Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи изучаемой дисциплины, ее связь с другими дисциплинами




 

Дисциплина «Основы промышленного строительства и санитарной техники» - для студентов технологического профиля предусматривается учебными планами для высших учебных заведений в части получения общеобразовательных и специальных знаний и рассматривает вопросы размещения объектов предприятий пищевой промышленности с учетом соблюдения санитарно-гигиенических и экологических требований, конструктивные решения зданий, их элементы, использование строительных материалов и изделий, а также изучение вопросов устройства и эксплуатации инженерных сетей промышленных предприятий.

В данном курсе изучаются основы проектирования промышленных зданий, размещения инженерных систем и оборудования с целью получения студентами общих сведений и навыков выбора конструктивных схем зданий и сооружений, размещения их на территории проектируемого предприятия с учетом принятых технологических производственных процессов.

Цель курса «Основы промышленного строительства и санитарной техники» – дать будущим специалистам необходимые для их практической работы знания по основам проектирования и реализации принятых решений по возведению предприятий пищевой промышленности с учетом современных санитарно-гигиенических и экологических требований.

Задачами изучения дисциплины является приобретение будущими специалистами навыков принятия рациональных объемно-планировочных, конструктивных и организационно-технологических решений возведения зданий и сооружений пищевой промышленности с учетом технологических режимов производства и современных требований строительных норм.

После изучения дисциплины «Основы промышленного строительства и санитарной техники» студенты должны владеть знаниями, обеспечивающими выполнение дипломного проектирования, а также для изучения профилирующей дисциплины «Охрана труда».

 

2 Содержание курса «Основы промышленного строительства и санитарной техники» и его значение в подготовке специалистов химиков-технологов.

Тема 1 Введение. Предмет, задачи и содержание курса «Основы промышленного строительства и сантехники».

Тема2 Объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий и сооружений

Тема 3 Строительные материалы и изделия.

Тема 4 Строительные конструкции. Каркасы промышленных зданий и их элементы

Тема 5 Инженерные системы промышленных предприятий.

Тема 6 Генеральные планы промышленных предприятий. Общие сведения о проектировании промышленных зданий.

 

3 Основные этапы и направления развития строительства предприятий отрасли в Республике Беларусь.

Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 09/121-157 с учетом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 64, 5/33864), Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 2010 г. № 1420 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 240, 5/32602).

Основания для разработки - Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 года ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь “(Ведамасці Нацыянальнагасходу Рэспублікі Беларусь, 1998г., №20, ст.222); поручение Президента Республики Беларусь от 11ноября2011г. №09/121-157.

Основные цели: формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не менее 50процентов от европейского уровня, увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала

Основные задачи:

- опережающее развитие экспортоориентированных и высокотехнологичных производств с постепенным сокращением объемов в неэффективных видах деятельности, модернизация традиционных направлений специализации и формирование на этой основе рациональной структуры промышленности, обеспечивающей рост производительности труда;

- качественное улучшение производственного потенциала, снижение материало-и импортоемкости продукции;

- формирование центров технологического превосходства, основанных на собственных технологиях, в том числе с участием государств Единого экономического пространства;

- реформирование структуры управления промышленным комплексом Республики Беларусь и создание единого государственного органа, ответственного за промышленную политику;

-экологизация промышленного производства.

Необходимые ресурсы и источники финансирования:

- собственные средства организаций, кредиты банков Республики Беларусь, заемные средства организаций Республики Беларусь, иностранные источники (кредиты иностранных банков, иностранные инвестиции, другие источники в соответствии с законодательством), средства республиканского и местных бюджетов, включая средства инновационных фондов. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период

За последнюю пятилетку в стране проведено техническое переоснащение крупных промышленных организаций, создан ряд новых производств, существенно расширен перечень выпускаемой промышленной продукции.

Среди 44 государств Объединения экономического сотрудничества (далее – ОЭСР) и Европы отечественная экономика занимает 19-е место по уровню материалоемкости, 7-е – по величине импортоемкости.


