Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика курса




Риторика как наука делится обычно на общую риторику и частные риторики.

Общая риторика знакомит с понятиями терминами науки о грамотной речи. Частные – такие, как, например, судебная, деловая, торжественная – это свод правил речевого поведения для специалистов той или иной области деятельности.

Предлагаемый курс лекций «Основы риторики» - это общая риторика, хотя в ней учитывается специфика журналистского образования в РУДН. Он призван подготовить студента к освоению специальных дисциплин, таких, как «Практическая риторика», «Работа журналиста в газете», «Радиожурналистика», «Тележурналистика». Эти дисциплины можно назвать частными риториками.

Структура курса.

Курс "Основы риторики" состоит из трёх разделов. В первом, который называется "Историко-философское введение", рассказывается о зарождении риторики в древней Греции, о философском обосновании свободы слова софистами, о становлении риторической античной традиции и об итогах античной риторики вплоть до Квинтилиана. Особое место отведено рассмотрению гомилетики - науки о христианской проповеди, рассказывается о конфликте между риторикой и гомилетикой. Раздел даёт целостную картину двух взаимосвязанных и противоборствующих направлений в европейской речевой культуре - риторического, основанного на рассудочной, письменной речи, и гомилетического - основанием которого является живое искреннее слово.

Во втором разделе, который называется "Классический риторический канон» говорится о созданном в античности своде правил порождения текста и современном его понимании.

Третий раздел лекций, который называется "Диалогика", знакомит студентов с правилами организации плодотворной дискуссии и основами спора.

 

Риторика в системе тривиума. (К проблеме определения понятия «риторика»)

В практике преподавания риторики сталкиваешься с неоднозначностью толкования самого понятия «риторика». Известно множество определений этому слову. Каждое время по-своему понимало, что изучает риторика и что именно надо преподавать. Произвольность толкования давало творческую свободу каждому учителю, но вызывало недоумение у учеников. Такое положение неизбежно приводит к необходимости какой-то унификации понятий. Что же изучает риторика как наука, чему учить?

Известная аксиома гласит, что явление может быть правильно понятым только в том случае, если известно его происхождение. Обычно происхождение этой науки и практики связывают с победой демократии в древней Греции. Риторика возникла для обслуживания демократических процедур (выборы, суд, совещания и т.п.). Всё происходило как бы постепенно. И такого объяснения, на первый взгляд, достаточно.

Но в каждом, казалось бы, плавном и постепенном процессе есть некоторые «взрывные» точки, моменты перехода количества в качество. То же и в истории становления изучаемой нами науки. Вполне допустимо говорить не о постепенности, а об одномоментности её возникновения, о существовании, некоторого «исходного феномена» риторики.

Этот момент достаточно чётко обнаруживается в истории древней Греции. Имеется в виду важнейшее событие - введение писаных законов при осуществления правосудия - реформу, осуществлённую в Афинах в 621 до н.э. Драконом[1] и имевшую далеко идущие, можно сказать, катастрофические последствия. По требованию демоса, который был в постоянном противостоянии с родовой аристократией, законы были впервые записаны на каменных таблицах и выставлены на главной площади Афин. Прежде существовавший в живом, устном предании, закон в буквальном смысле «окаменел» и стал мёртвой буквой.

До этого времени суд при вынесении приговора руководствовался обычаем, завещанным предками. Естественно, что ареопаг, состоявший из представителей коренных жителей Афин, аристократов, выносил решения, не отвечавшие интересам демоса. Судилища были вопиюще несправедливыми ещё и потому, что среди судей процветало взяточничество. Так что толкование обычного права, понимание справедливости были зачастую произвольными. Для наведения порядка и были выдвинуты требования записать закон с тем, чтобы утвердить его (сделать его твёрдым, неизменным) и уравнять перед ним всех граждан. Что и было сделано Драконом, занимавшим в это время должность архонта, то есть высшего должностного лица, происходившим из аристократов-эвпатридов. Видимо, государство уже стояло на пороге гражданской войны и для её предотвращения была сделана крупная уступка демосу, получившему таким образом равные гражданские права.

Теперь всякий мог пожаловаться и указать пальцем на статью закона, которая была нарушена его обидчиком. В суде стороны вступали в открытое словесное состязание. Каждый должен был защищать себя сам, так как не существовало ещё наёмных адвокатов. Виновный, в соответствии с этим чрезвычайно суровым законодательством, обычно приговаривался к смерти (даже за такой, казалось бы, пустяк, как кража овощей у соседа). Начались процессы и многочисленные казни. Народ ужаснулся этому нововведению, за которое так ратовали прежде. С тех пор и появилось выражение «драконовские меры», то есть чрезвычайно жестокие меры по наведению общественного порядка.

С началом возвеличивания демоса и поражения аристократов, красноречие – прежде всего судебное - становится жизненно важным навыком афинского гражданина: не умевший убедительно говорить в суде подвергал себя риску расстаться с жизнью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.