кризисное предприятие не может справиться в одиночку. .- создание системы сервисного обслуживания продукции. Отлаженная система сервиса позволяет существенно снизить затраты предприятия, например, на отзыв продукта с рынка, и одновременно повысить доверие клиентов к продукции предприятия. В настоящее время все компании, производящие сложные приборы и оборудование, используют инструмент постпродажного сервисного облуживания для привлечения клиентов. Они действуют через собственные сервис-центры, или кооперируются друг с другом в создании подобных центров, что снижает их издержки.
2. Ценовая политика Товарная конкуренция между предприятиями может быть не такой острой, как ценовая конкуренция. Именно цена способна сделать товар более привлекательным в глазах потенциальных потребителей. Особенно в условиях кризиса, когда потребители испытывают финансовый «голод». Правильно установленная цена на товар позволяет: — увеличить объемы продаж, а, следовательно, расширить рыночную долю; — оптимизировать структуру продаж (по номенклатуре и ассортименту выпуска); — ослабить или «убить» основных конкурентов; — создать положительный имидж товару и, либо, расширить рыночную долю, либо (если речь идет о цене нового товара) внедриться на новый рынок; - повысить доход от реализации единицы продукции, а, следовательно, прибыль. Поэтому, маркетологам кризисного предприятия необходимо определить и проработать во взаимосвязи с новой товарной политикой новую ценовую политику предприятия. В антикризисном плане по маркетингу ими рассматриваются следующие важные моменты: - изменение целей ценообразования; Основные цели ценообразования тесно увязаны с рыночными целями предприятия. Если кризисное предприятие ориентировано на поддержание объемов продаж, оно может пойти на некоторое снижение отпускных цен (пусть и кратковременное). Однако, следует помнить, что при этом предприятие потеряет часть прежней прибыли. Как, правило, кризисные предприятия пересматривают отпускные цены, снижая их, при условии соблюдения режима жесткой экономии. - сокращение затрат; Цена продукции определяется не только рыночными целями предприятия, но также и совокупными затратами на ее производство и реализацию. В условиях кризиса, все предприятия тем или иным способом стараются снизить свои затраты. Однако, следует помнить, что существуют такие условия производственно-сбытовой деятельности, которые не позволяют добиться снижения затрат. Предприятия условно можно разделить на две группы: • предприятия «чувствительные к объемам» имеют высокие постоянные и низкие переменные затраты, поэтому их прибыль существенно зависит от объема продаж (например, компании, занимающиеся пассажирскими перевозками). Такие предприятия без труда могут добиться снижения цен, сократив постоянные затраты. • предприятия «чувствительные к ценам», наоборот, имеют высокие переменные и низкие постоянные издержки, поэтому их прибыль существенно зависит от цены на продукцию, а не от объема ее реализации (например, компании, занимающиеся переработкой сырья). Такие предприятия, как правило, не могут позволить себе существенно снижать цены. - отмена (или смягчение) государственного ценового регулирования; Государство регулирует цены на продукцию компаний - естественных монополий, которая уникальна и не имеет заменителей. Тем самым, государство поддерживает социальную стабильность. Если государственное регулирование осуществляется жесткими методами (например, устанавливаются фиксированные отпускные цены на длительный временной период), это может привести к тому, что компания-монополист не покроет своих затрат. Поэтому законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность отмены тарифного регулирования в отношении монополии, попавшей в процедуры банкротства. - включение в госпрограмму субсидирования цен; Соглашаясь продавать свою продукцию потребителям по более низким ценам, отдельные предприятия (как, правило, предприятия сельского хозяйства или общественного транспорта) выпадающие доходы возмещают за счет государственных перечислений - субсидий. Субсидирование цен государством широко применяется для поддержки не только отдельных предприятий, но и целых отраслей. - ценовую конкуренцию; Иногда предприятия-конкуренты, стараясь привлечь к себе клиентов, устраивают так называемые «ценовые войны», снижая цены вслед друг за другом, что может стать фактором кризиса для тех из них, у которых издержки высоки. - участие в ценовом сговоре; Ценовой сговор с конкурентами возможен в случае, когда на рынке действует ограниченное количество конкурирующих продавцов. Ценовой сговор с конкурентами дает кризисному предприятию гарантию, что потребитель не найдет на рынке товар по более низкой цене, и, соответственно, будет вынужден приобрести его по цене, установленной этим предприятием, являющейся достаточно высокой. -объем продаж по каждому из покупателей; В кризисе очень важно сохранить ведущих потребителей продукции, и решить эту задачу можно не только снижая цены. Почти всегда предприятия предоставляют ведущим потребителям своей продукции ценовые скидки с объема приобретаемой продукции (оптовые, торговые и другие). Тем самым, они не только стимулируют потребителей к приобретению больших партий товара, но и получают прибыль большую, чем если бы они осуществляли снижение цен на единицу продукции. - производственные и коммерческие проекты; Оказывают прямое влияние на цены. Если, например, предприятием реализован проект по освоению выпуска новой продукции, понесенные по проекту затраты она заложит в цену этого продукта. Таким образом, выбор того или иного направления изменения действующей ценовой политики предприятия напрямую зависит от рыночных перспектив продукции и его ресурсов. Совершенно ясно, что действия по сокращению цен могут привести к серьезному снижению поступающей прибыли, что неприемлемо в условиях «кризиса наличности». Поэтому кризисное предприятие должно искать иные пути оперирования ценами (предоставление целевых скидок, прекращение высокозатратных проектов и др.).