Основными внешними факторами, определяющими дальнейшее развитие промышленного комплекса Республики Беларусь, станут:

- усиление глобальной экономической конкуренции;

- появление новых локомотивов мирового экономического развития в Азии и Латинской Америке (Индия, Китай, Бразилия);

- вступление России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) и усиление конкуренции в Едином экономическом пространстве (далее – ЕЭП);

- ужесточение Россией экологических стандартов на промышленную продукцию;


Внутренними ограничителями промышленного роста выступают:

- неэффективная отраслевая и технологическая структура промышленного комплекса. На долю высокотехнологичных производств в Беларуси приходится около 2 – 3 процентов выпускаемой промышленной продукции, в развитых странах – около 15 процентов, что является одной из причин отставания по уровню производительности труда от экономически развитых стран;

- громоздкая система государственного управления промышленностью, включающая 8 министерств и концернов, что ведет к заорганизованности подведомственных организаций и отсутствию должного взаимодействия. В России, Украине, Казахстане и других странах Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) промышленность курируют 1 – 2 министерства;

Основной целью развития промышленного производства Республики Беларусь на период до 2020 года является:

- формирование конкурентоспособного инновационного промышленного комплекса, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда по добавленной стоимости не ниже 50 процентов от европейского уровня,

увеличение выпуска соответствующей мировым стандартам продукции и наращивание экспортного потенциала.

Главными задачами развития промышленного комплекса в 2011 – 2015 годах являются:

- опережающее развитие экспортоориентированных и высокотехнологичных производств с постепенным сокращением объемов в неэффективных видах экономической деятельности, техническая и технологическая модернизация традиционных направлений специализации и формирование на этой основе рациональной структуры промышленности, обеспечивающей рост производительности труда;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности за счет освоения новых видов продукции и роста экспорта инновационных товаров;

развитие импортозамещающих производств, что позволит снизить долю импортных сырья и материалов в структуре выпуска, увеличить результативность внешней торговли с позиции сбалансированности экспортно-импортных потоков;

- формирование холдингов и постепенная передача функций оперативного управления управляющим компаниям.

Основными целевыми индикаторами развития промышленного комплекса на период до 2015 года являются:

темпы роста ВДС в 2015 году − 162 – 167 процентов к 2010 году;

индекс промышленного производства в 2015 году − 154 – 160 процентов к 2010 году;

рост производительности труда (по ВДС в постоянных ценах) в 2015 году − 166 – 172 процента к 2010 году;

рентабельность продаж − 14 – 15 процентов в условиях сдержанного роста цен на промышленную продукцию;

снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) за 2011 – 2015 годы на 5 – 7 процентов;

удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в 2015 году − 20 – 21 процент.

Промышленная политика в этот период будет направлена на:

изменение системы государственного управления промышленностью, развитие новых форм кооперационных связей, в том числе с организациями России, Казахстана;

создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание новых продуктов, образцов техники и технологий, в том числе на основе трансферта технологий из-за рубежа;

совершенствование системы подготовки специалистов, менеджеров и управленческих кадров для промышленности.

Стратегическими задачами развития на 2016 – 2020 годы станут:

организация единого государственного органа, ответственного за промышленную политику – министерство промышленной политики, и ликвидация концернов;

увеличение доли наукоемкого сектора и рост производительности труда по ВДС не менее 50 процентов от уровня европейских стран;

использование методов производств, соответствующих принципам экологической (”зеленой“) экономики, производство экологической (”зеленой“) продукции;

широкомасштабное создание промышленных кластеров на основе сформированных ”точек роста“;

повышение имиджа промышленного производства Республики Беларусь в мировом сообществе и его интеграция в мировое разделение труда.

Целевые индикаторы на 2016 – 2020 годы:

темпы роста ВДС в 2020 году − 136 – 140 процентов к 2015 году;

производительность труда по ВДС в 2020 году – не менее 50 процентов от уровня стран ЕС-27;

увеличение доли добавленной стоимости в объеме промышленной продукции в 2020 году до 35 – 37 процентов;

снижение уровня материалоемкости промышленной продукции (в фактических ценах) за 2016 – 2020 годы – на 5 – 6 процентов.

В период реализации Программы предусматривается ежегодное снижение импортоемкости промышленной продукции не менее чем на 1,5 процента к уровню предыдущего года.

На первом этапе (2011 – 2015 годы) отраслевые структурные преобразования На втором этапе (2016 – 2020 годы) - в производстве пищевых продуктов основными задачами являются: повышение глубины переработки сельскохозяйственного сырья путем модернизации и технического переоснащения организаций, расширение сырьевой базы для обеспечения наиболее полной загрузки производственных мощностей организаций, осуществляющих переработку мясо-молочной и плодоовощной продукции, наращивание производственных мощностей и увеличение выпуска кондитерской продукции в целях снижения импорта кондитерских изделий, повышение конкурентоспособности пивоваренной продукции на внешнем рынке, в том числе за счет улучшения ее дизайна и качества упаковки, расширение ассортимента виноградных вин и коньяков, замещение на внутреннем рынке импортного растительного масла.

Структурные преобразования и модернизация промышленного комплекса требуют соответствующих изменений в системе образования, повышения квалификации и переподготовки кадров для секторов промышленности на всех ее уровнях, в том числе с позиции обеспечения непрерывности образования и объединения усилий системы образования, науки и производства.

Главной целью кадровой политики является обеспечение промышленного комплекса кадрами с учетом потребностей развития высокотехнологичных и наукоемких производств и повышения конкурентоспособности традиционных видов экономической деятельности.

Задачи совершенствования кадрового обеспечения:

первоочередное обеспечение кадрами наукоемких, экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств;

открытие подготовки по новым перспективным и востребованным специальностям

Целью региональной промышленной политики является уменьшение дисбаланса в экономическом развитии между индустриальными центрами и малыми и средними городскими поселениями.

Достижение намеченной цели требует решения следующих задач:

размещение и развитие в малых и средних городских поселениях наукоемких производств, а также производств, основанных на глубокой переработке местных сырьевых ресурсов;

повышение эффективности работы градообразующих организаций в малых и средних городских поселениях, в том числе путем развития кооперации со средними и крупными промышленными организациями;

определение зон промышленной специализации в зависимости от местных сырьевых ресурсов, географической приближенности к крупным организациям и рынкам сбыта, а также иных местных конкурентных преимуществ.

Для решения указанных задач необходимо:

создание новых производств, направленных на освоение перспективных местных сырьевых ресурсов, в том числе путем размещения в малых и средних городах филиалов крупных промышленных организаций, небольших уникальных производств с экспортным потенциалом, что позволит внедрять инновации, повышать уровень и квалификацию работников;

создание благоприятных экономических условий для формирования в малых и средних городских поселениях предпринимательского сектора, привлечения инновационного малого бизнеса;

включение в процесс кооперации микро- и малых организаций, формирование высокотехнологичных региональных кластеров, а также кластеров, базирующихся на производствах по переработке местных ресурсов, в том числе вторичных материально-сырьевых ресурсов, сельскохозяйственной продукции.

Предусматривается создание ряда специализированных промышленных кластеров, в том числе в Витебской области – кластера по производству льнопродукции на базе РУПТП ”Оршанский льнокомбинат», кондитерско - пищевого пищевого кластера (ядро – ОАО ”Жабинковский сахарный завод“).

Одной из основных форм образования региональных кластеров станет формирование промышленных зон (в том числе на базе свободных экономических зон (далее – СЭЗ), направленных на привлечение международных компаний и налаживание кооперации с ними белорусских производителей, в том числе градообразующих промышленных организаций в малых и средних городских поселениях. Проекты, реализуемые в рамках промышленной зоны, будут связаны единой концепцией, планируемые к созданию организации будут взаимодополняющими.

Во всех регионах страны предусматривается дальнейшее развитие промышленных организаций, подчиненных местным Советам депутатов, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья, минерально-сырьевых, лесных и вторичных материально-сырьевых ресурсов. В этой связи усилия местных органов власти должны быть направлены на:

развитие кооперации подчиненных организаций с крупными промышленными организациями, содействие размещению их филиалов на территории регионов;

создание инкубаторов инноваций и новых технологий, системы профессиональной переподготовки кадров для высокопроизводительных рабочих мест;

поддержку реализации перспективных инвестиционных проектов по освоению местных природных ресурсов, модернизации и расширению существующих производств.

В Брестской области в 2012 – 2015 годах ставится задача опережающего роста промышленного производства по сравнению с динамикой производства в целом по стране. Для этого планируется строительство цеха по производству сухих молочных продуктов в ОАО ”Березовский сыродельный комбинат“, цеха по производству сыров в ОАО ”Кобринский маслодельно-сыродельный завод“, модернизация производства в ОАО ”Лунинецкий молочный завод“ и ОАО ”Пружанский молочный комбинат“, строительство элеватора для хранения ячменя пивоваренного на 100 тыс. тонн в ОАО ”Белсолод“, строительство горно-обогатительного комбината по производству нерудных строительных материалов на базе месторождения ”Ситницкое“.

В Витебской области начато строительство цеха по производству твердых сыров в ОАО ”Поставский молочный завод“, запланировано создание современного производства сыров в Браславском филиале ОАО ”Глубокский молочноконсервный комбинат“, реконструкция производства консервов для детского питания с увеличением производственных мощностей в ОАО ”Оршанский мясоконсервный комбинат“. Намечено приобретение и установка линии по производству стерилизованного молока в пакеты ”Тетра-Брик-Асептик“ в ОАО ”Глубокский молочноконсервный комбинат»

В Гомельской области запланировано строительство мини-ТЭЦ в г.Калинковичи, модернизация щебеночного завода ”Глушкевичи“ с доведением мощности производства до 1 млн. куб. минертных материалов в год и организация производства пилено-колотой брусчатки в коммунальном проектно-ремонтно-строительном унитарном предприятии ”Гомельоблдорстрой“, строительство кирпичного завода в Петриковском районе, установка линии по выпуску энергоэффективных трехслойных стеновых панелей и плит перекрытий в РУП ”Мозырский домостроительный комбинат“, реконструкция керамзитового завода в г.Петрикове с переходом на новую технологию по выпуску легких керамзитовых блоков, коммунального дочернего производственного унитарного предприятия ”Жлобинский домостроительный комбинат № 3“, коммунального производственного унитарного предприятия ”Хойникский завод железобетонных изделий“, модернизация производства сухих продуктов в частном производственном унитарном предприятии ”Калинковичский молочный комбинат“, организация в г.Хойники производства по переработке сыворотки в Полесском производственном участке ОАО ”Молочные продукты“.

В Гродненской области с привлечением иностранных инвестиций планируется строительство комплекса по производству МДФ, ДСП, ОСП в Сморгонском районе, реконструкция ОАО ”Лидское пиво“ с увеличением производственных мощностей. Намечается техническое переоснащение с организацией добычи и розлива питьевой воды, установкой линии по производству кваса и ликеро-водочных изделий в обособленном структурном подразделении ”Дятловский винно-водочный завод“, освоение мощностей по производству уксуса спиртового и расширение ассортимента выпускаемых уксусов, перепрофилирование винодельческого производства на выпуск плодовых дистиллятов и кальвадосов на унитарном дочернем предприятии ”Слонимский винодельческий завод“, организация производства модифицированных крахмалов в ОАО ”Рогозницкий крахмальный завод“, техническое переоснащение со строительством нового производственного корпуса и внедрением экологически чистой технологии переработки биологических отходов на Гродненском областном унитарном предприятии ”Лидский ветсанутильзавод“. Строительство в Островецком районе Гродненской области Белорусской АЭС обуславливает размещение в этом регионе вспомогательных и обслуживающих организаций, других производств, обеспечивающих занятость членов семей работников АЭС.

В Минской области будет осуществляться модернизация и техническое переоснащение с повышением глубины переработки сельскохозяйственного сырья в ОАО ”Молодечненский молочный комбинат“, ОАО ”Слуцкий сыродельный комбинат“, ОАО ”Клецкая крыначка“. Для повышения конкурентоспособности и продвижения на зарубежные рынки пищевой продукции намечается организация холдинговой компании на базе государственного учреждения ”Миноблмясомолпром“. Продолжится работа по созданию сырьевых зон, расширению ассортимента выпускаемой плодоовощной продукции. Для повышения эффективности отрасли предусматривается присоединение ОАО ”БелНатурПродукт“ к ОАО ”Городейский сахарный комбинат“, коммунального производственного унитарного предприятия (далее – КУПП) ”Стародорожский плодоовощной завод“ к ОАО ”Слуцкий сахарорафинадный комбинат“, Минского областного унитарного предприятия ”Слуцкий консервный завод“ к ОАО ”Слуцкий сыродельный комбинат“. Намечено строительство ветропарка мощностью 160 МВт. Планируется создание производства рефлекторов и автомобильных фар в ОАО ”Руденск“ (Пуховичский район).

