Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиолого-гигиенические основы и методы проведения закаливания детей и подростков

В технике термином "закаливание" обозначается придание какому-либо веществу свойства большой твердости. В свое время это понятие было заимство­вано медиками. Говоря о закаливании, обычно име­ют в виду приспособление организма к холоду, но значение этого термина шире.

Под закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздей­ствию физических факторов окружающей среды (по­вышенной или пониженной температуры воздуха и воды, повышенных параметров влажности и скорос­ти движения воздуха, ультрафиолетового излучения, электромагнитных полей, пониженного атмосферно­го давления) путем систематического тренирующего дозированного воздействия этими факторами.

В.В. Гориневский — основоположник врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом у нас в стране — понимал под закаливанием воспитание в организме способности быстро и правиль­но приспосабливаться к меняющимся условиям внеш­ней среды.

По литературным данным многих исследователей (Г.Н. Сперанский, Е. Заблудовская, Р.А. Калюжная, М.И. Никифоров и др.), закаливание детей снижает их заболеваемость в холодное время года в 2-3 раза, повышает работоспособность.

Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н.э.) был, пожалуй, первым, кто в своих сочинениях опи­сал систему рационального водолечения и указал на благотворное влияние солнечных ванн.

Обряды, поговорки, отражающие вековой опыт русских людей, также свидетельствуют о том, что на Руси издавна применяласьхолодная вода для укреп­ления здоровья. "Ледяная вода — для хвори беда". Великий русский полководец А.В. Суворов создал целую систему физической подготовки с ежедневным обливанием холодной водой. Еще в 1773 г. профес­сор С.Т. Зыбелин издал труд "О неблагоприятном действии на организм излишнего тепла и переедания, особенно в младенчестве".

Когда же следует начинать закаливание ребенка? На этот вопрос ответил русский ученый Е.А. Покров­ский в своей книге "Физическое воспитание детей у разных народов" (1884 г>), отметив, что здоровый новорожденный ребенок обладает колоссальной воз­можностью приспособления к окружающей среде.-Так, якуты натирали новорожденных снегом, а тур­чанки, проводя первое омовение, обмывали новорож­денных горячей водой.

Физиологическая сущность закаливания состоит в том, что закаливающая процедура представляет собой дозированную модель природных стихий, тре­бующую преодоления, полезного физиологического напряжения. Результатом такого воздействия являют­ся стимулирование защитных приспособительных ре­акций всех систем организма, активная выработка новых условных рефлексов на закаливающий раздра­житель.

Рефлексорный механизм закаливания объясняет тот факт, что закаленность организма строго специ­фична. Изменение характера (или вида) закаливаю­щего фактора или состояния организма (острое заболевание) приводит к утрате закаленности. Этим же объясняется то, что нельзя закалиться однажды на всю жизнь.

В формировании приспособительных защитных реакций организма к воздействию физических фак­торов также принимают участие гуморальный и кле­точные механизмы. Внешние раздражения (термичес­кие, механические) воспринимаются нервными окон­чаниями в коже, передаются в центральную нервную систему, где формируются ответные реакции сосудо-двигательного, трофического и другого характера, передающиеся в соответствующие органы и системы. В результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов. С нейрогуморальными сдвигами связаны изменение трофики тканей, улуч­шение обменных процессов, повышение сопротивля­емости организма.

Итак, следует иметь в виду воздействие закалива­ющего раздражителя на нервную систему. У детей центральная нервная система еще не сформирована. Показателями слабости нервных процессов считает­ся быстрое разрушение условных связей, пониженное состояние возбудимости, слабая сосредоточенность внимания. При проведении закаливающих мероприя­тий происходит тренировка и, главное, изменение порогов возбудимости рецепторов. Так, сильный раз­дражитель становится индифферентным, неспособ­ным повредить здоровью ребенка.

Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности органов кровообращения и дыхания, что проявляется увеличением числа сердеч­ных сокращений и легочной вентиляции. Закаливаю­щие процедуры воздействуют на эндокринную систе­му, усиливая деятельность гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. Гормоны выступают в роли активаторов молекулярных сдвигов в центральной нервной системе, изменяют обмен нуклеиновых кис­лот, активность ферментов, способствуют более ак­тивной миелинизации нервных волокон, тренировки подвижности нервных процессов.

