Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Следы транспортных средств




 

Общая характеристика и классификация следов транспортных средств.

Слайд - № 48

Видеофрагмент «Следы транспортных средств». Продолжительность 9 мин. 30 сек.

Основные следообразующие объекты, признаки которых отобра­жаются в следах транспортных средств, можно условно раз­делить на две группы:

- детали ходовой части (колеса, гусеницы, полозья);

- внешние детали корпуса (облицовка, бампер, фары, крылья и др.), детали подвески, рулевого управления и трансмиссии, выступающие в просвет между корпусом и дорожным покры­тием.

Необходимо отметить, что перечисленные детали могут являть­ся не только следообразующими, но и следовоспринимающими объектами (носителями следов).

Слайд - № 49

Поскольку транспортное средство непосредственно контак­тирует с окружающей средой в первую очередь своей ходовой частью — колесами, следы последних наиболее часто обнаружи­вают при осмотре мест пре­ступлений. Колесо состоит из металлического обода (диска) и пнев­матической шины. Шиной автомототранспортного средства называют комплект резины для колеса, состоящий из покрышки, камеры и ободной ленты. Имеются также бескамерные шины, где функцию каме­ры выполняет сама покрышка. Как следообразующий объект, наибольший интерес представ­ляет покрышка, ее устройство и конструктивные характеристи­ки. Покрышка — прочная, эластичная, резиновая оболочка, защищающая камеру от механических повреждений. В покрыш­ке различают протектор и боковины (или боковые поверхнос­ти). Протектор — утолщенный наружный слой покрышки. Он состо­ит из беговой дорожки и грунтозацепов. Беговая дорожка — часть протектора, соприкасающаяся с до­рогой и имеющая рельефный рисунок. Грунтозацепы — массивные выступы по краям беговой дорожки и боковин, служащие для увеличения сцепления по­крышки с дорогой и повышения проходимости в трудных дорожных условиях. Рельефный рисунок беговой дорожки протектора включает следующие элементы: узкие и широкие канавки, щелевидные прорези и надрезы, продольные ребра, изолированные выступы. Эти элементы образуют шаг рельефного рисунка. Шаг — это длина участка беговой дорожки, на котором наблюдаются все элементы, характеризующие рельефный рисунок. Шаг бывает постоянным и переменным.

В первом случае элементы рельефного рисунка, составляю­щие шаг, одинаковы по форме и размерам на всех участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка состоит из определен­ного количества равных по длине участков.

Постоянный шаг рисунка имеют шины мотоциклов, мото­роллеров и всех грузовых автомобилей. Переменный шаг рисунка изготавливают на шинах для легковых автомобилей в целях уменьшения шума при высоких скоростях.

Под следами транспортных средств нужно понимать:

1. отображения внешнего строения отдельных деталей и частей транспортного средства на различных объектах в результате контакта с ними;

2. отображения внешнего строения различных объектов, образовавшиеся в ходе происшествия на самом транспортном средстве;

3. части, составлявшие с транспортным средством единое целое и отделившиеся от него при происшествии;

4. вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (масла, тормозная жидкость и т. д.), а также попав­шие на транспортное средство в результате происшествия (пятна крови, наслоения грунта и т. д.).

В настоящей лекции рассмотрены только следы как объект трасологической экспертизы, т. е. следы-отображения внешнего строения автомототранспортных средств.

Эти следы могут возникать при подготовке к преступлению (во время подвоза преступников и орудий преступления и т. д.), на стадии его совершения и при сокрытии следов преступления (в ходе вывоза украденных вещей).

Кроме классификации следов, уже описанной нами в начале лекции, следы транспортных средств могут быть так же классифицированы в зависимости от события, обусловившего их возникновение.

По этому основанию выделя­ют:

Слайд - № 50

Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о не­подвижный объект. В результате на столкнувшихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, наслоения или отслоения, образуемые выступающими участками транспортных средств. Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету и проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспортного средства. На них могут остаться царапины, соскобы, следы скольжения или части объектов, по которым проехало транспортное средство. Следы наезда какбы объединяют следы столкновения и неполного переезда. Если в нем участвуют транспортное средство и человек, то следы остаются на транспорте, совершившем наезд, в виде вмятин от удара о тело потерпевшего, отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела (одежды) по по­верхности транспортного средства. Обычно такие следы рас­положены спереди – на передних крыльях, капоте, радиаторе и т. д. На теле и одежде потерпевшего образуются следы наслоения, оставленные транспортным средством,- грунт с колес, краска, а также следы в виде разрывов, разрезов или размятия участ­ков тела и одежды. Следы качения возникают при поступательно-вращательном дви­жении колеса и представляют собой развертку круга на плос­кости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта – в период кратковременного покоя объекта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают (особенно ведущие), тем самым внося в процесс следообразования эле­менты динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче или длиннее (при торможении) участка колеса, которым данный след образован. Следы тормоза, скольжения, юза.

Исследование обнаруженных следов транспортных средств может дать информацию о:

1. Групповой принадлежности транспортного средства:

а) типе (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т. д.);

б) виде (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т. д.);

в) модели.

2. Взаиморасположении транспортных средств перед столкно­вением.

3. Повреждениях, причиненных транспортному средству в ре­зультате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).

4. Веществах, попавших на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).

5. Направлении движения транспортного средства.