В Могилевской области будет проведена реконструкция сыродельных производств, техническое переоснащение цехов по выпуску цельномолочной продукции, организовано производство сухих молочных продуктов в ОАО ”Бабушкина крынка“, ОАО ”Осиповичский молочный комбинат“, ОАО ”Мстиславский маслодельно-сыродельный завод“. Намечена реконструкция ОАО ”Могилевский мясокомбинат“ и ОАО ”Бобруйский мясокомбинат“. Дальнейшее развитие получит производство консервов в ОАО ”Быховский консервно-овощесушильный завод“: предусматривается поэтапное увеличение производственных мощностей по выращиванию сырья, производству консервированной и замороженной продукции. Планируется наращивание объемов и увеличение ассортимента соков иностранным частным производственным унитарным предприятием (далее – ИЧПУП)

При реализации Программы необходимо учитывать ряд внешнеэкономических рисков:

невысокие прогнозируемые темпы прироста ВВП стран – основных торговых партнеров Республики Беларусь в 2012 – 2020 годах, что может привести к повышению интенсивности конкуренции на этих рынках сбыта;

повышение мировых цен на нефть, металл, каучук и другие потребляемые ресурсы при снижении мировых цен на экспортируемые товары;

усиление политики протекционизма со стороны торговых партнеров Республики Беларусь при неблагоприятном развитии мировой экономики;

Наиболее распространенными национальными промышленными брендами являются продукты питания ”Савушкин продукт“ (ОАО ”Савушкин продукт“), ”Санта-Бремор“ (СП ”Санта-Бремор“ ООО).

Стратегией развития национальных промышленных брендов станет их позиционирование на внешних рынках как качественной и относительно недорогой продукции, доступной широкому кругу

В целях увеличения экспортного потенциала белорусских промышленных организаций с учетом преимуществ участия Республики Беларусь в ЕЭП предусматриваются следующие направления:

создание на территории Республики Беларусь совместных производств по переработке мясо-молочной продукции с привлечением финансовых средств и технологий из Казахстана;

создание совместных предприятий с Россией по производству алкогольных и безалкогольных напитков;

кооперация со странами ЕЭП в области производства товаров химической промышленности.

К концу 2020 года выработка по ВДС на одного занятого в промышленности должна составлять до 30 тыс. долларов США (при условии среднегодовых темпов прироста производительности труда в зоне ЕС-27 на 1 – 1,5 процента).

Достижение указанного уровня производительности потребует увеличения ВДС в постоянных ценах в 2015 году в 1,6 – 1,7 раза к 2010 году, в 2020 году – в 1,4 – 1,5 раза к 2016 году. В период реализации Программы среднегодовые темпы прироста ВДС в промышленности составят 7 – 8 процентов.

Основными факторами роста ВДС станут снижение материалоемкости, освоение выпуска наукоемкой продукции, оптимизация производственных процессов и структуры занятых в промышленности. Снижение материалоемкости продукции должно составить за 2011 – 2015 годы – минус 5 – минус 7 процентов, за 2016 – 2020 годы – минус 5 – минус 6 процентов при среднегодовых темпах роста объемов продукции 109 процентов и 106 – 107 процентов соответственно.

Отраслевые структурные сдвиги в промышленном комплексе обеспечат увеличение доли инновационных высокотехнологичных производств в общем объеме производства до 15 процентов в 2020 году.

Выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции будет способствовать росту устойчивости промышленного комплекса к изменению ценовой конъюнктуры на внешних рынках, что позволит увеличить рентабельность продаж до 15 – 16 процентов (уровень промышленности стран ЕС-17).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.