3. Новая сбытовая политика Она предполагает переоценку каналов распределения производимой продукции и построение новой системы сбыта. Такая переоценка основана на следующих параметрах: — сокращение затрат на сбыт; — сокращение сроков доставки товара к потребителям; — сокращения времени отклика с рынка; В антикризисном плане по маркетингу маркетологи рассматривают следующие важные аспекты сбыта: - переориентация системы сбыта на прямые продажи продукции конечному потребителю; В условиях кризиса многие предприятия теряют торговых посредников (магазины, оптовые компании, дилерские центры), поэтому волей неволей вынуждены перейти к прямым продажам своей продукции. У прямого сбыта продукции есть как достоинства, так и недостатки. К существенным недостаткам, в частности, можно отнести следующее: o предприятие несет дополнительные затраты на организацию торговых точек и их содержание; o может существенно сократиться количество потребителей, что приведет к падению объемов продаж (в случае, когда предприятие производит продукцию, пользующуюся массовым спросом); o повышается вероятность получения коммерческих убытков. Тем не менее, прямой сбыт продукции имеет и свои достоинства. Например, покупатель имеет возможность приобрести необходимый товар по более низкой цене, что повышает привлекательность покупки, легче решаются вопросы с заменой и возвратом некачественного товара. - переориентация системы сбыта на непрямые продажи продукции конечному потребителю; Непрямая система сбыта продукции предполагает использование посреднических каналов распределения (ритейлеров, оптовых компаний, торговых агентов и др.). Чем больше в цепочке сбыта посреднических звеньев, тем дороже товар (из-за количества устанавливаемых торговых наценок), тем медленнее он доставляется потребителю. Другим слабым метом непрямых продаж является снижение контроля за каналом распределения (ценами, условиями реализации и пр.). Тем не менее, роль посредников в распределении продукции имеет и положительное значение: o предприятие освобождается от затрат на организацию торговых точек и их содержание; o предприятие сокращает затраты на упаковку, складирование и транспортировку продукции; o вероятность и величина коммерческого риска для предприятия уменьшаются; существенно снижаются затраты предприятия на стимулирование сбыта; повышается информированность предприятия о потребностях рынка; увеличиваются объемы продаж. Также, сбытовые посредники участвуют в финансировании производственной деятельности предприятия, выплачивая ему авансы или предоставляя займы. Таким образом, выбор канала сбыта является очень важным шагом для кризисного предприятия и определяется особенностями производимой продукции, рынка, бизнеса. Например, крупные компании с массовым производством не в состоянии обойтись без посредников. В большинстве случаев для них экономия может быть достигнута исключительно на сокращении посреднической цепочки. Однако, можно снизить издержки распределения используя сразу несколько каналов сбыта: • производитель - потребитель; • производитель - розничный торговец; • производитель - оптовик - потребитель; • производитель - оптовик - розничный торговец - потребитель. - внедрение коммерческого прогнозирования; Прогнозирование спроса (коммерческое прогнозирование) позволяет предприятию повысить чувствительность к отклику рынка на свою продукцию, соответственно, сделать товарную, ценовую, производственную политику более гибкой. К сожалению, несмотря на возможности современных компьютерных технологий маркетологи не используют в своей работе инструменты прогнозирования, «на глаз» определяя будущие продажи. Погрешность подобных субъективных оценок спроса достаточно велика, что в итоге оборачивается для предприятия как минимум потерями части прибыли, а, может быть, и массовыми убытками. - повышение скорости обработки заказов; Данное действие сокращает сроки выполнения заказов, ускоряя тем самым показатели оборачиваемости. Поэтому следует наладить контроль за сроками проверки кредитоспособности потенциальных заказчиков, оформлением контрактов, выставлением счетов, отгрузки готовой продукции. - усиление контроля над товарными запасами; Любое кризисное предприятие в первую очередь пытается решить проблему с товарными запасами. Данное действие позволяет избежать затоваривания складов, эффективно распределять продукцию между заказчиками в случае ее нехватки, сократить время доставки товара до места назначения. - коммерческое кредитование постоянных потребителей; Предоставление товара без оплаты (или с отсрочкой полной оплаты) на особых условиях (товарное кредитование) может быть использовано предприятием для удержания значимой группы потребителей. Однако, следует помнить, что в условиях кризиса это приведет к увеличению объема дебиторской задолженности, и, как следствие, к возможному состоянию неплатежеспособности производителя. Поэтому кризисные предприятия охотнее используют денежную форму коммерческого кредитования в отношении своих поставщиков.
4. Политика продвижения продукции на рынок - в условиях кризиса также должна претерпеть существенные изменения. Изменения затрагивают средства, при помощи которых маркетологи информируют потребителей о продукции, производимой на предприятии, ее назначении, свойствах, цене, местах реализации. В первую очередь изменяется рекламная политика предприятия. Реклама - наиболее популярное средство продвижения продукции, способствующая широкому охвату целевой аудитории. Существенным недостатком рекламы, делающей ее менее доступной или даже недоступной для предприятия в кризисе, является дороговизна. Дорогостоящей была и остается реклама на телевидении, радио, печатных массовых изданиях, рекламных баннерах. Поэтому в условиях кризиса, маркетологи могут для целей экономии переориентироваться на более дешевые, но не менее массовые источники рекламы, такие, например, как Интернет. . Таким образом, выбор того или иного направления изменения действующей политики продвижения продукции предприятия напрямую зависит от его ресурсов, товарной, ценовой и сбытовой политики. Совершенно ясно, что действия по сокращению (или прекращению) мероприятий по продвижению продукции в целях экономии финансовых средств может только усугубить кризис.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |