Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналист»: определение понятия в свете риторической теории




Красноречие «родилось из распри» (Цицерон) именно как орудие борьбы. Момент торжества писаного закона вполне возможно определить как момент рождения риторики как средства физически уничтожать врага посредством слова. На эту отправную по сути точку в истории риторики обычно не обращают внимания её исследователи.

Что требовалось от оратора, чтобы победить врага, склонив мнение судей в свою пользу? Тут, видимо, не одно, а по меньшей мере, три умения, которыми должен был обладать всякий попадавший в суд.

1. Умение читать (быть грамотным, знать текст законов).

2. Умение логически доказать обвинение: сообщить о факте преступления, соотнести его со статьёй закона (квалифицировать преступление), и потребовать соответствующего наказания.

3. Умение опровергнуть обвинение: показать ложность обвинения, разоблачить несостоятельность аргументов, показать ошибку в рассуждении противника.

Третье из этих умений, пожалуй, является самым главное.

Но если обвинение (возьмём крайний случай) абсолютно доказано, факт нарушения закона не вызывает сомнения ни у кого из присутствующих, то как можно назвать умение, которое позволит обвиняемому избежать страшной участи? Я бы назвал это умением спорить против очевидного, по-другому наглостью или бесстыдством. Спасая себя, преступник не остановится ни перед какими хитростями, начнёт играть словами, строить всевозможные софизмы…

Видимо, на первых порах применения драконовских законов народ в Аттике ещё не обладал подобными способностями в полной мере. Потому-то, наверное, число смертных приговоров было очень большим. Спустя столетия афиняне с ужасом вспоминали «драконовские меры».

Народное творчество разработало методы борьбы с суровым судопроизводством: граждане поневоле стали грамотнее, логичнее и речистее… Война всех против всех – а это и есть одно из определений демократии – сформировала и особый характер афинского народа. Современники отмечали его поразительную склочность, любовь к пересудам и разговорам.

Но вернёмся к трём жизненно важным гражданским навыкам. Можно предположить, что потребность в умениях читать, говорить, рассуждать – вызвали рождение системы образования из трёх главных предметов - грамматики, риторики и диалектики – классического тривиума. Без знания этого набора из трёх предметов, основы основ свободных искусств (artes liberales), человек не мог быть полноценным гражданином и чувствовать себя в безопасности.

Отношение к этим наукам было неравнозначным. Грамматику и логику (диалектику, философию) общество обычно не считало чем-то предосудительным. Но в риторике сразу увидели опасное ремесло. Серьёзные люди осуждали риторические школы, в которых, как они говорили, юношей учат бесстыдству. Действительно, ритор-софист своё мастерство демонстрировал путём доказательства какого-нибудь тезиса и последующим опровержением только что доказанного. Поэтому в общественном мнении риторика была то же, что и софистика и эристика и вообще полное моральное разложение.

Аристотель, сам преподававший у Платона в академии риторику, сумел отделить от неё логику как науку о правильном рассуждении, о законах мышления. Риторику он обозначил как умение находить доказательства, практику правдоподобной речи. То есть не сумел снять с неё до конца сократовское обвинение в том, что это не более, чем ловкость. В своей «Риторике» великий философ признаёт, что помимо рационального доказательства часто используются приёмы воздействия на чувства слушателя.

В средневековых университетах риторику тоже особенно не жаловали, отводя ей роль вспомогательной дисциплины. Известно осторожное или негативное отношение к науке о витийстве и в последующих веках. Неоднократно говорили и о смерти риторики. Тем не менее, спрос на неё то и дело возникал, особенно в предреволюционные эпохи, накануне общественных катаклизмов.

Риторика являет вид не строгого доказательства, а только правдоподобного, речь не от сердца, а продуманная, искусственная речь деятеля. «Риторика всегда там, где человек сначала думает, а потом говорит» (М.Л.Гаспаров).

Риторика – наука о грамотной речи. Правомерно ли такое определение её предмета? Думается, да. И вот почему.

1. Это особая речь оформляется в связи с введением писаного закона.

2. Риторика опирается на собственно письменный текст. Перо, как известно, лучший наставник в красноречии.

3. Риторическая речь основывается на предварительном продумывании: она «пишется» вначале в уме оратора, обдумывается, редактируется. Это не духовная реакция на слова собеседника. Ритор держит в запасе массу шаблонов и образцов, вычитанных им из книг. Его речь искусственна, искусно грамотна. «Говорит как по писаному».

4. Данное определение не противоречит ни одному из известных определений риторики (умение находить доказательства, говорить хорошо, говорить красиво, эффективно и т.п.).

Итак, риторика – наука о грамотной речи, то есть о той, которая предварительно пишется (продумывается) а потом только произносится. Учить риторике – значит учить обдумывать, писать и произносить речи.