Наиболее важным является тренировка симпати-ко-адреналовой системы, что приводит к повышению активной сопротивляемости организма, увеличению барьерных свойств кожных покровов. Это особенно важно для детей, страдающих аллергией. Проявле­ниями аллергии являются повышение проницаемос­ти капилляров и наклонность к экссудации. Потовые железы имеют симпатическую и парасимпатическую иннервацию. Возбуждение симпатической нервной системы тормозит секрецию потовых желез. Раздра­жение тепловых, холодовых и механических рецеп­торов кожи приводит к изменению морфологической структуры сосудистой стенки, так как образуется более прочная фиброзная ткань. Таким образом, по­вышается барьерная функция как соединительноткан-ного, так и эпидермального слоев кожи, поэтому важ­ным является понимание механизмов закаливания для лечения аллергических проявлений у детей.

Специфическая роль закаливания состоит в выра­ботке быстрой и адекватной реакции терморегулятор-ного аппарата и его сосудистого звена на воздейст­вие прежде всего низких температур. Это важное условие предупреждения переохлаждения организма, которое расценивается как одна из существенных причин возникновения острых респираторных забо­леваний. Охлаждение любого участка поверхности тела рефлекторно вызывает реакцию сосудов верх­них дыхательных путей, за счет чего могут возникнуть функциональные и трофические изменения слизистой оболочки. При переохлаждении активизируется мик­рофлора носоглотки, снижается барьерная функция слизистой оболочки носа и глоточного кольца. Орга­низм становится беззащитным перед аутомикрофло-рой, а также бактериальным и вирусным загрязнени­ем воздушной среды.

Закаливающие процедуры вызывают местную и генерализованную сосудистые реакции, характери­зующиеся изменением температуры кожи туловища и конечностей. Под влиянием закаливания темпера­тура кожи туловища снижается, а дистальных отде­лов конечностей — повышается. Происходит вырав­нивание термотопографии: снижение температурно­го градиента кожи "стопа—грудь". У незакаленных детей снижение градиента кожи "стопа—грудь" от­мечается в условиях перегрева, увеличение — при переохлаждении. Характер термотопографии отра­жает степень напряжения терморегуляции.

Закаляя ребенка, подвергая его различным раз­дражителям, мы укрепляем аппараты терморегуля­ции. Однако функции физической терморегуляции в /•т\ детском и даже подростковом возрасте не достигают уровня взрослого организма. В первые месяцы жизни детям свойственна значительная термолабиль­ность, они сохраняют нормальную температуру тела лишь при незначительных колебаниях окружающей среды, легко перегреваются и переохлаждаются. У грудных детей терморегуляция осуществляется глав­ным образом посредством изменения химической теп-лорегуляции. Физическая терморегуляция развита слабо вследствие незаконченности формирования экстерорецепторов, проводящих путей и других ком­понентов рефлекторной дуги, обеспечивающих ответ­ные реакции со стороны дыхательной, кровеносной и эндокринной систем.

Внешние раздражители, адекватные по своей силе, уровню развития системы терморегуляции ре­бенка, способствуют дальнейшему ее совершенство­ванию, улучшению восприятия раздражения и уско­рению ответной реакции. На этой физиологической закономерности основываются принципы чяк^лмня- ни я детей.

Q) Учет индивидуальных особенностей организма ребенка при выборе средств и способов закаливания. При формировании системы закаливания необходимо учитывать: состояние здоровья, возраст, климатичес­кие условия, развитие подкожножировой клетчатки, тип нервной системы, степень закаленности ребенка.

Можно выделить три группы детей по этим пока­зателям:

I — здоровые закаленные;

II — дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья и здоровые, но незакаленные;

III — дети, страдающие хроническими заболева­ниями и реконвалесцентны после длительных заболеваний.

Закаливание детей 1 группы нужно начинать с ин­дифферентных раздражителей. Для воздушных ванн — это комфортные показатели температуры возду­ха, для местных и общих водных процедур — темпе­ратура кожи в состоянии теплового комфорта.

При назначении закаливающих процедур детям II и III групп начальная и конечная температура воздейст­вующих факторов должна быть на 2-4° С выше, чем для детей! группы, а темп ее снижения более медленным. Этой же тактики следует придерживаться в случае за­болевания ребенка в период реконвалесценции.

Исследованиями В.П. Спириной установлено, что закаливание детей с сильным уравновешенным типом нервной системы полезно проводить более быстры­ми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются слабости нерв­ных процессов. Для последних проводить закали­вание следует более медленными темпами или выби­рать более нежные виды процедур.

Изменяя продолжительность проведения холодо-вых раздражении, можно увеличивать энерготраты ребенка. Это важно для детей повышенного питания и с ожирением. Известно, что кратковременные хо-лодовые воздействия тонизируют процессы теплоот­дачи, а продолжительные по времени затрагивают глубинные процессы обмена, т.е. процессы теплопро­дукции.

(2.)Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания по­чти мгновенное и глубокоеснижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности про­цедуры.

Постепенное дозирование закаливающих проце­дур предусматривает 5 вариантов:

1. Для ослабленных"детейдакаливание можно на­чинать с участков тела, менее чувствительных к холо­ду (например, с рук). Постепенно переходить к участ­кам тела, которые не подвергались холодовому воз­действию, поэтому более чувствительны. Наиболее чувствительна к холоду спина.

2. Изменение площади поверхности тела, подвер­гающейся действию закаливающего фактора. Чаще всего начинают воздействие с дистальных участков конечностей, постепенно увеличивая площадь поверх­ности тела.

3. Переход от менее интенсивных процедур к бо­лее интенсивным: от воздушных — к водным, от об­тирания — к обливанию водой.

4. Увеличение интенсивности закаливающего фак­тора: понижение или повышение температуры, увели­чение скорости движения воздуха, силы ультрафио­летового облучения.

5. Увеличение времени действия закаливающего раздражителя;

Итак, интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно. Однако необходимо соблюдать одно обязательное условие: каждая пос­ледующая нагрузка должна вызывать ответную реак­цию организма. Новая процедура вначале должна вызывать вегетативные сдвиги: учащение пульса, уве­личение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствуете недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

@ Физиологическая закономерность адаптации организма к раздражителю выдвигает необходимость соблюдения принципа систематичности и непрерыв­ности, то есть регулярного повторения закаливающих воздействий.

Регулярные закаливающие воздействия формиру­ют на базе безусловного рефлекса условно-рефлек­торную пульсацию кожных сосудов, что обеспечива­ет большую устойчивостькожной поверхности к дли­тельному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внут­ренней среды на постоянном уровне. При прекраще­нии закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагруз­ки достигается за несколько месяцев (в среднем за 2-3 летних месяца), а исчезает значительно быстрее (за 2-3 недели), а у дошкольников — через 5-7 дней.

Обеспечить систематическое закаливание в тече­ние всего года легче тогда, когда оно прочно войдет в режим дня ребенка. Подчиняясь этому правилу, не­льзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей. Следует уменьшать нагрузку или интенсивность закаливающего раздражителя.

(^Специфичность процессов адаптации, т.е. при­способления организма к действующему раздражи­телю, обуславливает необходимость соблюдать прин-UHn_Da3HOo6Da3H5_MMJ<OMnAeKCHOCTH_CDeA^ _ливания. Некоторые авторы называют этот принцип многофакторностью, т.е. использование нескольких физических раздражителей: холода и механическо­го воздействия движения воздуха или воды; солнеч­ной энергии и воды. Однако под разнообразием сред­ств закаливания подразумевается также использова­ние разновидности действия одного и того же факто­ра. Например, полоскание водой горла (это местное закаливание) и обливание водой стоп приводит реф-лекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

(?)Полиградационность, то есть необходимость тре­нировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям.

Так, при повторении резких перепадов температу­ры устойчивость организма вырабатывается только к быстрым температурным сдвигам во внешней среде. А тренировка к замедленным охлаждениям — только к постепенному снижению температуры. Чтобы не за­креплять узкие стереотипы закаленности, необходи­мо вырабатывать готовность детского организма реа­гировать на разные по диапазону перепады темпера­тур. Поэтому необходимо помнить, что простудные явления у некоторых детей часто вызываются не рез­ким холодовым раздражением, а лишь теми неожидан­ными колебаниями, к которым организм не успел при­способиться.

Отмечают также феномен "односторонней адап­тации", суть которого заключается в следующем: если закалять верхнюю часть туловища, то устойчивым к охлаждению становится только торс, но не нижние конечности и стопы. В этом случае толерантность к холоду на стопах не только не повышается, но, на­оборот, ослабевает. Поэтому целесообразно сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма ребенка к холодовому воздействию.

При проведении холодовой закаливающей проце­дуры ответную реакцию организма следует оценивать по игре вазомоторов кожных покровов, по которой можно судить о силе раздражителя. Она протекает в три фазы.

Первая фаза характеризуется кратковременным сужением кровеносных сосудов. Кожа бледнеет, по­крывается мелкими бугорками — "гусиная кожа". По­является ощущение озноба, так как кровь отливает к внутренним органам. Эта фаза является защитной и длится недолго.

Вторая фаза характеризуется расширением сосу­дов, сопровождается покраснением кожи и ее согре­ванием. Из внутренних органов кровь устремляется к коже, что сопровождается чувством приятного тепла и освежающей бодрости.

Третья фаза характеризуется сужением артериол при расширенных капиллярах и венах. Кожа стано­вится холодной, синюшно-красной. Эта фаза свиде­тельствует о чрезмерности холодового раздражите­ля, что может привести к переохлаждению организ­ма ребенка.

Начинают закаливание.с.воздушных ванн. На кожу ребенка действуют температура, влажность и ско­рость движения воздуха. Поэтому закаливание.-про-водят в чистом, хорошо проветриваемом помещении при оптимальной температуре воздуха. Воздушные ванны в зависимости от температуры воздуха и теп­ловых ощущений делятсяижхолодцые (+ 14°и ниже), прохладные (+18-20°), теплые (+21-30°) и горячие (+31° и выше).

Этот вид закаливания начинает применяться фак­тически смомента рождения ребенка и может прово­диться в повседневной жизни без четкой дозировки. Это происходит обычно при смене одежды, прогул­ках на свежем воздухе, во время занятий физической культурой или подвижными играми, когда дети нахо­дятся в облегченной одежде. Воздушные ванны мо­гут проводиться и как специально организованные дозированные виды закаливания. Одним из обяза­тельных условий закаливания детей является тепло­вой комфорт, когда микроклимат помещения поддер­живается в пределах гигиенически обоснованных нор­мативов. Они дифференцированы в зависимости от возраста детей, строительно-климатической зоны и функционального назначения помещения. Например, для детей ясельного возраста (до трех лет) темпера­тура в игровой комнате в I климатической зоне (Мур­манск) должна быть 23° С, а во II климатической зоне (Москва)—22° С.

Воздушные ванны всегда должны сочетаться с движением детей7Пбстёпённоёоблёгченйеодеждь| во время воздушных ванн помогает регулировать силу раздражающего действия воздуха в процессе закали­вания. Следует обратить внимание на правильный вы­бор одежды не только в момент проведения закалива­ния. Одежда должна ограждать ребенка летом от пере­гревания, зимой — от переохлаждения. Чрезмерно теплая одежда, так же как и повышенная температура воздуха, вызывает перегрев организма и рефлектор­ное усиление теплоотдачи. Шея и волосистая часть го­ловы ребенка становятся влажными от пота. В таких условиях небольшой сквозняк может вызвать переох­лаждение. Прогулка на свежем воздухе при правиль­ной организации является одним из важных моментов закаливания. В зимнии период дети в зависимости, от возраста должны находиться вне помещений по 2-5 ч, летом — по 10-11ч ежедневно.

Рекомендуемая одежда для прогулок на свежем воздухе при температуре воздуха:

+6-20С 4-слойная одежда: белье, платье, трикотаж­ная кофта, колготы, рейтузы, куртка или де­мисезонное пальто, (зимнее пальто без три­котажной кофты, если t ниже 0°), сапожки, варежки

-3-80С 4-слойная одежда. Те же 4 слоя, но пальто зимнее, теплые сапожки

-9-140С 5-слойная одежда: одеваются 2 пары рейтуз или утепленные брюки, сапожки с носками

Дети до трёх-лет выходят на прогулку зимой при температуре воздуха до -15° С, а 4-7-летние — до -20-27° С. При низких температурах время прогулки сокращается.-Важным мероприятием является сон на свежем воздухе в зимнее время года начиная с 2-3-недельного возраста ребенка (сначала 2, а затем 3 раза в день). При температуре воздуха до -10 °С на­чинают с 25-30 мин, увеличивая продолжительность сна до 1-1,5 ч.

В теплое время года одежда выбирается в соот­ветствии с температурой воздуха. Необходимо предо­хранять организм от перегревания. На голову наде­вают головной убор, дающий тень на глаза. Одежду выбирают светлых тонов.