Слайд - № 51

ГРУППОВЫЕ ПРИЗНАКИ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТА Для решения вопроса о групповой принадлежности транспорт­ного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу. Модель шины.С целью ее определения нужно изучить строение отобразившегося в следе рисунка протектора, изме­рить ширину и шаг беговой дорожки шины и ее наружный диа­метр. Ширину беговой дорожки измеряют в следе. Для этого отыскивают такой участок следа, в котором она отобразилась полностью. Ширина беговой дорожки шин легковых автомобилей и легковых грузовиков колеблется от 92 до 160мм, грузовых автомобилей и автобусов — от 140 до 590мм. Для определения наружного диаметра в следе шины отыскивают два оставленных один за другим отпечатка какой-либо одной особенности (разрыв, заплата и т. д.). Расстояние между этими отпечатками будет равно окружности колеса с шиной. Разделив длину окружности колеса на 3,14, получим наружный диаметр шины. Полученные данные сопоставляют с данными, содержащимися в альбомах, каталогах или справочниках, на основании чего устанавливают модель (модели) шин образовавших след. Количество колес транспортного средства определяется по числу оставленных им следов. Различают двух- и трехосные автомобили. При этом колеса могут быть одинарными и сдвоенными. Следы передних колес движущегося вперед по прямой авто­мобиля в большинстве случаев уничтожаются задними колеса­ми, поэтому о количестве колес можно сделать вывод только по следам, образовавшимся на стоянке (в виде углублений в грунте) или повороте транспортного средства. При повороте, если его радиус был небольшим (т. е. при круговом повороте), на дороге отображаются следы всех колес автомобиля. Располагаются они следующим образом: при правом повороте, первый — след левого переднего, второй слева — левого заднего, третий слева — переднего правого и четвертый—заднего правого колеса. При левом повороте последовательность следов будет обратной. Исклю­чение составляют трехосные автомобили, так как при движе­нии по кривой следы второй (задней) пары колес почти пол­ностью уничтожаются протекторами колес третьей оси. Колея – это расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или средними линиями промежут­ков двух спаренных колес, расположенных на одной оси. Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенной марки автомобиля, либо для автомобилей нес­кольких марок, принадлежащих к одному виду. Как правило, производят измерение колеи задних колес, поскольку в большинстве случаев их следы отображаются наиболее полно и четко. Кроме того, ширина колеи задних колес постоянна, тогда как у передних колес она может из­мениться (например, после ремонта). Также необходимо иметь в виду, что ширина колеи, определяемая по следам колес, иногда по тем или иным причинам не соответствует стандарт­ной, т. е. больше на несколько сантиметров. Ширина колеи одинарных колес равна расстоянию между центрами правого и левого следов. Если следы колес отображены неполно или нечетко, из­мерение можно проводить не между их центрами, а между аналогичными элементами рисунка протекторов шин на правом и левом колесах, при условии, что на обоих колесах стоят ши­ны одной и той же модели. Ширину колеи сдвоенных колес измеряют между линиями, проходящими по центру каждой пары (левой и правой) сле­дов. При неполном или нечетком отображении ширина колеи сдвоенных колес может быть измерена между центрами ле­вого внутреннего и правого наружного следов и т. д. либо между аналогичными элементами рисунка левого внутреннего и правого наружного следов, и наоборот. Результаты полученных замеров сопоставляют со специаль­ными таблицами габаритных размеров ширины колеи передних и задних колес. База автомобиля — это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой является расстояние между передней осью и геометрической осью - условной линией, расположенной между двумя задними осями. У таких автомобилей устанавливают кроме того, базу тележки — расстояние между задними осями.   База может быть определена по следам колес, образован­ным во время стоянки, при пробуксовке или развороте с при­менением заднего хода.

Во время стоянки на поверхности грунта (асфальта, снега), с которой соприкасаются шины, иногда образуются более вдавленные участки, проталины, остаются осыпавшиеся с шин частицы земли. Между следами колес могут быть обнаружены пятна смазки из кратера заднего или переднего моста ав­томобиля. При этом важно точно определить линии, которые соответствуют положению осей во время стоянки (для удобст­ва их прочерчивают на грунте). Затем производят измерения.

При развороте с применением заднего хода автомобиль останавливается как минимум дважды, в результате чего обра­зуются границы (окончания и начала) следов передних и зад­них колес. Соединив эти границы, получим линии, соответствую­щие осям автомобиля. Результаты замеров сопоставляют с соот­ветствующими справочными данными.

Для установления конкретного транспортного средства по следам шин в последних необходимо отыскать индивидуальные признаки. Такими признаками могут быть:

Слайд - № 52

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТА - неравномерный износ протектора шины; - наличие, форма, размеры и месторасполо­жение заплат; - части другого рисунка протектора, использованно­го при ремонте шины; - трещины, разрывы, - выкрошенности резины, - признаки средств против скольжения — форма, размеры траков или звеньев и особенности их рельефа.

При осмотре следов вмятин, изломов, царапин, оставленных неподвижных предметах (деревьях, столбах, стенах домов т. д.), устанавливают их форму, размер, расположение окраску. Полученные сведения позволяют судить о характере происшествия, а в некоторых случаях — идентифицировать транспортное средство.

По следам, оставшимся на месте происшествия, можно судить о повреждениях, влияющих на способность передвижения транспортного средства.

На самом транспортном средстве обнаруживают различные следы. К числу наиболее характерных из них относят дефор­мацию деталей в виде вмятин и разрывов металла.

Так, при наездах на пешеходов часто образуются вмятины овальной формы на крыльях, облицовке радиатора, капоте, кры­ше кузова и дверцах.

Для столкновенийи опрокидываний характерны вмятинынеправильной формы сповреждением краски, разрывами металла, а также отделением деталей илиих частей.

В ряде случаев на поверхностях выступающих частей автомоби­ля образуются следы от ткани одежды потерпевшего. Они обычно остаются на переднем бампере, капоте, крыльях, лобовом стекле, передних стойках.

На деталях автомашины обнаруживают также следы крас­ки, крови, частицы мозгового вещества, волосы, обрывки или подокна одежды потерпевшего и другие следы, которые могут иметь силу вещественных доказательств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.