Но эти же три задачи обязательно ставятся и в двух других дисциплинах тривиума, но только там иные предпочтения. Грамматика прежде всего учит правильно писать, но вместе с тем и правильно читать (произносить) текст и думать над его строением. В логике ученик записывает и решает задачи или произносит вслух рассуждение, обращая внимание на соблюдение законов формальной логики. А вот в риторике главное - умение произносить. Поэтому античный тривиум - органическая система, связывающая три неразрывные науки. Их связь можно изобразить в виде трёх пересекающихся кругов.Мы видим, что у риторики есть общие места с грамматикой и диалектикой. А это значит, что в курсе риторики должны присутствовать разделы из этих двух наук. Риторику нельзя освоить без знания основ грамматики, а с другой стороны, без знания основ логики и шире – философии. В этой междисциплинарности заключается трудность изучения и преподавания риторики. От учителя требуется широта знаний, хорошая филологическая и философская подготовка, что встречается нечасто.

Понятие «журналист» - одно из ключевых в складывающейся теории массовой коммуникации. Но определяется оно нестрого, и, как замечено, зачастую «в порыве раздражения как «вторая древнейшая». Если стоять на строго научных позициях, то следует давать определение, лишенное эмоциональной окраски.

Необходимость дать такое определение объясняется не тем, чтобы защитить профессию в глазах общественного мнения, но уяснить сущность ремесла и руководствоваться точным ориентиром в преподавании, в стратегии журналистского образования.

Все имеющиеся определения не могут считаться удовлетворительными по причине неправильного взгляда на происхождение, исходную точку журналистики. Неправильно связывают ее рождение с появлением печати, множительной техники, усматривая прошедших эпохах существование только «пражурналистских явлений».

На наш взгляд, появление журналистики как общественного института следует связывать с особым, возникающим только в классовом обществе, видом речевой деятельности - риторикой. Это с одной стороны - вид особой речевой деятельности (грамотная речь ученого человека), с другой стороны - наука, помогающая овладеть такой деятельностью.

Риторика, как известно, родилась из распри (Цицерон) и служила орудием в доказательства в судебных совещаниях и в политических битвах. Риторика в эпоху эллинизма и Средневековья рассматривалась как ключевой предмет в образовании, помогающий упорядочивать и выражать мысли.

Деятельность современного журналиста - это деятельность ритора в условиях развитых средств производства и распространения всевозможных текстовых копий (печати, радио, телевидения). Функции ритора совершенно одинаковы во все времена, при любом уровне развития информационной техники. Они описаны еще в первом веке до нашей эры в своде правил пятичастной системы классической риторики. Эти 1.«изобретение» (правила сбора информации), 2.«расположение» (правила композиции), 3.«украшение» (учение о стиле, словоупотреблении), 4.«запоминание» (правила наиболее эффективного запоминания текста, но по-другому - правила технической фиксации текста в материале), 5.«произнесение» (правила исполнения речи оратором). У некоторых авторов (напр., у Ломоносова) - трехчастное представление о риторике, включающее только «изобретение», «расположение» и «украшение».

Следовательно, по своим функциональным обязанностям журналист является сборщиком информации (исследователь), записывающим ее (писатель) или передающим устно (оратор).

Журналист - это всегда универсальный ритор широкого профиля. Он занимается освещением самых разнообразных событий. Этот универсализм обычно порождает упреки в поверхностности, дилетантизме, низкой компетентности.

Журналист - наёмный работник, сочиняющий статьи за деньги, подчиняющий своё творчество целям работодателя.

Ограничимся этими характеристиками и дадим следующее определение понятию «журналист»: наемный универсальный исследователь, писатель и оратор низшей компетентности.

Это определение является всеохватным, то есть описывает весь круг явлений - журналистов (в своем чистом виде журналист - это репортер - тот, кого посылают на оперативное задание), работающих в любых СМИ.

Если журналист добивается роста своей компетентности (что невозможно без специализации на какой-то одной проблеме), это неизбежно приводит его к утрате универсализма. Он становится специалистом, «экспертом». Пишущего эксперта тоже зачастую называют журналистом, но это уже скорее «журналистская» профессия, наряду с которой можно называть целую номенклатуру профессий, занятых в СМИ (редакторы, дикторы, операторы, корректоры, иностранные корреспонденты, рекламисты, очеркисты и т.п.).

Риторическая теория позволяет составить всеохватную типологию журналистских профессий. Опираясь на пятичастную систему классической риторики, можно выделить пять основных групп работников информационного производства: «Исследователи», «Писатели», «Редакторы», «Технические работники СМИ», «Исполнители».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.