Воздушные ванны часто в летнее время сочета-ют с закаливанием солнечными лучами. Закаливание солнцем начйнаютпри~облачном_небе илиib тени. В первые'с6лнёчныё дни на прогулке дети не~д6лжны находиться на освещенных прямыми солнечными лу­чами участках 6o/iee_5=6JMHH. При появлении призна­ков nepei-ревадетей уводят в тень, умывают, поят ки­пяченой-водой и предлагают спокойно посидеть. После образования._загар.а..пребывание^юд прямы-мРГсолнечными лучами постепенно увеличивается. П рогул ка заканч и вается п ре~быванйём 'в~тётГ20-30 мин, затем умыванием или общей водной процеду­рой.

Закаливание^водой являетсяодним_из__самых сильных раздражителей. Теплопроводность воды в 30 раз^аТеплоёмкость"! 4 раза больше, чем у возду­ха. В зависимости от температуры воды и тепловых ощущений водные процедуры делятся на: холодные (ниже +20 °С), прохладные (+21-33 "С), тепловатые (+34-35 °С), теплые (+36-40 "С) и горячие (+41 °С и выше).

Водные процедурьщелят на общие и местные. В качестве местнь^х^1рои1едур^ледует^аава1ь^умь1ва-ние (включая шею и руки до локтя), обмывание стоп, обтирание частей тела, ножные ванны, полоскание горла. Обшйй. процедуры могут проводиться в виде обтирания1иI обливанияi всег.о_гела, душа,..купания.в водоеме или бассейне, зимнего плавания_иди_морже--вания. Начинают все водные процедуры с температу­ры воды, близкой к температуре тела (для общих про­цедур) и температуре кожи нижних конечностей (для местных процедур). Постепенно изменяются темпера­тура воды, время воздействия, а.также.увеличивает-ся площадь кожных покровов, подвергающаяся дей­ствию водной процедуры. Затем от местных перехо­дят к общим водным процедурам".

Надо следить, чтобы перед началом водной про­цедуры'ребенку не было холодно, поэтому чаще все-го"ёе проводят после физической нагрузки. Необхо­димо следить также за сосудистой реакцией. Если нет покраснения кожи, то ее надо вызвать, растерев до кр^асна^жу^сухим-полотенцем. Обливание под душем и купание в водоеме или бассейне сопровождается механическим воздейст­вием струй воды, которые оказывают массирующее действие. Купание в открытом водоеме — один из лучших способбТзакаливан^я. На организм ребенка одноврёмён но действуют воздух, сол нце, соп роти в-ление"воды и движение.Купание в открытом водоеме разрешается детям с двух лет. Начало купании'состо-ит из простых окунаний в воду 1^2_оаз^После этого ребенка слегка вытиоакШюлотёнцем. Далее длитель­ность купаний постепенно увеличивается. Температу­ра воды должна.быть.йе^же^-^^С при температу­ре воздуха не ниже +25 °С. Плавание вызывает у де-тей'яркб'выра'жённыё положительные эмоции. По мере повторения правильно подобранных процедур улучшается сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, а также улучшается физическое и нервно-психическое развитие детей.

Об эффективнрсти закаливания можно судить по объективным показателям. Наиболее важные пробы — температурные — предложены для оценки возможностей физической терморегуляции. Показатель лабильности отражает силу и скорость восстановления кожно-сосудистой реакции на месте приложения холодового раздражителя. Он представ­ляет собой отношение величины сниженйя7тё.мпева-^^'кож^на^олЪдовойраздражитель.кдбщему.впе-мени на ее^восстанрвление. Показатель качества — отношение времени быстрого восстановления темпе­ратуры кожи к общей продолжительности восстано­вительного периода. Эти показатели можно вычислить при проведении температурной пробы, когда опуска­ют стопу или кисть на одну минуту в таз с ледяной водой. Для маленьких детей лучше проводить баноч­ную пробу. Наполнитьсте;<дянну1йбанку.льд9м_и_при-ложить к кисти'руки на полминуты. Затем сразу надо измерить в этом месте температуру и повторять изме­рение через каждую минуту до ее нормализации.

Об эффективности закаливания можно судить по пульсовой пробе: измерить количество сердечных ' сокращенииТ минуту сразу после холодовой закали­вающей процедуры. Пульс изменится в ту или иную сторону у практически здорового человека на 10-15 % от исходного. У закаленных людей эти колебания ис­чезают.

Изменение поведения и общего состояния ребен­ка отмечают по следующим показателям: настроение, самочувствие, аппетит, сон, возникновение утомления. Ориентируясь на поведение ребенка, можно индиви­дуально подбирать закаливающие процедуры, уста­навливать их силу и продолжительность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режим дня дошкольников | Лекция 37 Гигиенические проблемы медицины экстремальных ситуаций и катастроф
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.