Общая характеристика и классификация следов транспортных средств.
Слайд - № 48
Видеофрагмент «Следы транспортных средств». Продолжительность 9 мин. 30 сек.
Основные следообразующие объекты, признаки которых отображаются в следах транспортных средств, можно условно разделить на две группы:
- детали ходовой части (колеса, гусеницы, полозья);
- внешние детали корпуса (облицовка, бампер, фары, крылья и др.), детали подвески, рулевого управления и трансмиссии, выступающие в просвет между корпусом и дорожным покрытием.
Необходимо отметить, что перечисленные детали могут являться не только следообразующими, но и следовоспринимающими объектами (носителями следов).
Слайд - № 49
Поскольку транспортное средство непосредственно контактирует с окружающей средой в первую очередь своей ходовой частью — колесами, следы последних наиболее часто обнаруживают при осмотре мест преступлений.
Колесо состоит из металлического обода (диска) и пневматической шины.
Шиной автомототранспортного средства называют комплект резины для колеса, состоящий из покрышки, камеры и ободной ленты. Имеются также бескамерные шины, где функцию камеры выполняет сама покрышка.
Как следообразующий объект, наибольший интерес представляет покрышка, ее устройство и конструктивные характеристики.
Покрышка — прочная, эластичная, резиновая оболочка, защищающая камеру от механических повреждений. В покрышке различают протектор и боковины (или боковые поверхности).
Протектор — утолщенный наружный слой покрышки. Он состоит из беговой дорожки и грунтозацепов.
Беговая дорожка — часть протектора, соприкасающаяся с дорогой и имеющая рельефный рисунок.
Грунтозацепы — массивные выступы по краям беговой дорожки и боковин, служащие для увеличения сцепления покрышки с дорогой и повышения проходимости в трудных дорожных условиях.
Рельефный рисунок беговой дорожки протектора включает следующие элементы: узкие и широкие канавки, щелевидные прорези и надрезы, продольные ребра, изолированные выступы. Эти элементы образуют шаг рельефного рисунка.
Шаг — это длина участка беговой дорожки, на котором наблюдаются все элементы, характеризующие рельефный рисунок. Шаг бывает постоянным и переменным.
В первом случае элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме и размерам на всех участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка состоит из определенного количества равных по длине участков.
Постоянный шаг рисунка имеют шины мотоциклов, мотороллеров и всех грузовых автомобилей. Переменный шаг рисунка изготавливают на шинах для легковых автомобилей в целях уменьшения шума при высоких скоростях.
Под следами транспортных средств нужно понимать:
1. отображения внешнего строения отдельных деталей и частей транспортного средства на различных объектах в результате контакта с ними;
2. отображения внешнего строения различных объектов, образовавшиеся в ходе происшествия на самом транспортном средстве;
3. части, составлявшие с транспортным средством единое целое и отделившиеся от него при происшествии;
4. вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (масла, тормозная жидкость и т. д.), а также попавшие на транспортное средство в результате происшествия (пятна крови, наслоения грунта и т. д.).
В настоящей лекции рассмотрены только следы как объект трасологической экспертизы, т. е. следы-отображения внешнего строения автомототранспортных средств.
Эти следы могут возникать при подготовке к преступлению (во время подвоза преступников и орудий преступления и т. д.), на стадии его совершения и при сокрытии следов преступления (в ходе вывоза украденных вещей).
Кроме классификации следов, уже описанной нами в начале лекции, следы транспортных средств могут быть так же классифицированы в зависимости от события, обусловившего их возникновение.
По этому основанию выделяют:
Слайд - № 50
Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о неподвижный объект. В результате на столкнувшихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, наслоения или отслоения, образуемые выступающими участками транспортных средств.
Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету и проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспортного средства. На них могут остаться царапины, соскобы, следы скольжения или части объектов, по которым проехало транспортное средство.
Следы наезда какбы объединяют следы столкновения и неполного переезда. Если в нем участвуют транспортное средство и человек, то следы остаются на транспорте, совершившем наезд, в виде вмятин от удара о тело потерпевшего, отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела (одежды) по поверхности транспортного средства. Обычно такие следы расположены спереди – на передних крыльях, капоте, радиаторе и т. д. На теле и одежде потерпевшего образуются следы наслоения, оставленные транспортным средством,- грунт с колес, краска, а также следы в виде разрывов, разрезов или размятия участков тела и одежды.
Следы качения возникают при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта – в период кратковременного покоя объекта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают (особенно ведущие), тем самым внося в процесс следообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче или длиннее (при торможении) участка колеса, которым данный след образован.
Следы тормоза, скольжения, юза.
Исследование обнаруженных следов транспортных средств может дать информацию о:
а) типе (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т. д.);
б) виде (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т. д.);
в) модели.
2. Взаиморасположении транспортных средств перед столкновением.
3. Повреждениях, причиненных транспортному средству в результате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).
4. Веществах, попавших на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).
5. Направлении движения транспортного средства.
Слайд - № 51
ГРУППОВЫЕ ПРИЗНАКИ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТА
Для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу.
Модель шины.С целью ее определения нужно изучить строение отобразившегося в следе рисунка протектора, измерить ширину и шаг беговой дорожки шины и ее наружный диаметр.
Ширину беговой дорожки измеряют в следе. Для этого отыскивают такой участок следа, в котором она отобразилась полностью. Ширина беговой дорожки шин легковых автомобилей и легковых грузовиков колеблется от 92 до 160мм, грузовых автомобилей и автобусов — от 140 до 590мм.
