Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки судебной власти




Судебная система в Российской Федерации.

Суд как орган судебной власти;

Понятие и признаки судебной власти;

Коннов И.А.

Правоохранительные органы. Лекция 2.

 

Тема 2. Судебная власть в Российской Федерации и система органов, ее осуществляющих

Вступительная часть 5-7 минут:

Довожу до слушателей тему, план, цель лекции, а такжерекомендую значимую учебную и научная литературу по тематике лекции. Основная задача – настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается актуальность лекционного материала, указать связь с последующими занятиями.

План:

Основная часть 15-20 минут на каждый вопрос:

В ходе изложения лекции придерживаться схемы «вопрос – ответ». Ставить узловые вопросы по теме и приводить всю систему доказательств и разъяснений, позволяющих ответить на поставленный вопрос. Каждый учебный вопрос заканчивать краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействуют с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет государственный орган – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Он принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс.

Судебная власть осуществляется независимыми судебными органами – судами.

Обособление различных ветвей власти – не российское открытие. Идея разделения властей «витала в воздухе» давно. Однако сформулирована эта идея как теория была лишь в XVIII веке французским философом Шарлем-Луи Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Сегодня не существует официального понятия «судебная власть». Конституция РФ не раскрывает содержания понятия судебной власти.

В настоящее время термин судебная власть употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста термин «судебная власть» может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина.

Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что явление, которое под ним скрывается, имеет много аспектов. Во всяком случае нам видятся как минимум две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное подразумевает под судебной властью – систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции РФ. Судебная власть – это вид государственной власти. Власть может быть и не государственной: власть родителей, власть денег, толпы и т.д. Судебная власть это именно государственная власть. Сам термин власть обозначает – наличие полномочий и их реализацию. Воля судебной власти выражается в ее решениях от имени государства, которые обязательны для исполнения на территории всего государства. Прилагательное «судебная» конкретизирует кому принадлежат полномочия. Отсюда второй признак.

Второй признак – судебная власть принадлежит только специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам – судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему Российской Федерации, утвержденную Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак – исключительность судебной власти. Полномочия, которые предоставляются судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать ее ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных. органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение по вопросам судебной практики; участие в формировании корпуса судей и др.

Четвертый признак представляет собой триединство таких свойств судебной власти, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чье-либо волей. Решение судом принимается самостоятельно. Судья зависим только от закона, правосознания и совести. Причем, независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым натискам со стороны «злопыхателей». Для того, чтобы это им было делать легче закон предусматривает целый набор гарантий – материальных, социальных, гарантий безопасности и т.д.

Самостоятельность подразумевает самостоятельное принятие решение. Суд не обязан (да и не в праве) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении. Все решения суд принимает самостоятельно. Не всегда это просто. И не только власть исполнительная усложняет деятельность суда. Бывают ситуации, когда и население через общественное мнение манипулирует самостоятельностью суда. История помнит случаи, когда суд шел на поводу у этого мнения и отступал от требований закона.

Обособленность судебной власти вытекает из независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют достаточно автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность, т.е. образуют самостоятельную систему государственных органов, не входящих в структуру органов законодательной и исполнительной власти. Обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Границы, которые существуют между различными ветвями власти, достаточно прозрачны. Судебная власть немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках законодательства. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Судебные решения должны исполняться. А это невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок этот называется судопроизводством. Закон не скупится на описание этого порядка. Наличие целого ряда процессуальных кодексов ярко подтверждают это (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Она начинается в строго предусмотренных законом случаях и протекает в строгой процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть.

Шестой признак — подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше мы уже отмечали, что суд должен быть зависим от закона. Законы должны судами исполняться с той же тщательностью, как и другими органами и гражданами. Более того, суд должен быть образчиком соблюдения закона.

Отталкиваясь от приведенных признаков сформулируем определение судебной власти. Судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Есть и другие определения судебной власти. Например в учебнике «Правоохранительные и судебные органы России» под редакцией Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина изложено, что «Судебная власть – это предоставленное судам, как специальным органам государства, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений». [1]

Судебная власть основана на праве (положениях Конституции РФ и федеральных законах) и реализуется путем применения норм права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.