Для определения наружного диаметра в следе шины отыскивают два оставленных один за другим отпечатка какой-либо одной особенности (разрыв, заплата и т. д.). Расстояние между этими отпечатками будет равно окружности колеса с шиной. Разделив длину окружности колеса на 3,14, получим наружный диаметр шины.
Полученные данные сопоставляют с данными, содержащимися в альбомах, каталогах или справочниках, на основании чего устанавливают модель (модели) шин образовавших след.
Количество колес транспортного средства определяется по числу оставленных им следов.
Различают двух- и трехосные автомобили. При этом колеса могут быть одинарными и сдвоенными.
Следы передних колес движущегося вперед по прямой автомобиля в большинстве случаев уничтожаются задними колесами, поэтому о количестве колес можно сделать вывод только по следам, образовавшимся на стоянке (в виде углублений в грунте) или повороте транспортного средства.
При повороте, если его радиус был небольшим (т. е. при круговом повороте), на дороге отображаются следы всех колес автомобиля. Располагаются они следующим образом: при правом повороте, первый — след левого переднего, второй слева — левого заднего, третий слева — переднего правого и четвертый—заднего правого колеса. При левом повороте последовательность следов будет обратной. Исключение составляют трехосные автомобили, так как при движении по кривой следы второй (задней) пары колес почти полностью уничтожаются протекторами колес третьей оси.
Колея – это расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или средними линиями промежутков двух спаренных колес, расположенных на одной оси.
Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенной марки автомобиля, либо для автомобилей нескольких марок, принадлежащих к одному виду.
Как правило, производят измерение колеи задних колес, поскольку в большинстве случаев их следы отображаются наиболее полно и четко. Кроме того, ширина колеи задних колес постоянна, тогда как у передних колес она может измениться (например, после ремонта). Также необходимо иметь в виду, что ширина колеи, определяемая по следам колес, иногда по тем или иным причинам не соответствует стандартной, т. е. больше на несколько сантиметров.
Ширина колеи одинарных колес равна расстоянию между центрами правого и левого следов.
Если следы колес отображены неполно или нечетко, измерение можно проводить не между их центрами, а между аналогичными элементами рисунка протекторов шин на правом и левом колесах, при условии, что на обоих колесах стоят шины одной и той же модели.
Ширину колеи сдвоенных колес измеряют между линиями, проходящими по центру каждой пары (левой и правой) следов.
При неполном или нечетком отображении ширина колеи сдвоенных колес может быть измерена между центрами левого внутреннего и правого наружного следов и т. д. либо между аналогичными элементами рисунка левого внутреннего и правого наружного следов, и наоборот.
Результаты полученных замеров сопоставляют со специальными таблицами габаритных размеров ширины колеи передних и задних колес.
База автомобиля — это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой является расстояние между передней осью и геометрической осью - условной линией, расположенной между двумя задними осями. У таких автомобилей устанавливают кроме того, базу тележки — расстояние между задними осями.
База может быть определена по следам колес, образованным во время стоянки, при пробуксовке или развороте с применением заднего хода.
Во время стоянки на поверхности грунта (асфальта, снега), с которой соприкасаются шины, иногда образуются более вдавленные участки, проталины, остаются осыпавшиеся с шин частицы земли. Между следами колес могут быть обнаружены пятна смазки из кратера заднего или переднего моста автомобиля. При этом важно точно определить линии, которые соответствуют положению осей во время стоянки (для удобства их прочерчивают на грунте). Затем производят измерения.
При развороте с применением заднего хода автомобиль останавливается как минимум дважды, в результате чего образуются границы (окончания и начала) следов передних и задних колес. Соединив эти границы, получим линии, соответствующие осям автомобиля. Результаты замеров сопоставляют с соответствующими справочными данными.
Для установления конкретного транспортного средства по следам шин в последних необходимо отыскать индивидуальные признаки. Такими признаками могут быть:
Слайд - № 52
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТА
- неравномерный износ протектора шины;
- наличие, форма, размеры и месторасположение заплат;
- части другого рисунка протектора, использованного при ремонте шины;
- трещины, разрывы,
- выкрошенности резины,
- признаки средств против скольжения — форма, размеры траков или звеньев и особенности их рельефа.
При осмотре следов вмятин, изломов, царапин, оставленных неподвижных предметах (деревьях, столбах, стенах домов т. д.), устанавливают их форму, размер, расположение окраску. Полученные сведения позволяют судить о характере происшествия, а в некоторых случаях — идентифицировать транспортное средство.
По следам, оставшимся на месте происшествия, можно судить о повреждениях, влияющих на способность передвижения транспортного средства.
На самом транспортном средстве обнаруживают различные следы. К числу наиболее характерных из них относят деформацию деталей в виде вмятин и разрывов металла.
Так, при наездах на пешеходов часто образуются вмятины овальной формы на крыльях, облицовке радиатора, капоте, крыше кузова и дверцах.
Для столкновенийи опрокидываний характерны вмятинынеправильной формы сповреждением краски, разрывами металла, а также отделением деталей илиих частей.
В ряде случаев на поверхностях выступающих частей автомобиля образуются следы от ткани одежды потерпевшего. Они обычно остаются на переднем бампере, капоте, крыльях, лобовом стекле, передних стойках.
На деталях автомашины обнаруживают также следы краски, крови, частицы мозгового вещества, волосы, обрывки или подокна одежды потерпевшего и другие следы, которые могут иметь силу вещественных доказательств.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление